Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

"СБ" № 133,
8 мая 2002

Кризис управления

Владимир Бибиков

Ситуацию надо переломить...

Долго ли правительство будет работать в роли бригады скорой помощи?

Напряжение, которое явственно ощущалось на недавнем отчете правительства Президенту об итогах работы в первом квартале, похоже, распространилось по всей управленческой цепи. Вчера правительство утвердило комплексный план по выполнению поручений Главы государства.

Напомним, что Александр Лукашенко в категорической форме потребовал от правительства безусловного выполнения прогнозных показателей роста экономики. В частности, речь идет об увеличении в первом полугодии ВВП на 4,9 процента, выпуска промышленной продукции - на 5,5, потребительских товаров - на 5 процентов и так далее. Это не просто цифры. От них напрямую зависит повышение в нынешнем году на 8 процентов реальной зарплаты и жизненного уровня в целом. Увы, как отметил глава Администрации Президента Урал Латыпов, в первом квартале наметилось движение в обратную сторону от президентской программы. Поэтому вполне логично, что Александр Лукашенко поставил перед правительством задачу дойти до каждого предприятия и переломить ситуацию.

Что же сделано? Как стало ясно вчера из выступлений членов Президиума Совмина, каждому министерству, концерну, региону доведены четкие показатели роста, которых нужно достичь в оставшиеся месяцы. В каждом случае - а пунктов в постановлении правительства без малого 90 - персонально названы и ответственные за это руководители. Предполагается, что в ближайшие дни по такому же принципу будут оценены возможности и сформулированы задачи для каждого предприятия. Но не менее важно, как отметил Премьер-министр Геннадий Новицкий, в короткие сроки изменить стиль и методы работы.

В этом действительно ключ ко всей проблеме. Правда, что конкретно и как в этом смысле следует усовершенствовать, так и осталось за кадром. Думаю, именно это и позволило председателю КГК Анатолию Тозику критично отозваться о стиле и методах управления экономикой. С одной стороны, наблюдается тривиальное выкручивание рук руководителям предприятий ради нужной цифры в отчете, с другой - строятся долгосрочные проекты, оценить которые смогут лишь потомки.

И действительно, без глубокого обсуждения остались такие принципиальные вопросы, как рентабельность и прибыльность предприятий. Хотя тут есть серьезнейшие предпосылки для улучшения ситуации. Достаточно напомнить, что снижение тарифов на энергоносители обеспечивает сокращение издержек производства на 220 миллиардов рублей в расчете на год. Десятки миллиардов экономии способно принести сокращение управленческого аппарата и т.д. Но как напрямую направить эти средства на повышение конкурентоспособности продукции? Пока, как сетовал с трибуны глава Нацбанка Петр Прокопович, миллиарды долларов идут на закупку импортного ширпотреба, в то время как, по мнению министра иностранных дел Михаила Хвостова, на развитие экспорта предприятиям надо изыскать 250 миллионов долларов.

Понятно, что менее чем за два месяца, оставшихся в распоряжении правительства, проблемы качества экономики не решить. Но и оставлять их "на потом" - значит вечно работать, как бригада скорой помощи...


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ