Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Профиль,
17 мая 2004

Миллион алых роз

Михаил Захаров, Артем Горбачев

Сместив лидера Аджарии Аслана Абашидзе, грузинский президент Михаил Саакашвили нацелился на Абхазию. Смена власти может произойти и в Армении. А России остается только пассивно наблюдать за происходящим.

На прошлой неделе абхазский президент Владислав Ардзинба обратился за помощью к Владимиру Путину. Ардзинба серьезно обеспокоен заявлениями Михаила Саакашвили, который из окна дворца Аслана Абашидзе в Батуми пообещал скоро наведаться в Абхазию, и просит Путина заступиться. Недавние успехи Саакашвили напугали и другую непризнанную республику - Южную Осетию. Недавно руководство Северной Осетии (той, что входит в состав РФ) заявило, что "не допустит" повторения в Южной Осетии аджарского сценария.

С другой стороны, и Михаил Саакашвили отступать не может. Он пришел к власти под лозунгом восстановления территориальной целостности Грузии и стал заложником собственных заявлений. У грузинской элиты, сплотившейся вокруг президента, равно как и у простых граждан, лозунг нашел живейший отклик. Саакашвили, напомним, выиграл и президентские, и парламентские выборы с результатом, превышающим 70%. Теперь обещания надо выполнять.

Все это можно было счесть грузинским внутренним делом, кабы не недавние события в Армении. В середине апреля в Ереване начались многотысячные митинги оппозиции с требованием отставки президента Роберта Кочаряна. Переговоры между президентом и оппозицией, проходившие на прошлой неделе, зашли в тупик, а между тем Кочарян еще и подлил масла в огонь, добившись принятия закона, фактически запрещающего митинги.

 Оппозиционеры всерьез рискуют попасть в тюрьму, если они еще раз выйдут на митинг. Однако понятно, что проблем Кочаряна это не решает. Примечательно, что все акции противников президента Армении привлекают десятки тысяч граждан. А ведь так было и в Тбилиси.

Многие эксперты утверждают, что политическая картина постсоветского Закавказья в ближайшее время значительно изменится. Уход "динозавров" - политиков старшего поколения, по их мнению, практически неизбежен. "Следующим должен уйти Кочарян - последний из могикан Кавказа", - говорит известный азербайджанский политолог Ариф Юнусов.

Шестая колонна

С одной стороны, особой угрозы режимам Ардзинбы и Кочаряна нет. Внешне они вполне благополучны. В Абхазии и Южной Осетии главным препятствием для грузинского президента станет отсутствие протбилисских настроений. "В Абхазии и Южной Осетии нет мощной пятой колонны, какая наблюдалась в Аджарии, общество там более консолидировано", - считает замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. А усилия армянских оппозиционеров пока разбиваются о мощный репрессивный аппарат Роберта Кочаряна, который уже отработал технику разгона уличных демонстраций в ходе апрельских выступлений. Так что без внешнего давления режимы Закавказья могут просуществовать еще довольно долго.

Неприятность для южно-кавказских лидеров в том, что внешнее давление (прежде всего со стороны США) уже оказывается, а со временем еще и усилится. Напомним, что США всячески приветствовали смену власти в Аджарии, прямо подталкивая Саакашвили к более активным действиям. Режим Абашидзе не устраивал Соединенные Штаты прежде всего тем, что он контролировал транзит нефти через крупнейший порт на восточном побережье Черного моря. Потенциально маршрут через Батуми мог составить конкуренцию нефтепроводу Баку-Джейхан. В преддверии открытия трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан неконтролируемый Батуми был сильным раздражающим фактором для американцев. Да и не только для них. Из-за конфликта вокруг Аджарии и связанной с этим конфликтом приостановкой нефтяного экспорта только Азербайджан, по некоторым данным, терял до $1 млн. в сутки.

Разумеется, Соединенные Штаты, которые (опять же из-за нефтепровода) заинтересованы в том, чтобы на Южном Кавказе был мир и покой, а все существующие там режимы ориентировались на Вашингтон, очень недовольны существованием независимых Абхазии и Южной Осетии. Что же касается Армении, то особое раздражение американцев вызывает то, что Кочарян пытается лавировать между США, странами Евросоюза и Россией. Многие в Армении считают, что к последним выступлениям оппозиционеров приложили руку Соединенные Штаты.

В ежегодном докладе о правах человека США в крайне жесткой форме критиковали политику властей Армении по поводу разгона демонстраций, а американские общественные организации (и прежде всего Институт демократии США под руководством Мадлен Олбрайт) с недавнего времени активизировали работу с оппозиционными партиями. Напомним, что именно так действовали Соединенные Штаты и накануне "революции роз" в Грузии, приведшей к власти Михаила Саакашвили. "Вариант, при котором США уговорят Кочаряна покинуть свой пост или попытаются реализовать грузинский вариант, вполне вероятен", - говорит экс-глава Государственного управления национальной безопасности Армении Эдуард Симонян.

Положение лидеров Абхазии выглядит совсем незавидным, если вспомнить, с какой легкостью Москва последовательно сдала Саакашвили сначала Эдуарда Шеварднадзе, а затем и Аслана Абашидзе. С последним ситуация вышла уж совсем нехорошая: в Москве ему всячески намекали на поддержку "в случае чего", а на деле ограничили возможности для сопротивления тбилисским властям. Бывший аджарский лидер, в точности как выгнанный муж, вынужден был остановиться "у брата Юрия" - в подмосковной резиденции московского мэра Юрия Лужкова. Откель грозить мы будем?

Удивительно, что Россия, не раз заявлявшая о приоритетном значении политики на Южном Кавказе, не демонстрирует подобной США решительности. И это при том, что бизнес-проектов с участием российского капитала в регионе предостаточно. Наиболее яркий пример представляют московские бизнесмены. Московский мэр не случайно так упорно играл роль заступника и опоры Абашидзе: столица в лице ее градоначальника налаживала связи с грузинскими княжествами уже давно. Летом 2002 года Аджарию посетила группа приближенных к мэрии московских архитекторов. Позже активную деятельность в Батуми развернула московская строительная фирма "Конти", которая, по некоторым данным, тесно связана с московской мэрией. Интересы у Москвы есть и в Абхазии. Юрий Лужков еще в конце 2002 года сообщил, что российская столица заинтересована в восстановлении потенциала здравниц в непризнанной Республике Абхазии. С тех пор почти все курорты в республике (а это едва ли не единственный вид бизнеса в Абхазии) перешли в руки московских предпринимателей,

Не связанные с московской мэрией российские бизнесмены также проявляют заинтересованность в южно-кавказских рынках: в прошлом году компания РАО "ЕЭС России" объявила о планах по развитию (на самом деле речь идет практически о восстановлении) электроэнергетики Абхазии. А планы у компании поистине наполеоновские: в ближайшие годы планируется инвестировать в энергетику Абхазии около $180 млн. Сопоставим и объем российских компаний в электроэнергетику Армении. Конечно, российские бизнесмены не смогут активно влиять на политическое развитие Абхазии или Армении, но для них существенно, чтобы местные режимы были дружественными.

Впрочем, эти интересы так и остаются фактом личной биографии отдельных бизнесменов. "Когда состоялся первый митинг оппозиции, в Армении были очень обеспокоены активизацией американцев, ждали какого-то выражения московской позиции, но в тот период его не было. Нет его и сейчас", - говорит Ольга Воркунова из МГИМО. Официальная Москва просто следует за событиями, всячески стараясь смягчить конфликты, но не демонстрирует никакой активной политики на Южном Кавказе. А США, похоже, взяли курс на смену режимов в регионе. Значит, розы в Ереване и Сухуми будут в цене. Интересно только, хватит ли всем отставникам места на даче Юрия Лужкова? Россия, как это ни печально, в результате рискует потерять всякий вес на Южном Кавказе. Зато за судьбу бывших лидеров можно быть спокойными: места на лужковской даче им наверняка хватит.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ