Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Коммерсант-Власть № 24(577)

Галымжан Жакиянов: «Назарбаев привык колотить только грушу»

В последние годы власти Казахстана взяли курс на подавление оппозиции, лидер которой Галымжан Жакиянов оказался в тюрьме. Один из его общественных защитников передал ему вопросы "Власти". Так появилось это интервью - первое за все время пребывания Жакиянова в заключении.

Галымжан Жакиянов родился в 1963 году в Восточно-Казахстанской области. Окончил МГТУ имени Баумана. В советские времена работал на заводе в Семипалатинске, был редактором демократической газеты "Содействие". На альтернативной основе избирался в Семипалатинский горсовет, в августе 1991 года выступил с требованием объявить ГКЧП вне закона. В 31 год был назначен губернатором Семипалатинской области. В 1997 году возглавил Агентство по контролю за стратегическими ресурсами Казахстана, потом назначен губернатором Павлодарской области. В ноябре 2001-го вместе с экс-министром энергетики Мухтаром Аблязовым стал инициатором создания движения "Демвыбор Казахстана". Сразу после этого Жакиянова уволили с поста губернатора и завели на него уголовное дело. В марте 2002 года в Алма-Ате по обвинению в экономических преступлениях Мухтар Аблязов был арестован. В конце марта 2002 года, опасаясь ареста, Жакиянов попросил политического убежища в посольстве Франции. После переговоров дипломатов с властями он согласился покинуть посольство и был заключен под домашний арест в Алма-Ате. Условия ареста были оговорены в меморандуме, подписанном послами Франции, Англии, Германии и США и представителями правительства Казахстана. Но власти нарушили договоренность: лидер "Демвыбора" был взят под стражу и этапирован в Павлодар. В июле 2002 года Аблязов был приговорен к шести годам тюрьмы (13 мая 2003 года президент Нурсултан Назарбаев помиловал экс-министра). Жакиянов был обвинен в "превышении служебных полномочий, выразившемся в переводе склада мобилизационных резервов в аптечный склад, в результате чего государство потеряло $12 тыс.евро, и в августе 2002 года получил семь лет тюрьмы. Осенью 2003 года Назарбаев отклонил прошение Жакиянова о помиловании. В феврале 2004 года "Демвыбор Казахстана" был преобразован в партию, лидером которой избрали Жакиянова.

"Демократические страны на мякине не проведешь"

- Грузинская "революция роз" напугала многих лидеров СНГ. Возможен ли "грузинский вариант" в Казахстане?

- Я не думаю, что нам стоит сегодня впадать в романтические мечтания о "революции роз". Хотя бы потому, что есть несколько достаточно серьезных факторов, отличающих нас от Грузии: грузинская оппозиция к прошлому ноябрю уже имела власть в парламенте и на местах, у нее в руках был телеканал "Рустави-2". Но, конечно, есть и общие моменты, говорящие о сходстве развития ситуации. Прежде всего и в Грузии (ко времени "революции роз"), и в Казахстане народ устал от много лет не сменяемого лидера страны. Кроме того, и режим Шеварднадзе был склонен к фальсификации выборов, как и наши власти, что, конечно, чревато. При этом и Закавказье, и Средняя Азия входят в зону стратегических интересов США. Они внимательно следят за сменой политических элит в регионе, поскольку заинтересованы в том, чтобы эта смена произошла как можно менее болезненно. Так же, как и Россия, которой ни Закавказье, ни Центральная Азия тоже не чужие. А относительно безболезненно эти процессы могут проходить только в странах, реально вступивших на путь демократии.

- Президент Назарбаев любит повторять, что у Казахстана свой, особый путь. Насколько эти заявления соответствуют реальному политическому развитию страны?

- На практике этот туманный "свой путь" в последние годы сводится к тому, что власти называют "внутриполитической стабильностью". Если называть вещи своими именами, это консервация существующего порядка вещей, свертывание и замораживание любых демократических преобразований. И такая стагнация прежде всего угрожает национальной безопасности самого Казахстана. Именно в интересах национальной безопасности нельзя допускать, чтобы правящая верхушка использовала государственные институты для подавления инакомыслия и борьбы с политической оппозицией.

- Что вы можете сказать об экономическом развитии Казахстана, о "казахстанском чуде"?

- Стратегия развития Казахстана свелась к проблеме освоения его природных ресурсов. В итоге происходит самое страшное: обилие легких, то есть не заработанных в поте лица, денег и неконтролируемый доступ к ним со стороны правящей элиты разлагают общество и резко расширяют поле для системной коррупции. Масштабные демократические преобразования представляются сегодня куда более насущными, чем однобокий экономический рост за счет сырьевых отраслей экономики, ведущий лишь к проеданию национальных богатств, подавлению экономики в целом и укоренению коррупции. Самопровозглашенное чудо казахстанского экономического роста не привнесло заметных позитивных изменений в жизнь большинства населения страны. В корне неверно отождествлять увеличение объемов нефтегазодобычи с процветанием нации, как это делается в официальной пропаганде Астаны.

- Заинтересован ли Запад в сохранении стабильности Казахстана, который сам называет себя "центром Евразии"?

- Для того чтобы быть реальным центром Евразии, надо обладать достаточным весом. При отсутствии этого веса (а его сегодня у Казахстана нет) пресловутый "центр тяжести" Евразии легко превращается в ось с флюгером, послушно поворачивающимся в ту или иную сторону в зависимости от господствующих в данную минуту ветров.

Стабильность невозможна без демократизации - и это на Западе понимают. А сегодня Казахстан все больше ассоциируется с нарушениями прав человека, ограничениями свободы слова, политической нестабильностью и широкомасштабной коррупцией. И это несмотря на то, что с каждым годом власти тратят все больше сил и средств на внешнюю политику. Если, конечно, таковая у нас сегодня вообще есть. Не думаю, что пресловутую казахстанскую "многовекторность" можно всерьез рассматривать в качестве позиции на международной арене. Скорее, эта "многовекторность" напоминает женщину легкого поведения, обменивающую свои прелести на деньги и покровительство. Впрочем, сколько бы эта женщина ни прибегала к макияжу, это не добавляет ей главного - уважения со стороны окружающих.

Казахстан, выбрав неверные цели и ориентиры, сбился с пути и сейчас тяжело и мучительно болеет. И, как почти всякий больной, не хочет знать и даже слышать правду о себе самом. Наше государство больно, и выздоровление опасно затягивается.

- В последнее время руководство Казахстана стремится подправить имидж страны. Получается?

- Да, под давлением извне и изнутри, со стороны демократической оппозиции, руководство Казахстана предприняло ряд шагов в правильном направлении. Не так давно президент Назарбаев отклонил реакционный закон о СМИ и позволил органам юстиции зарегистрировать партию "Демократический выбор Казахстана". В этом же ряду и намерение Казахстана стать в 2009 году председателем ОБСЕ. Намерение, безусловно, похвальное, и его можно только приветствовать. Думаю даже, что его нужно приветствовать, поскольку это намерение руководства Казахстана является тем редким случаем, когда цели (во всяком случае, декларируемые) всех политических сил страны совпадают.

Но уже сейчас очевидно, что привычными для наших властей имиджевыми мероприятиями и имитацией действий в данном случае не обойтись. Понятно почему: объективную оценку усилиям и результатам действий претендента на пост председателя ОБСЕ будут давать демократические страны, которые являются лидерами мировой цивилизации. А их на мякине не проведешь. Надеюсь, что это понимает и руководство Казахстана. В противном случае у нас нет никаких шансов стать во главе этой организации. Как, впрочем, и шансов в ближайшие годы осуществить реальную модернизацию страны.

"У нас азербайджанский сценарий вряд ли сработает"

- Вы являетесь лидером крупнейшей оппозиционной партии. Ваша цель - добиться смены власти, ухода нынешнего президента?

- Наша цель - смена режима, установление подлинно демократической политической системы, при которой появляется реальная возможность прихода к власти политических сил в результате свободного волеизъявления населения. Смена режима не означает простой уход одного человека. Может прийти его ставленник - и все продолжится по-старому. Может даже прийти кто-то из оппозиции, но порядки при этом рискуют остаться прежними. Прогресс в развитии общества возникнет лишь в результате замены старой, авторитарной системы власти на новую, демократическую. А это возможно как при нынешнем президенте, так и без него.

Разумеется, ускоренная реформа политической системы при нынешнем президенте была бы меньшим потрясением для нашего общества. Конкретным механизмом реформы как раз и могут стать официально объявленное стремление Казахстана председательствовать в ОБСЕ и вытекающая отсюда необходимость своеобразной подгонки нашей политической системы под европейские стандарты демократии. Несомненно, что уже после прохождения такого экзамена страна будет другой. Но, если президент не захочет выполнять требования мирового сообщества или только сделает вид, что их выполняет, это приведет к политической изоляции Казахстана и его нынешнего президента в мире. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

- Президент Назарбаев недавно объявил о решении переизбраться в 2006 году. Как вы оцениваете его перспективы?

- Объявление президентом своего решения за полтора года до выборов скорее не убеждает в том, что он будет баллотироваться, а как раз усиливает сомнение в этом. Потому что выборы президента 2006 года наверняка будут уже не те, что были раньше, когда в их исходе мало кто сомневался. А господин Назарбаев практически никогда не участвовал в настоящей предвыборной борьбе. Еще с номенклатурных времен он привык к сценариям с гарантированным результатом. Поэтому одна только мысль о реальной схватке может посеять в его душе смятение и панику. Образно говоря, он как тот боксер, что привык колотить только грушу и не может даже представить себе, что будет драться на публике и ему при этом могут дать сдачи. Не испытав чувства поражения в более раннем возрасте, Нурсултану Назарбаеву будет трудно решиться на то, чтобы пережить это чувство в свои 65 лет.

- Может ли Нурсултан Назарбаев передать власть по наследству? Скажем, своей дочери Дариге? Другими словами, возможен ли в Казахстане азербайджанский сценарий?

- Главным элементом азербайджанского сценария было международное признание наследника. В случае с Казахстаном это вряд ли сработает. Особенно с учетом серьезного коррупционного скандала, в который оказался вовлечен наш президент и который получил название "Казахгейт". Гейдар Алиев фигурантом такого скандала не был. Да и властная элита Азербайджана, похоже, на самом деле сплотилась вокруг Алиева-старшего. У нас же сегодня налицо признаки серьезнейшего раскола в рядах правящей элиты. Когда даже близкие и многолетние соратники президента публично требуют от него уйти в отставку, чтобы не повторить судьбы многих диктаторов, - это свидетельствует о многом.

Если говорить на языке техники, то Алиева-старшего можно сравнить с первой ступенью ракеты, которая вывела корабль с Алиевым-младшим на космическую орбиту и вовремя отделилась (что очень важно по законам механики), придав аппарату устойчивую траекторию. Возникает закономерный вопрос: сможет ли Нурсултан Назарбаев сработать в качестве первой ступени и не окажутся ли его проблемы неподъемным грузом для корабля, который пытаются вывести на президентскую орбиту?

У партии Дариги Назарбаевой "Асар" довольно высокие рейтинги. Но они говорят лишь об относительно высоком проценте узнаваемости "Асара", но не о доверии к этой партии - а это две большие разницы. К тому же узнаваемость "Асара" построена в основном на эксплуатации имени президента. Но это же может оказать партии госпожи Назарбаевой медвежью услугу. Ведь наш народ хорошо знает русскую пословицу: "Яблоко от яблони недалеко падает".

- В августе вас должны выпустить из колонии на поселение. Это так? Чем станете тогда заниматься?

- Действительно, по закону 2 августа власти должны меня выпустить на поселение, поскольку до сих пор замечаний со стороны администрации колонии в мой адрес не было. Но у меня есть основания полагать, что в скором времени замечания могут появиться: их попросту придумают, чтобы не выпускать меня перед предстоящими осенью парламентскими выборами. Но тогда этот маневр властей станет слишком для всех очевидным, и, думаю, он будет соответствующим образом расценен и в самом Казахстане, и в демократических странах.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ