Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Panorama.Kz,
18 мая 2002

Граница на Каспии - первая казахстано-российская черточка

Ярослав Разумов

Подписание российско-казахстанского соглашения о модифицированной срединной линии на северном Каспии, даже несмотря на то, что было громко анонсировано загодя, стало неожиданностью. Слишком много на памяти обещанных, но не состоявшихся "прорывов" по каспийской проблеме. Взять хотя бы последний саммит глав прикаспийских стран в Ашгабате, сам факт проведения которого воспринимался едва ли не как пролог к достижению некоего общего знаменателя. Закончилось же все, как известно, очередным высказыванием упреков и демонстрацией амбиций. На таком неблагоприятном историческом фоне достигнутое в Москве соглашение выглядит еще более значимым.

Впервые в почти десятилетней истории каспийской эпопеи сделан реальный шаг к ее решению. Шагнуть разом всем вместе оказалось невозможно, и Казахстан, и Россия выступили в роли "пионеров". Главный итог: создан прецедент в вопросе урегулирования проблемы разграничения, показана и юридически зафиксирована схема ее компромиссного решения. И это очень много, учитывая уже упомянутую предысторию "дележа" Каспия. Но достаточно ли этого для решения проблемы в целом? Сейчас, сразу после подписания соглашения, этот вопрос не слишком интересует многих, но уйти от него невозможно. Как ни смотри на ситуацию, неизбежно приходится задуматься - что же дальше?

Незавершенность процесса очевидна. Хотя и российская, и казахстанская стороны пытаются показать ситуацию так, что каспийские "северяне" могут идти своей дорогой, не дожидаясь остальных, пока те определятся, на самом деле это вряд ли получится. Месяц назад в Алматы на Евразийском экономическом саммите госсекретарю Токаеву был задан вопрос о том, что будет, если Россия и Казахстан достигнут соглашения по Каспию, а Иран обратится к международной общественности с непризнанием этого. Министр в ответ заметил, что подобные обращения не означают, что "соответствующие соглашения тут же будут аннулированы".

Конечно, это так. Но ведь важность урегулирования проблемы разграничения на Каспии не в ней самой (не настолько она значима в двусторонних отношениях без "нефти"), а в самочувствии иностранных инвесторов, в готовности их воспринять достигнутые договоренности в качестве достаточных гарантий для спокойной работы на нефтегазоносных структурах шельфа. А устроит ли западные компании двусторонний характер соглашения вместо пятистороннего? Особенно если компании, уже "застолбившие" блоки на шельфе, сами не будут стремиться к их форсированной разработке. Ведь лучшего способа "динамить" этот процесс, чем ссылка на незавершенность разграничения при упоминании имевшего место год назад вооруженного конфликта, трудно найти.

Да и сама российская позиция на этот счет вовсе не "гранитная". Да, соглашение о срединной линии подписано с российской стороны на высшем политическом уровне. Но и совместное заявление с иранской стороной год назад о непризнании никаких границ на море до принятия всеми пятью странами соглашения о правовом статусе Каспия делалось на том же уровне. И официально это заявление дезавуировано не было. Но даже при наличии у Москвы твердого намерения реально скорее решить каспийскую проблему, очевидно, что "северным" странам придется рано или поздно искать точки соприкосновения (как в буквальном смысле - на карте Каспия, так и в переносном смысле) с другими участниками этой большой игры.

Впрочем, нельзя исключать и оптимистический вариант: другие трое ее участников, будучи под впечатлением московских договоренностей, начнут сами движение к компромиссу. Практика учит не надеяться на такие прогнозы, но вот факт: президент Азербайджана собирается с визитом в Иран, хотя визит этот не раз откладывался из-за приграничных споров по Каспию.

Но даже с учетом этого расслабляться насчет будущего разграничения не стоит. Привлекает внимание следующий факт, оставшийся мало замеченным отечественными наблюдателями: в этом году в России намечено продать госпакет акций "Лукойла", руководство страны намерено выручить не менее $0,5 млрд. Не с этим ли связана позитивная политическая активность России на Каспии? Ведь "Лукойл" владеет структурами у российских берегов моря, и позитивные подвижки в проблеме разграничения на Каспии - вклад в "копилку" будущих барышей от акций компании. А после удачной продажи не вернется ли позиция Москвы к той, что была совместно озвучена с президентом Ирана в марте 2001 года?

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ