Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Ведомости,
14 июля 2004

Москва выделит Минску $175 млн на оплату газа и погашение долгов

Александр Беккер

Преуспевающая, как показывает статистика, Белоруссия не отказывается от финансовой помощи России. На оплату газа Москва выдаст Минску кредит в $175 млн. Эксперты отмечают, что заем выделяется на нерыночных условиях, чтобы снять политическое напряжение между двумя странами.

До 1 января 2004 г. “Газпром” поставлял топливо в Белоруссию по российским ценам, примерно $30 за 1000 куб. м. Поскольку президент Александр Лукашенко отсрочил создание совместного предприятия “Белтрансгаза” и “Газпрома”, российский монополист решил заключить новый контракт на коммерческих условиях — $50 за 1000 куб. м. В январе президент Владимир Путин предложил Белоруссии госкредит на оплату разницы в ценах. Проблема состояла в том, что Минск не хотел закупать газ на условиях “Газпрома”. А российское правительство по Бюджетному кодексу не имело права выделять кредит Белоруссии, прекратившей с апреля 2003 г. обслуживать прежний кредит в $114,8 млн. Просроченная задолженность, по оценке Минфина, составляет $25 млн. Тогдашний замминистра финансов Сергей Колотухин отмечал, что Россия — единственная страна, с которой Минск не рассчитывается по своим долгам.

Развязку нашли лишь к середине года. В июне “Газпром” возобновил поставки в Белоруссию по контрактной цене $46,68 за 1000 куб. м. А вчера министр финансов Белоруссии Николай Корбут и Колотухин парафировали межправительственное соглашение о госкредите. Оно предполагает выделение $175 млн на шесть лет по ставке LIBOR + 0,8% с отсрочкой платежа по основному долгу на полтора года. Замдиректора международного департамента Минфина Денис Михайлов сказал, что проект должны согласовать другие министерства, после чего он будет представлен в правительство. Так как кредит не был предусмотрен в бюджете 2004 г., “потребуется внести изменения, перераспределив расходы”. В этом году Россия планирует выделить иностранным государствам кредитов на $639,3 млн. Михайлов не сказал, с кого снимут деньги, но в программе предоставления госкредитов сопоставимые с белорусским займом кредиты имеют лишь Индия ($382,5 млн) и Китай ($135,6 млн).

Минск устраивают такие условия, сказал замминистра финансов Александр Курлыпо. Директор департамента Нацбанка (НБ) Сергей Дубков называет их “рыночными, но вполне приемлемыми для обслуживания”. По статистике НБ, к 1 января 2004 г. суверенный долг Белоруссии равнялся $675,7 млн. За последние полтора года он сократился на $121,1 млн, составив менее 10% ВВП (у России — 38% ВВП). Тем не менее, по мнению Дубкова, кредит республике нужен: бюджет сверстан с дефицитом, рассчитан по внутрироссийским ценам на газ, а “мы не хотим нарушать обязательства перед населением”. По словам минского политолога Ярослава Романчука, в Белоруссии занять деньги на согласованных с Россией условиях невозможно. Первый секретарь посольства Белоруссии в Москве Валерий Новиков обращает внимание на то, что выделяемые деньги фактически не покинут Россию: со счетов Минфина они будут перечисляться “Газпрому” по мере поставок. Урегулирован, по его словам, и вопрос с просроченной задолженностью по старому кредиту. “Раздражителя [для Москвы] больше не будет, мы вошли полностью в законодательное поле России”, — сказал Новиков. Белоруссия погасит $25 млн, а Россия включит их в сумму нового кредита в $175 млн.

Аналитик “Ренессанс Капитала” Алексей Моисеев считает, что кредит явно не рыночный. По его словам, если бы Россия хотела сейчас занять такую сумму на рынке, ей пришлось бы, исходя из текущей стоимости еврооблигаций, заплатить по ставке LIBOR + 2,5%. “Очевидно, что этот кредит — субсидирование братского народа”, — замечает Моисеев. Романчук говорит, что российскими заказами загружены 80-100 предприятий, которые процветают, в то время как состояние других ухудшается: на треть возросла их задолженность бюджету, увеличились “плохие” долги в банковской системе. “Обращение за кредитом говорит о том, что ситуация с финансами [в Белоруссии] не столь уж радужна, как показывает статистика”, — заключает Романчук (см. врезку). Эксперт Института стран СНГ Александр Фадеев называет кредит “политическим” и говорит, что он призван снять напряжение последних месяцев между двумя государствами, а также “застолбить” позиции России в расчете на приватизацию белорусских трубопроводов и нефтехимии.

КРАСИВЫЕ ЦИФРЫ

По проекту прогноза социально-экономического развития Белоруссии на 2005 г., рост ВВП в республике составит 7,5-8,5%, сообщил “Интерфаксу” источник в белорусских правительственных кругах. Предыдущие прогнозы — 9-10%, затем — 7-8%-ный рост. В 2004 г., по оценке белорусского Минэкономики, ВВП республики вырастет на 10% по сравнению с 2003 г. Инфляция за первое полугодие, по данным Нацбанка, составила 8,1%.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ