Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Ольвия-пресс,
11 июня 2004

Крах иллюзий – время определяться

Кавказ – болевая точка российской политики, сегодня там решается судьба российского влияния в СНГ. До сих пор все действия Кремля, совершаемые в ущерб национальным интересам России, воспринимались как вынужденные уступки в период временной слабости Страны. Казалось, что Кремль жертвует второстепенным для того, чтобы уберечь главное – российскую державность, и сохранить основы для скорейшего возрождения Государства.

Позиция, занятая Москвой в период аджарского кризиса, существенно снизила возможности России эффективно контролировать ситуацию на Кавказе. Нынешняя напряженная обстановка вокруг Южной Осетии – есть прямой результат сдачи Аджарии и ослабления российского влияния в регионе. Об этом с озабоченностью говорят многие российские политологи. Российские издания откровенно пишут, что Москва должна признать «непризнанных». Политический обозреватель Павел Вощанов в газете «Труд» отмечает,

«Острейшие этнические и территориальные конфликты, рожденные распадом СССР, никуда не делись, они тлеют и ждут своего часа. Южная Осетия, Абхазия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Крым (еще неизвестно, до чего может дойти дело в этом благодатном крае, где исламский радикализм, при всеобщем попустительстве набирает силу и становится все агрессивнее). Все эти годы политики, в первую очередь российские, были заняты дележом госсобственности и не желали отвлекаться на поиск решения сложнейшей задачи. «Авось само рассосется» - вот подход к действительным проблемам СНГ. Зато наплодили бесчисленное число всевозможных комиссий с неясными функциями, наобещали друг другу даже не заикаться про пересмотр доставшихся в наследство границ. Но ведь народы не могут жить бесконечно долго меж двух, а то трех огней. Надо что-то решать. Едва ли удастся, не пролив кровь, вернуть осетин и абхазов в Грузию, а приднестровцев – в Молдову. Значит, это не решение. Тогда что?  Самое разумное – на самом деле оставить все, как есть. Ни как было в СССР, а как сложилось в итоге его распада. Но для этого Россия должна проявить волю и признать «непризнанных», тем самым, поставив заслоны любым попыткам разрешить конфликт силой».

В том же духе о проблеме «непризнанных» государств в СНГ отзывается в газете «Советская Россия» Вячеслав Тетекин:

 «Московским политикам и дипломатам пора перестать заботиться о «территориальной целостности Грузии». Нынешняя Грузия – это те части бывшей Грузинской ССР, которые согласны добровольно подчиняться Тбилиси. Остальные, которые с кровью вырвались из Грузии, чувствуя себя там инородным телом (Абхазия и Южная Осетия) – должны быть оставлены в покое, пока они сами не решат: быть им независимыми, войти в состав России или в состав Грузии. Любая попытка силой или шантажом подвинуть их в какую-либо сторону (кроме независимости) будет означать агрессию и оккупацию. Разговоры о «международных признанных границах» Грузии сути дела не меняют. Абхазия и Южная Осетия независимы де-факто и признание их таковыми де-юре вопрос лишь времени и соответствующих международных условий. Кстати, свой исторический выбор эти народы уже сделали. И в Абхазии, и в Южной Осетии около 70% населения приняли российское гражданство. Причем, абсолютно добровольно!»

Сегодня на Кавказе Вашингтон отрабатывает сценарии для всего постсоветского пространства. Грузино-осетинское столкновение является таковым только по форме, по содержанию – это очередная атака США на российские интересы на Кавказе. Аналогичные процессы происходят и в молдо-приднестровском регионе. Здесь, к счастью, нефти нет и интенсивность этих процессов пока ниже. США заинтересованы только в ликвидации в регионе российского влияния, и молдавские власти выступают послушным орудием для продвижения интересов Запада. Молдавские политики (подобно грузинским) при каждом удобном и неудобном случае «напоминают» Кремлю о «необходимости» скорейшей ликвидации российского военного присутствия. Москва же в ответ снижает цены на поставляемый в Молдову газ.

Американская креатура к власти в Кишиневе пока не пришла, однако это, скорее всего, дело недалекого будущего. Чуть более полугода осталось до парламентских выборов в Молдове и уже сегодня большинство политических формирований РМ, во главе с правящей партией, борются за право считаться наиболее прозападными. В этом ряду и последняя инициатива властей – «Пакт стабильности и безопасности для Молдовы». Молдавский президент для решения приднестровской проблемы пытается привлечь к урегулированию новых игроков – США, Евросоюз и Румынию. Цели очевидны - в Кишиневе спят и видят, чтобы вытеснить из переговоров Россию и предоставить Вашингтону режим наибольшего благоприятствования по осуществлению апробированного в Аджарии сценария.

Со стороны Москвы пока не видно реальных попыток остановить свое тотальное отступление, российский МИД сохраняет невнятную позицию, пытаясь делать хорошую мину при плохой игре. Но упреки в адрес Москвы, пожалуй, следует разделить и Тирасполю. Позиция приднестровской стороны после срыва Меморандума должна была быть более жесткой. После того как официальный Тирасполь согласился на условия «асимметричной федерации» Козака, а Кишинев их отвергнул, большие уступки со стороны Приднестровья будут означать только полную ликвидацию приднестровской государственности и окончательное свертывание влияния Москвы в регионе. Разговаривать с Кишиневом Тирасполю давно уже не о чем. Тем не менее, приднестровская сторона проявляет опасный конструктивизм и опять идет на возобновление переговоров. Тирасполь все еще пытается строить некое «общее государство» с режимом, полностью себя дискредитировавшим.

Ультраконсервативная позиция приднестровской дипломатии в вопросе молдо-приднестровского урегулирования в данный момент не отвечает сложившимся реалиям. 5 июня Парламент Южной Осетии обратился к Государственной Думе России с просьбой о признании независимости Республики Южная Осетия и принятии мер по защите российских граждан, проживающих в ней. Обращение вызвано "реальной угрозой новой агрессии Грузии против Южной Осетии". Южноосетинские парламентарии исходят в своем обращении "из воли народа, выраженной на референдуме в январе 1992 года", и "исторически обусловленной связи с Россией". "Народ Южной Осетии считает Российскую Федерацию единственным гарантом своей безопасности".

В российской Думе позиция Южной Осетии находит понимание. Уже 8 июня председатель Государственной думы РФ Борис Грызлов заявил, что депутаты российского парламента готовы немедленно рассмотреть обращение в свой адрес парламента республики Южная Осетия, как только оно поступит в Госдуму России. По оценкам российских аналитиков, решение Думы по обращению югоосетинских парламентариев может стать крайне важным для дальнейшего развития ситуации вокруг Южной Осетии. Для того, чтобы не допустить возобновления войны в Южной Осетии Россия вполне может принять данный документ. Обращение о признании Южной Осетии имеет огромное значение, даже если оно и не будет немедленно принято, то все равно, как говорил известный генсек, «процесс пошел».

Спрашивается, чего же ждет официальный Тирасполь? Появления молдавской бронетехники на приднестровской территории или натовских «миротворцев» на Днестре? События в Аджарии и в Южной Осетии дают понять, что сейчас на Кавказе решается, в том числе, и судьба приднестровской государственности. В Приднестровье проживает порядка ста тысяч российских граждан и здесь, также как и в Южной Осетии, только Россия признается единственным гарантом мира и безопасности. Поэтому Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики должен выступить с официальным обращением в Государственную Думу РФ, аналогичным югоосетинскому.

Сегодня ни у России, ни у Приднестровья нет времени на раздумья, как и нет надежд на то, что Тбилиси или Кишинев готовы к справедливому урегулированию. Время «Ч» пришло. Тирасполь должен обратиться к России с просьбой признать приднестровскую государственность и раз и навсегда обезопасить всех граждан, проживающих в Приднестровье. Москва, в интересах собственной стабильности, должна положить конец развалу Страны и признать статус-кво, сложившееся после распада Советского Союза – народы Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии должны получить независимость и право на самоопределение.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ