Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Российская газета,
13 июля 2004

Соединенные Штаты Молдавии

Сергей Ермаков

Руководство Республики Молдова сделало очередной шаг, чтобы окончательно испортить отношения с Россией.

На этот раз раздражителем в отношениях Молдовы и России выступил вице-спикер молдавского парламента Вадим Мишин. Он публично заявил, что не видит «четкой и последовательной политики России по отношению к странам СНГ. Назовите хоть один вопрос, который она бы решила с государствами Содружества».

Выпад резкий, особенно если учесть, что г-н Мишин не просто какой-то там политик, а один из наиболее влиятельных в Молдове, о чьем всевластии в республике ходят легенды и с мнением которого просто невозможно не считаться, учитывая его приближенность к президенту Молдовы Владимиру Воронину. В любом случае, как бы там ни было, однозначно – высокопоставленный чиновник озвучил официальную позицию, и это весьма знаковый шаг.

К нему молдавское руководство шло постепенно. Чтобы понять, как именно все было, надо рассмотреть основные «па» молдавской дипломатии, демонстративно выполненные, что называется «на бис» для Запада за последние полгода.

Почему именно полгода? Да потому, что начало пересмотра ориентиров молдавского руководства от России к Западу началось примерно в это время. Точнее сказать, в ноябре прошлого года. Тогда Владимир Воронин отказался подписать «Меморандум об основных принципах государственного устройства объединенного государства».

А так хорошо все начиналось… Еще пару лет назад Владимир Воронин, сама обаятельность, в интервью российским газетам четко указывал, что урегулирование молдавско-приднестровского конфликта невозможно без учета российских интересов и без участия России в этом процессе. Тогда растроганные российские политики и дипломаты всерьез поверили этим словам. Да так, что сподвигли российское руководство буквально выкрутить руки приднестровским лидерам, чтобы те пошли на беспрецедентные уступки и проявили невероятную гибкость в договорном процессе.

Помню, как недовольны были тогда руководители непризнанной республики, справедливо считая, что Россия полностью поддержала Воронина и Молдову, бросив пророссийски настроенных приднестровцев. Приднестровский лидер Смирнов прямо указывал, что Запад никогда не позволит Воронину договориться о мире и не допустит урегулирования приднестровского конфликта, потому, что Западу стратегически необходимо, чтобы в подбрюшье у России сохранялся тлеющий очаг нестабильности.

А ведь, честно говоря, именно тогда перспективы урегулирования приднестровского конфликта на самом деле имели хорошие шансы, и никогда ранее обе стороны не были так близки к его разрешению.

В сентябре 2003 года Воронин обратился к российской стороне с просьбой «поделиться опытом» строительства федеративного государства и подготовить документ по урегулированию. И не было бы сейчас проблемы Приднестровья, если бы молдавский президент в самый последний момент не пошел на попятную и не повернулся бы спиной к России.

Что произошло потом, хорошо известно – в срыве подписания «Меморандума» молдавская сторона тут же обвинила Россию. По мнению все того же вице-спикера молдавского парламента Вадима Мишина, российская сторона изменила текст «Меморандума», что сделало невозможным его подписание. Зачем нужна была эта очевидная ложь – непонятно, ведь текст «Меморандума» был заранее согласован и подписан, причем постранично, не только лидером Приднестровья, но и Владимиром Ворониным. Только с этого-то все и началось.

Дальше больше. Ухудшения молдавско-российских отношений стали заметны  мгновенно. Сначала президент России Владимир Путин отменил запланированную поездку в Кишинев. Далее молдавская сторона, позабыв про Россию, стала все чаще апеллировать к НАТО с просьбами оказать силовое давление на Приднестровье. Итоговое выражение этих призывов прозвучало на недавнем саммите НАТО в Стамбуле, где принимал участие президент Молдовы Владимир Воронин. Перед началом саммита министр иностранных дел Молдовы Андрей Стратан намекнул, что Молдова потребует у НАТО содействия выводу российских войск. И это при том, что президент России Владимир Путин четко обозначил позицию России по этому вопросу. Еще несколько лет назад, объясняя обеспокоенность России расширением НАТО на Восток, президент Путин концентрированно обрисовал ситуацию: «НАТО – военная организация? Военная. Нас там видеть не хотят? Не хотят. Она приближается к нашим границам? Приближается. Зачем?»

Мог ли не знать молдавский министр, каким раздражителем станут его слова для России? Нет, но, видимо, это была официальная установка президента Молдовы, потому что на самом саммите Владимир Воронин официально продекларировал новый курс республики. На встрече глава молдавского государства выступил с речью, в которой особо отметил роль евроатлантического партнерства в обеспечении региональной безопасности в Юго-Восточной Европе.

К тому времени количество двусторонних молдавско-российских контактов на высшем уровне уже значительно сократилось. Например, в июне был отменен рабочий визит премьер-министра М. Фрадкова в Молдову, который до этого широко рекламировался в СМИ. Не состоялась также поездка директора ФСБ РФ Николая Патрушева в Кишинев на подведение итогов прошедших в июне учений спецслужб СНГ «Запад-Антитеррор-2004». И, наконец, в начале июля во время проведения неформальной встречи ряда глав государств-участников СНГ в Москве со стороны президента РФ президенту Молдовы был оказан весьма прохладный прием. Это был знаковый факт ухудшения российско-молдавских отношений, который до сих пор замалчивается СМИ самой Молдавии.

Пока Владимир Воронин старается делать хорошую мину при плохой игре. Только что он призвал Россию, ЕС, США, Украину и Румынию «раз и навсегда» определить суверенитет, территориальную целостность и государственность Молдавии. По его словам, это предложение не означает попытку просить помощи и спрятаться под «зонтик» этих государств. «Нет, это значит, что Молдавия должна получить гарантии, прежде всего, от этих государств в том, что они будут обеспечивать и гарантировать суверенитет нашего государства», - сказал молдавский президент. «Все разговоры о двух румынских государствах, а также о том, что Приднестровье с 1918 по 1940 год входило в качестве автономной республики в состав Украины, все эти геостратегические интересы, схлестнувшиеся здесь, на границах НАТО, между Россией и США – это все настоятельно требует прояснить ситуацию, чтобы все четко было ясно, с соответствующими подписями», - заявил Воронин.

Хочется спросить только одно: где располагаются США и где Молдова с Приднестровьем и при чем тут, собственно, США? Молдавский лидер, видимо, знает на вопрос ответ. Уверен, знает на него ответ и Россия. Думаю, всем понятно, что теперь во многом от ответа на этот вопрос зависит и будущее российско-молдавских отношений.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ