Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Приднестровье,
8 июня 2004

Закон и порядок – на смену двойным стандартам

В.Островский, обозреватель

Прошедшее телешоу в Кишиневе с привлечением к диалогу в прямом эфире представителей Приднестровья, кроме внешне положительного момента для приднестровцев (пусть и ограниченной, но все-таки возможности без купюр заявить о своей позиции молдавскому зрителю) вновь, в который уже раз подтвердило старую истину: мы стучимся в закрытую дверь.

На протяжении всей истории переговорного процесса между Кишиневом и Тирасполем, пожалуй, только на последнем его этапе, стороны представляют люди хорошо знакомые, понимающие друг друга. Речь идет о министре реинтеграции РМ В. Шова и министре иностранных дел ПМР В. Лицкае. Но даже после долговременного и неоднократного общения Шовы с приднестровским министром иностранных дел, отличающимся ясной логически безупречно выстроенной линией мышления, в сознании молдавского министра не наступило сколь-нибудь существенного прояснения ситуации. Как и пять-десять лет назад, Кишинев уперто стоит на зашоренной позиции унитаризма. Как и все эти годы, сегодня кишиневские представители «единой страны», неустанно долдонят  о «де факто» единой стране, о народе «единой страны», о новой Конституции Республики Молдова, упоминая как о временном недоразумении – о заартачившихся левобережных районах Молдовы. С января 1993 года заявленная приднестровцами позиция о создании с Молдовой общего государства в границах  МССР на паритетной основе, так и не нашла и похоже уже не найдет понимания с молдовской стороны.

Демонстративное игнорирование нынешним руководством Республики Молдова всех ранее подписанных в присутствии международных наблюдателей, соглашений о сотрудничестве с ПМР, яркий пример тщетности усилий как мирового сообщества, так и Приднестровья по нормализации отношений сторон. Более того приднестровская концепция в ранге официальной внешней политики ПМР, в какой-то степени завела в тупик взаимоотношения между США и РФ в нашем регионе.

Интересы двух великих держав сталкиваются на постсоветском пространстве по всему периметру российской государственной границы. В этом противостоянии до сих  пор доминировали Соединенные Штаты. Что досадно, но не удивительно, если учесть внешнюю политику тотальных уступок, которую при Ельцине проводил глава российского МИД Козырев. Хочется верить, что эти мрачные времена в невозвратном прошлом, человеку свойственно надеяться ан лучшее. Есть ли для таких надежд основания – вот в чем вопрос. Впрочем судите сами, насколько поменялась внешняя политика России, по крайней мере в заявлениях высокопоставленных чиновников. Председатель Комитета Госдумы РФ по международным делам Константин Косачев так рассуждает о заинтересованности России, вернуть себе позиции мировой державы.

Присутствие американских войск на территории постсоветской Средней Азии по его мнению «для России выгодно, потому, что с их помощью выполняются наши собственные задачи, которые мы не можем решить в силу ограниченных финансовых возможностей» (?!).

Неужели в «собственные задачи» России входит контроль натовской авиацией российской территории ?! Неужто  «собственной задачей» России стало сокращение времени подлета натовских бомбардировщиков до стратегических объектов на ее территории?!

Подобная политика, проводимая на Кавказе, привела к тому, что еще вчера благодарившие Путина и Россию грузинские политики за «сданную» Аджарию, сегодня также хором   заговорили о скорейшем выводе российских военных баз со своей территории. По мнению главы немецкого фонда имени Генриха Белля в Грузии Вальтера Кауфмана, «российский имидж на Кавказе от этого улучшился».  В результате Россия получила «имидж», а Соединенные Штаты получат каспийскую нефть, потому, что Грузия расположена на трассе будущего нефтепровода по которому каспийская нефть будет доставляться в Батуми, а оттуда морским путем в США.

Россия свою нефть разбазаривает, помогая олигархам коллекционировать острова и футбольные команды и еще нынешнее поколение российских школьников станет свидетелем ее исчерпания, а США свои скважины законсервировали, заботясь о будущем своей страны, потому что ее политики твердо уяснили аксиому: кто владеет нефтью – тот владеет миром! Строго говоря, речь идет не об ограниченных финансовых возможностях Российской Федерации, а об отсутствии у ряда ее политиков чувства патриотизма и гражданской как и государственной позиции. Остается напомнить читателю, что Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и Туркмения, это свыше 4 млн квадратных километров. И что один Казахстан по площади равен Франции, Германии, Великобритании, Испании, Италии, Польши, Венгрии, Румынии и Болгарии вместе взятым! Так вот, российский политчиновник (и он не одинок!) достаточно высокого ранга  считает «выгодным» для России отдать эту Среднюю Азию под американский протекторат!

Но вернемся в наши пенаты. Приднестровцы слишком много надежд связывают с Россией и очень заинтересованы не в «имидже», а в авторитете сильной России. Поэтому уместно будет напомнить, что «образец демократии» – США с момента своего образования 200 раз участвовали в военных конфликтах за пределами своей территории и в 16 странах силой меняли власть. Но только два раза они действовали по мандату ООН в Гаити и Афганистане, вот  такой «имидж».

Нынешняя территория бывшей МССР, еще одно место где столкнулись интересы России и Америки и хоть тот же Косачев считает, что «сейчас  навязывать им (Грузии и Молдове В.О.) свое военное присутствие для России неконструктивно», будем исходить из постулата, что «Россия заинтересована, чтобы вернуть себе позиции мировой державы» –  по его же выражению. На мой взгляд, территория бывшей МССР как раз то место где при столкновении интересов США и РФ могут быть и «волки сыты» – удовлетворены амбиции Соединенных Штатов и «овцы целы» – не пострадают интересы России, и при этом будут строго соблюдены все международные законы, при условии их уважения и неукоснительного соблюдения всеми заинтересованными сторонами. Пресловутая целостность Республики Молдова есть политическая химера как и ее создание в 1940 году. Это подтвердил 23 июня 1990 года Верховный Совет Советской Социалистической Республики Молдова (ССРМ), утвердив заключение комиссии о незаконности образования МССР 2 августа 1940 года. Таким образом, согласно всем международным нормам, с этого момента (23.06.1990) ССРМ (МССР) прекращает свое существование, и автоматически происходит восстановление территорий образовавших в 1940 году МССР, в прежнем правовом положении, что на языке юристов называется реституцией. Отсюда неизменно  следует, что с 23 июня 1990 года правобережная Бессарабия и левобережные районы более не составляют государственное образование МССР-ССРМ.

Я настаиваю, чтобы данное мое заключение подтвердили либо опровергли эксперты из ОБСЕ, СЕ, ПАСЕ и любых других международных организаций. К тому же «единая Молдова» предполагает наличие только одного покровителя: либо США, либо РФ, при непременном ущемлении интересов одной из сторон.  Установление же юридической, международной справедливости не только удовлетворит интересы США и России, но и послужит наглядным примером того, что мировое сообщество ставит международное право выше сиюминутных интересов отдельных политических группировок и партий. Существует мнение, что подобное решение проблемы нарушит некий баланс взаимосдержек в данном регионе и послужит катализатором сепаратизма в других. На что можно аргументировано возразить: во-первых, цивилизованный раздел или объединение территорий на основе международных соглашений не вызывает очагов напряженности. Пример: объединение двух Германий и раздел Чехословакии. Во-вторых, Верховный Совет ССРМ без какого-либо давления и постороннего вмешательства, как высший законодательный орган объявил 23 июня 1990 года об отделении левобережья  Днестра от остальной части республики – Бессарабии. Именно игнорирование международным сообществом данного факта, привело к возникновению очага напряженности, когда вопреки своему решению, власти Бессарабии,  предприняли попытку силовым путем аннексировать не принадлежащую им территорию, которая согласно вышеозначенному решению, восстановила свой государственно-правовой статус Автономной Молдавской Советской Социалистической Республики (на момент 2.08.1940 года).

Сегодня необходимо признать, что более чем десятилетнее ведение переговорного процесса ПМР с РМ не привело к сколь-нибудь положительному результату. За прошедший период стороны не нашли взаимоприемлемых точек соприкосновения. Политика РМ по отношению к ПМР носит неконструктивный, недружественный, а зачастую и откровенно враждебный характер. Так совсем недавно, президент РМ В. Воронин обратился к ОБСЕ за содействием в создании совместных молдавско-украинских таможенных постов на границе с Украиной для пресечения незаконного потока товаров через непризнанную Приднестровскую Молдавскую Республику, заявив об этом в Софии на встрече с председателем ОБСЕ Соломоном Паси.

Тем самым молдавский президент незадумываясь попирает права не только «непризнанной» ПМР, но и призывает ОБСЕ вмешаться во внутренние дела суверенной Украины без ведома руководства этого государства.

Исходя из вышеизложенного, понимаешь, что назрела необходимость Верховному Совету ПМР безотлагательно заявить об отмене постановления от 6 января 1993 года о создании общего государства с РМ на основе равенства сторон и объявить странам-гарантам и ОБСЕ о курсе ПМР на создание независимого государства согласно нормам международного права и решению Верховного Совета ССРМ от 23 июня 1990 года.

Время двойных стандартов в политике должно навсегда остаться в прошлом. Закон и порядок – вот девиз двадцать первого века. Иначе хаос и кровопролитные междоусобные войны погубят цивилизацию. Закон и порядок!

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ