Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

«Фар истэрн экономик ревью»,
9 мая 2002

Трудности впереди

Ахмед Рашид (Исламабад)

Перевод Артема Артемова

Репрессии и бунты ожидают Центральную Азию после того как США, ища поддержку для своей военной кампании в Афганистане, поддержали пять авторитарных президентов региона.

Все 90-е Борис Шихмурадов был наиболее приемлемым общественным лицом диктаторского режима Туркмении, путешествуя по миру как министр иностранных дел. Бывший журналист Шихмурадов был учтив, весел и говорил на английском свободно – острый контраст с его строгим, иногда маниакальным боссом, Президентом Сапармурадом Ниязовым, который предпочитает именоваться «Туркменбаши» («Отец всех туркмен») и установил культ личности, превосходящий культ Сталина.

Теперь Шихмурадов восстал, сбежав с должности посла в Китае, и оказался в Москве в конце прошлого года. В январе он основывал Народное демократическое движение Туркменистана и посетил Европу и Соединенные Штаты, чтобы найти международную поддержку для его цели - свалить Ниязова.

Год назад усилия Шихмурадова могли бы пройти незамеченными. Но 11 сентября вывело пять прежних Советских республик Центральной Азии в центр мировой политики. США теперь имеют авиабазы в регионе, посылают самолеты через его воздушное пространство, перевозят оружие и гуманитарную помощь через некоторые из его стран и обучают офицеров их вооруженных сил.

Это возрастающее сотрудничество стало причиной особого внимания к пяти президентам региона. Все пять были у власти начиная с распада Советского Союза в 1991 и намерены остаться у власти. Когда США устремились в Центральную Азию, чтобы создать военные базы для кампании в Афганистане, многие в регионе надеялись, что международное внимание и давление вынудят этих пять руководителей начать давно назревшие политические и экономические реформы. Вместо этого США сосредоточились на Афганистане, в то время как центральноазиатские режимы чувствовали себя достаточно уверенными, чтобы использовать угрозу исламского фундаментализма и террористической сети «Аль-Каэда», чтобы идти по проторенной дорожке. Результат: увеличивающиеся репрессии и только умеренная критика из Вашингтона.

В то время как Вашингтон пожинает краткосрочные выгоды, это может породить серьезные проблемы позже. Рост репрессий раскручивает экстремистов, которые намерены дестабилизировать свои страны и вести борьбу за регион. Их возможной целью станут  США - также, как это сделала в свое время «Аль-Каэда».

Возрастающая власть центральноазиатских руководителей также провоцирует бунт среди некоторых из высшего уровня прежних коммунистических бюрократов, которые унаследовали независимые Центральные Азиатские государства в 1991. Многие сыты по горло недостатком у их руководителей видения и нежелания провести отчаянно необходимые реформы.

В Кыргызстане, который был раньше самым свободным из центральноазиатских государств, начались массовые протесты, когда главный руководитель оппозиции был приговорен к длинному тюремному сроку. В Казахстане, который за эти годы привлек  самые большие зарубежные инвестиции из-за больших нефтяных запасов, нежелание режима проводить реформы и концентрация богатства и влияния в руках одной главной семьи подтолкнули бизнесменов и политических деятелей сформировать новую оппозиционную партию «Демократический Выбор Казахстана».

Что касается Туркмении, то за в прошедшие три месяца к Шихмурадову в изгнании присоединились другие видные члены бюрократической элиты — послы Туркмении в Турции и Объединенных Арабских Эмиратах, бывший заместитель премьер-министра и высокопоставленный дипломат посольства Туркмении в Вашингтоне. В марте Ниязов уволил 20 высокопоставленных должностных лиц из служб безопасности, разведки и обороны - предположительно из за заговора против него с целью переворота.

«В Центральной Азии в течение 10 лет наблюдался застой и теперь элиты сопротивляются, потому что все президенты пытаются продлить свою политическую жизнь и сроки президентства», - говорит Шихмурадов, находящийся в Вене. «Оппозиция, которую я представляю, растет, но мы - все в изгнании, потому что там нет никаких легальных условий для работы. Это относится ко всей Центральной Азии». Ниязов предъявил обвинение Шихмурадову в коррупции и продажи оружия за границу, но обвинения, по словам  последнего, полностью необоснованны.

Согласно Марте Брилл Олкотт из фонда Карнеги в Вашингтоне, «Туркменбаши буквально вытравлял любой свежий воздух среди элиты. Все должно было быть как он хочет, и ситуация становилась невыносимой. Страна становилась все более изолированной».

Но изоляция стала гораздо меньшим поводом для беспокойства руководителей региона теперь, когда пришли американские войска. Все пять стран или принимают американские войска, получая американское военное обучение, или, по крайней мере, позволяют американским самолетам использовать их воздушное пространство.

В различных степени все режимы использовали их новый союз с США, чтобы и далее репрессировать демократическую оппозицию, исламские группы и СМИ. "Двенадцать лет прошли, но недемократические, нарушающие прав человека, однопартийные государства не изменились, и тем не менее имеют западную поддержку", - пишет в «Нью-Йорк Таймс» Мохаммед Солих, руководитель запрещенной Партии свободы Узбекистана, или «Эрк». Солих, который был в изгнании в Норвегии начиная с 1992 г., говорит что узбекский Президент Ислам Каримов "показывает, что возможно иметь престиж и деньги, продлевать по прихоти свое правление, извлекая прибыль из американской поддержки в мире пост-терроризма"

Военное присутствие США - поворотный момент в истории Центральной Азии. Это - первое появление западных армий со времен завоеваний Александра Македонского в 334 до Р.Х. Пока Россия и Китай поддерживают цели Вашингтона, но поскольку война в Афганистане постепенно сходит на нет, консерваторы в обеих странах выражают негодование и неприятие относительно долгосрочного военного присутствия США в регионе, который они рассматривают как свой задний двор

И это не только геополитика. Ключ к будущему региона у того, кто добьется доминирования над нефтяными и газовыми месторождениями Центральной Азии и Каспийского региона и будет строить трубопроводы на новые рынки.

Однако проекты прибыльных трубопроводов могут остаться мечтами, если не будет стабильности в Центральной Азии, а это выглядит все более и более сомнительным. В отсутствии реформ, все центральноазиатские экономики испытали огромный спад. Службы образования и здравоохранения распадаются, безработица возрастает, достигая 80 % в некоторых областях, включая Ферганскую долину, которая находится между Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном. По оценке Организации Объединенных Наций 70-80 % населения Таджикистана и Кыргызстана живут ниже прожиточного минимума.

Такие условия создают экстремистским исламским группам типа Исламского Движения Узбекистана (ИДУ) и Хизб-Ут-Тахрир хорошую почву для пополнения. Американцы нанесли большой ущерб ИДУ, поскольку война разрушила их базы в Афганистане и прекратила помощь от террористического руководства Осамы Бин Ладена, но его тайная сеть в Центральной Азии остается неповрежденной. Хизб-Ут-Тахрир, панисламское движение, которое пользуется возрастающей популярностью подполья в четырех из этих пяти стран, распространяет антиамериканские листовки в Кыргызстане, где критикуется присутствие американских войск.

Рост фундаментализма - прямой результат подавления светских демократических политических партий, госконтроля над местными СМИ и множественных коррупционных скандалов в руководстве. Никто не ожидает, что исламисты возьмут верх в ближайшем будущем. Но всех беспокоит бывший коммунистический истэблишмент, включая политических деятелей, бюрократов и членов военных и разведывательные службы, - некомпетентность их руководителей и нежелание проводить реформы. "Все режимы имеют все возрастающие политические проблемы. Мы не знаем, потребуется один год или три года, чтобы увидеть большие изменения", - говорит Антони Ричтер, директор центральноазитского проекта фонда Сороса в Нью-Йорке.

Ключевой вопрос - собираются ли США использовать свое присутствие, чтобы подтолкнуть режимы на проведение реформ или просто воспользуются преимуществом их стратегических авуаров. Американский помощник госсекретаря по Европейским и Евроазиатским делам Бет Джонс сказал на брифинге в феврале: "Поскольку мы имеем намного больше контактов, нам проще обсуждать каждую из этих проблем с правительствами региона, особенно Узбекистана и Кыргызстана".

Но имеются много признаков того, что это может пройти без обсуждения. Вашингтон дал Узбекистану и Таджикистану $160 миллионов и $125 миллионов соответственно в течение этого года, но не поставил никаких условий экономических и политических реформ. Вместо этого это подстраховались устными заверениями от режимов относительно преобразований. Международный банк планирует предоставить $ 1.5 миллиардов региону за последующие 10 лет, и Европейский Банк Реконструкции и Развития заложил $ 300 миллионов в этом году.

Риторика вместо реформ

Некоторые должностные лица уже дерзко воспринимают их новое стратегическое значение и думают, как это использовать. "Иностранные инвесторы не заботятся, куда они инвестируют деньги - будет это в диктатура или демократия", - сказал на конференции в Алма-Ате 9 апреля Ермухамет Ертысбаев, старший консультант казахского президента Нурсултана Назарбаева.

Узбекский президент Каримов подписал "Стратегическое партнерство" - договор с США, когда он встретился с президентом Джорджем Бушем 13 марта. Договор побуждал Каримова "ускорить демократические преобразования его общества в политике и экономике". Каримов также подписался под тем, чтобы "продвинуть демократическое развитие". Узбеки уже слышали такие риторические фразы в прошлом, но они не принесли никаких реформ.

"Американцы делают заявления, которые их ни к чему не обязывают и которые игнорируются центральноазиатскими режимами", - сказал в феврале Эмиль Алиев, руководитель оппозиционной партии Киргизстана Ар-Намыс.

Другие более оптимистичны. "Одно из неумышленных последствий американского присутствия - то, что это создает своего рода зонтик безопасности для оппозиции, дает ей возможность стать более активной и впервые говорить открыто", - говорит Ричтер.

Итак, должен ли Вашингтон связать свою будущую стратегию со в значительной степени дискредитированными руководителями или стремиться к реформам и поддерживать демократизацию? Дилемма стала еще более острой из-за того факта, что многие из новых руководителей оппозиции долгое время обслуживали режимы, которые они теперь критикуют, будучи сами вовлечены скандалы о коррупции.

Тем временем, режимы продолжают репрессии. В Узбекистане и Туркмении не было проблем с политическими волнениями просто потому что никаким демократическим политическим партиям там не позволяют существовать. Но отступничество высших должностных лиц Туркмении и растущее беспокойство в собственном окружении Каримова указывают на будущие проблемы. "Мы теперь вовлечены в практическое движение, и организуем людей внутри страны", - говорит Шихмурадов, - "Кое-что очень серьезное случится в ближайшие месяцы".

Пока ни Россия, ни США явно не поддерживают туркменскую оппозицию, считая, что волнения или переворот могут вызывать эффект домино в других центральноазиатских государствах именно тогда, когда Вашингтон хочет стабильности.

Будущее американско-центральноазиатских отношений будет частично определяться тем, что происходит в Афганистане. "Если ситуация ухудшается, то соображения обеспечения безопасности доминируют. Если Афганистан стабилизируется, тогда США будут требовать больших реформ", - говорит Олкотт. Но Вашингтон, кажется,  испытывает недостаток стратегического мышления в регионе, - типа того, который объединил бы большие державы в намерении подтолкнуть режимы к реформам. Тем временем, поскольку Китай и Россия готовятся противостоять долгосрочному американскому присутствию в Центральной Азии, а силы экстремистских движений растут, Вашингтону придется постоянно оглядываться назад и присматривать за тылами.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ