Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Независимая Молдова,
21 июля 2004

Приднестровский тупик

Флорин Опря

Анализируя процесс приднестровского урегулирования, большинство уважаемых и маститых экспертов, аналитиков и политологов совершают одну существенную ошибку, которая сводит практически на нет все их попытки выявить тенденции развития этого затянувшегося процесса. Специалисты исходят из неверной предпосылки о том, что действующее руководство непризнанной ПМР понимают под "приднестровским урегулированием" то же, что и все остальные участники переговорного процесса. Гаранты, наблюдатели, привлекаемые эксперты пытаются вот уже второе десятилетие наладить конструктивный диалог между сторонами. Цели их безусловно благие, однако в течение всего этого немалого периода они стойко и методично отмахиваются от очевидного: руководители т.н. ПМР не хотят договариваться ни с кем и ни о чем, кроме как о признании суверенитета Приднестровской Молдавской Республики. Но и это тоже ширма, так как в случае признания такового (что в принципе невозможно при сложившихся реалиях международной политики), тираспольская верхушка столкнется с необходимостью разъяснить гражданам, почему основной противник (Республика Молдова) побежден, желанный суверенитет достигнут, все и всяческие блокады с региона сняты, а хорошая жизнь так и не наступает и, вероятнее всего, не наступит. А ни Игорь Смирнов, ни его ближайшее окружение этого ни в коем случае не хотят, так как отчетливо понимают: старая мудрость о том, что нельзя долго внушать голодному, что он сыт, верна.

Вспомним, как все начиналось

Заглянем в прошлое. Так называемая Приднестровская Молдавская Республика создавалась с одной-единственной целью: образовать полюс противодействия националистическому движению, поднявшему голову на рубеже восьмидесятых-девяностых годов прошлого века. И строительство т.н. ПМР было одним из элементов комплекса мероприятий по недопущению распада СССР. Самопровозглашенная республика сформировалась на идеалах интернационализма и защиты интересов русскоязычного населения МССР.

На фоне разгула национал-экстремистов из Народного фронта в Молдове и националистических движений в других регионах СССР на рубеже 80-х - 90-х годов, эта идея была весьма привлекательной для большинства советских граждан и, естественно, нашла множество сторонников. Напомню, что до 1994-95 года огромное большинство русскоязычного населения Молдовы поддерживало режим Игоря Смирнова, считая его своим единственным защитником перед "захватившими власть националистами". Но это было уже всего лишь движение по инерции - после развала Советского Союза основной смысл создания т.н. ПМР был утерян и лица, выдвинутые в руководство т.н. ПМР, решили взять ситуацию в свои руки.

В результате авантюрных действий непрофессионалов, пришедших во власть в Молдове, и активных попыток воздействия на ситуацию со стороны румынских спецслужб, возник вооруженный конфликт, который удалось локализовать и прекратить только после прямого вмешательства Российской Федерации и ряда международных организаций. В результате Россия прочно заняла место заступника и тайного советчика т.н. ПМР, что полностью соответствовало ее интересам.

Однако на момент стабилизации межнациональных отношений в Республике Молдова необходимость в защите интересов русскоязычных граждан Молдовы извне отпала. Соответственно изменились и приоритеты приднестровских властей. Воспользовавшись бездействием или неадекватностью средств политической пропаганды в Республике Молдова, лидеры т.н. ПМР смогли осуществить переход от требований построения Республики Молдова по федеральному принципу к "строительству суверенного государства". Еще раз подчеркну - на момент создания т.н. ПМР и даже некоторое время после окончания вооруженной фазы приднестровского конфликта вопрос об отделении Приднестровского региона от Республики Молдова и суверенитете руководством непризнанной республики даже не поднимался!

В тот же период завершилось формирование новых приоритетов приднестровских лидеров. Вкусив власти, очень нелегко от нее отказываться, поэтому левобережное руководство приступило к постепенной замене коммунистических и социалистических идей, лежавших в основе создания сепаратистской республики, идеями рыночных отношений и капитализации общества, хотя собственно эти термины в тот период еще не употреблялись.

Пользуясь поддержкой Российской Федерации, обеспечивавшей свои геостратегические интересы в условиях передела мира, Игорь Смирнов и его команда приступили к монополизации власти в Приднестровском регионе, а также к личному обогащению. Именно эти два принципа и до сих пор являются приоритетными в их деятельности.

Рыбка в мутной воде

Анализируя нынешнюю ситуацию в т.н. ПМР, приходишь к страшному выводу: Игорь Смирнов и его ближнее окружение не намерены считаться с интересами жителей региона. Они воспринимают граждан непризнанной республики только как средство для продления своей личной власти и достижения своих личных целей.

Особенно ярким примером является действующая в Приднестровье "Программа разгосударствления и приватизации", темпы которой постоянно ускоряются. Любой мало-мальски грамотный экономист понимает, что передача всех промышленных предприятий региона иностранным инвесторам (а именно к этому и идет) способна привести только к окончательному разрушению производственного и экономического потенциала и краху регионального бюджета. Заявления ответственных чиновников о том, что бюджет будущих лет будет обеспечиваться за счет налоговых поступлений от приватизированных предприятий, можно классифицировать только как лицемерные и безответственные. Большинство независимых экспертов, в том числе и зарубежных, вообще полагают, что инвесторы и новые собственники предприятий Приднестровского региона не намерены выполнять никаких инвестиционных обязательств и планов. Есть мнение, что вся "Программа приватизации", действующая в регионе, является одной из крупнейших в современном мире акций по отмыванию финансовых средств международными теневыми и криминальными структурами, а единственные, кто получит финансовую выгоду, обеспечит свои интересы - это ограниченное число чиновников и функционеров во главе с Игорем Смирновым.

Кроме того, нельзя не учитывать и наиболее важный аргумент, который подтверждает, что декларативная борьба верхушки т.н. ПМР за признание суверенитета не более чем прикрытие. Если предположить, что вдруг самопровозглашенная республика будет признана субъектом международного права, это неизбежно принудит руководство региона открыть свою территорию для внешнего контроля - политического, экономического и военного. В таком случае Игорь Смирнов и его ближнее окружение потеряют возможность монопольного влияния на ситуацию в Приднестровье. И первым последствием этого станет развенчание мифа о развитом промышленном потенциале региона. В настоящее время именно это утверждение, постоянно навязываемое с ораторских трибун и посредством СМИ, является одной из основных точек опоры тираспольского режима.

Вывод можно сделать только один: все участие лидеров т.н. ПМР в переговорном процессе по окончательному урегулированию приднестровского конфликта, все инициативы, планы, комиссии и встречи экспертов — это не более чем фикция. Руководство т.н. ПМР на сегодня преследует только одну цель - как можно дольше продлить свое пребывание у власти. И все! И та методичность, с которой приднестровские "политики" идут к этой цели, может вызвать страх. Не думаю, что существуют методы, которые Смирнов и иже с ним не будут готовы применить для ее достижения.

Отчетливо сознавая, что никаких предпосылок для признания суверенитета т.н. ПМР ни в настоящее время, ни в обозримом будущем нет и быть не может, приднестровские руководители продолжают политику стравливания между собой жителей двух берегов, отлавливая жирную рыбу в мутной воде.

< для>

Родные постсоветские эксперты сложившуюся ситуацию понимают, но не предают огласке. Западные же со своим менталитетом просто не в состоянии понять, что целью переговоров является их затягивание, для того чтобы обеспечить пребывание во власти кучки перезревших политических экстремистов. Если гипотетически предположить, что некто соберет европейских и американских политиков и экспертов, разъяснит им особенности переговорного процесса и приоритеты администрации т.н. ПМР, да еще и сможет убедить их в своей правоте, то последствия просто выйдут из-под контроля.

Западные люди схватятся за головы и немедленно примут решение о вводе в Приднестровский регион Республики Молдова международного военного контингента для защиты жителей региона от режима Игоря Смирнова (вспомним Югославию и Ирак), а уж судьбу последнего я и предугадывать не берусь - то ли будет ликвидирован в ходе спецоперации какого-нибудь спецназа, то ли сядет на скамью подсудимых какого-нибудь международного суда. И сам Игорь Николаевич тоже это понимает, иначе откуда периодически появляются публикации в официальных СМИ т.н. ПМР о раскрытии намерений неких сил провести физическое устранение "отца" всех приднестровцев? За последние годы в таких попытках апологеты просмирновской пропаганды успели обвинить многих, начиная с "органического противника" Республики Молдова и неких западных стран и заканчивая спецслужбами Российской Федерации.

И самое неприглядное то, что, заботливо лишенный действующей властью даже остаточных навыков политической борьбы и гражданской позиции, приднестровский обыватель все это проглатывает, не задаваясь никакими вопросами. Могу подсказать некоторые из них: если плохие молдаване хотели ликвидировать Игоря Смирнова, то почему не ликвидировали? Ведь возможностей в начале 90-х годов у них было предостаточно. Если это же хотели сделать западные страны, то почему не сделали - у них возможностей предостаточно и сейчас? И жалкие потуги ведомства Владимира Антюфеева (бывшего Шевцова, бывшего майора бывшего уголовного розыска города Риги) им воспрепятствовать не смогут. Если Российская Федерация до 1996 года практически безоговорочно поддерживала непризнанную ПМР, то почему не поддерживает сейчас?

Как говорится, ждите ответа...

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ