Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Страна.Ru,
24 мая 2004

Евросоюз подтолкнул Украину к союзу с Россией

Ксения Фокина

Идея экономического союза между Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном, саммит лидеров которых открылся в понедельник в Ялте, становится более реальной. Двусторонние встречи Владимира Путина в преддверии саммита, видимо, сыграли свою роль. После встречи в Москве с премьером Украины и, не исключено, ее будущим президентом, Виктором Януковичем, Владимир Путин заявил, что в Ялте будет «поставлена точка в первом этапе формирования единого экономического пространства». А это значит, что Украине придется расстаться, по крайней мере, на ближайшие десять лет, со своими евроатлантическими амбициями. Что касается России, то она в этом процессе может пожертвовать пешкой ради выигрыша ферзя.

Если учесть, что никаких соглашений на саммите подписано не будет, то становится понятным, что та «точка», о которой говорил Владимир Путин, касается не столько формальной части дела, сколько идеологической. А именно тех разногласий, которые еще недавно разделяли некоторых участников будущего союза. Эти разногласия носили преимущественно политический характер. И то, что конференция проходит через три недели после расширения Евросоюза, не случайно. В Европе не очень симпатизируют идее такого объединения. Между тем, по мнению экспертов, создание общего пространства неизбежно с точки зрения экономических интересов каждой из сторон.

Восемь месяцев назад, 19 сентября 2003 года президенты РФ, Белоруссии, Казахстана и Украины подписали в Ялте соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП), которое затем ратифицировали парламенты четырех государств. Что, собственно, означает это соглашение? Прежде всего, оно предполагает создание качественно новой региональной интеграционной организации. В ее рамках будет создан таможенный союз, обеспечивающий свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Страны союза будут проводить единую внешнеторговую политику, а также согласовывать налоговую, денежно-кредитную и валютно-финансовую деятельность.

Украина поворачивается к России?

Готовы ли к этому страны, подписавшие соглашение? И прежде всего, сама Россия? В интервью Стране.Ru заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин, отметил, что у партнеров России другого выхода просто нет, так как речь идет не о политической интеграции, а об экономической. Однако польза от такого союза будет и политическая, так как он будет способствовать снятию напряженности между Россией и Украиной, которая последние годы активно демонстрировала свои евроатлантические амбиции. И если еще полгода назад вопрос о союзе был действительно, мягко говоря, подвешен, то сегодня ветер переменился. «Расширение Евросоюза не оставило выбора Украине, - считает Владимир Жарихин. - Романо Проди (председатель Европейской комиссии - К.Ф.) откровенно сказал, что в ближайшее десятилетие Украине вступление в ЕС не светит. А стоять с протянутой рукой у границ ЕС - значит, терять все наукоемкие и более или менее действующие отрасли промышленности (военно-космическую, авиационную), страдать от серьезных расходов, связанных с ограничением по поставкам российских энергоносителей и т.д. В итоге через 20 лет, когда Евросоюз окажется готовым к принятию Украины в свои ряды, окажется, что принимать некого, так как экономика развалена. Поэтому единственный выход - интеграция с Россией». Однако для Украины такое решение не самое простое. Оно связано с ломкой стереотипов, сложившихся за период становления украинской независимости. Но выбор, считает Владимир Жарихин, все-таки делать придется, так как это выбор в пользу экономического развития. «Здесь дело уже не в политических клише и не в том, кто будет следующим президентом Украины - Янукович или Ющенко, а в рациональном экономическом выборе. А он только один - взаимодействие с Россией», - заявил эксперт.

При этом, надо отметить, что дебаты вокруг необходимости создания ЕЭП велись на Украине чрезвычайно активно. Однако у фактора смены украинского курса в отношениях с Россией есть и еще один аспект. Дело в том, что, как пояснил Владимир Жарихин, «на Украине, в отличие от России, с ее красным поясом, существует очень жесткий политический дифферент между востоком и западом страны. Причем специфика в том, что на стадии обретения независимости «западенцы», то есть жители Западной Украины, которые представляли меньше пяти процентов ВВП Украины, диктовали условия в политике. Сейчас экономические реалии таковы, что позиция "западенцев" все более проседает. Потому что заинтересованность восточных областей, которые производят подавляющее количество ВВП, находится на Востоке. И не потому, что они так любят Россию, а потому что им это выгодно».

Экономика ради безопасности

Что касается России, то созданием ЕЭП она преследует не только экономические интересы. Она-то как раз понесет кое-какие потери. Однако вопрос безопасности чрезвычайно важен, поэтому потери, считают в Москве, будут оправданы. Правда, эта безопасность связана и с экономическими интересами, в том числе с проходящими по территории Украины и Белоруссии газовыми трубопроводами. «Если быть прагматиками и оставить все разговоры о славянском братстве, - считает Владимир Жарихин, - России необходимо, коль скоро по территории двух из этих стран пролегают наши трубопроводы, выполнение двух условий - стабильность в этих странах и заинтересованность, прежде всего экономическая, в сотрудничестве с ней. В таком случае можно пожертвовать пешкой ради выигрыша ферзя». В этом плане для России крайне важен этап передачи власти в Белоруссии, чтобы это ни было: третий срок Лукашенко или его уход, процесс этот должен пройти «достаточно мягко».

И еще один немаловажный момент. Два локомотива экономического союза - Россия и Казахстан - являются энергоэкспортирующими странами. Тогда как Украина и Белоруссия лишь потребители на этом рынке. «У таких стран зачастую бывают прямо противоположные интересы, - заметил Владимир Жарихин. - Не случайно единственная энергоэкспортирующая страна Европы - Норвегия - так и не вступила в Евросоюз».

Спорных вопросов много, о чем, в частности, говорил накануне саммита и Владимир Путин. Одним из таких вопросов по-прежнему остается политическая ситуация в Белоруссии, на которую Россия хотя бы из общепринятых в мире приличий не может смотреть сквозь пальцы. С другой стороны, как сказал собеседник Страны.Ru, «в Москве с большим вниманием следят за политическими событиями на Украине накануне осенних выборов. Между тем предстоящие осенью в Белоруссии выборы в нижнюю палату парламента не менее важны. К тому же Лукашенко собирается проводить референдум по своему третьему сроку. Для России это не менее важно, так как она должна более активно влиять на политический процесс в Белоруссии, с тем, чтобы к власти там пришли не просто демократические люди, но и люди пророссийской направленности. Это возможно, если Россия будет использовать рычаги влияния, которые она пока не использует».

Как сообщают официальные источники, ожидается, что президенты четырех стран дадут поручение экспертам в достаточно жесткие сроки, возможно до конца года, подготовить проекты всех основных нормативных актов (более 100 соглашений), которые после ратификации парламентами смогут лечь в основу так называемой общей экономической конституции «четверки».

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ