Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

RBC daily,
15 июля 2004

США хотят отбить Узбекистан у России

Вашингтон дал старт кампании по смещению режима Ислама Каримова в Узбекистане

Американская администрация начинает кампанию по смещению режима Ислама Каримова в Узбекистане. RBC daily предсказывала такое развитие событий еще в апреле. Вчера стало известно о том, что Вашингтон решил приостановить выделение Узбекистану финансовой помощи, обвинив власти республики в нарушении прав человека и демократических норм. С соответствующим заявлением выступил на днях госдепартамент США. По всей видимости, относительно жесткий режим Ислама Каримова перестал устраивать американцев и они решили сместить его, используя элементы грузинского сценария. В качестве контрмеры президент Узбекистана скорректировал внешнеполитический курс страны и пошел на сближение с Россией, подписав серию соглашений о сотрудничестве в нефтегазовой, промышленной и военно-технической отраслях. Между тем, по мнению опрошенных RBC daily экспертов, одно только сближение с Москвой не поможет нынешнему узбекскому режиму удержаться на плаву. Для того чтобы сохранить власть, Ислам Каримов должен, прежде всего, изменить ситуацию в самой республике – снизить влияние традиционных клановых элит, заменив их молодыми и лично преданными ему кадрами из регионов.

До сих пор американское внешнеполитическое ведомство особенно не интересовалось проблемой соблюдения прав человека и демократией в Узбекистане, точно так же, как не интересовалось аналогичной проблематикой применительно к Саудовской Аравии. "Американцы действуют исходя из собственных интересов, а "демократия" и "права человека" используются ими лишь как инструмент. Политика Америки – типичная политика двойных стандартов", – сказал RBC daily директор базирующегося в Швеции Центра стратегических исследований "Центральная Азия и Кавказ" Мурад Эсенов. Такое невнимание к демократии и правам человека связано с тем, что Узбекистан был одним из основных союзников США в Средней Азии: большая часть стратегических экспортных отраслей (уран, полиметаллы) контролируются западными компаниями, и Ташкент охотно шел на тесное военное сотрудничество.

Тем не менее узбекский режим перестал устраивать американцев. Дело в том, что в Узбекистане была выстроена жесткая централизованная система управления, и республика вела независимую политику. При Каримове невозможно закрепить эксклюзивность американского присутствия в Узбекистане. США же заинтересованы в наращивании своего присутствия в богатом стратегическими ресурсами регионе. В итоге в Вашингтоне, по всей видимости, решили избавиться от Каримова, опираясь на успешный опыт революции в Грузии и используя элементы "косовского сценария" – установления контроля над территорией посредством создания "управляемых конфликтов" в узбекских регионах (прежде всего в Ферганской долине) и введения миротворческих сил. "У Америки после событий в Грузии большой соблазн учинить что-то подобное и в Центральной Азии", – сказал RBC daily эксперт расположенного в Киргизии Ошского ресурсного центра СМИ Алмаз Исманов.

Понятно, что такой сценарий категорически не устраивает президента Ислама Каримова. Тем более что у него перед глазами стоял пример соседнего Афганистана. "США обещали своему ставленнику в Афганистане Хамиду Карзаю золотые горы. Однако он получил не более трети от обещанных миллиардов, причем и эти деньги американцы тратили преимущественно "на себя", вкладывая их в дороги и военную инфраструктуру", – рассказал RBC daily ведущий эксперт аналитической группы "Памир-Урал" Дмитрий Верхотуров. Такого же мнения придерживается и Мурад Эсенов. "Руководство Узбекистана поняло, что ожидать от Запада нечего и что больших денег Ташкент не получит никогда, как не получил их в Афганистане Карзай", – отмечает г-н Эсенов.

В сложившейся ситуации Ислам Каримов решил скорректировать свою внешнеполитическую линию и наладить сотрудничество с Россией, которым он подчеркнуто пренебрегал на протяжении всего своего правления. Тем более что экономических и политических оснований для этого более чем достаточно. "Ташкент раздражают обвинения в нарушении прав человека, а в России на это никто не обращает внимания", – рассказывает Алмаз Исманов. Кроме того, не развивались целые отрасли узбекской промышленности. "Американцы и европейцы работали с ураном и полиметаллами, однако ряд очень важных для Узбекистана машиностроительных и горнодобывающих предприятий, в том числе с точки зрения занятости, простаивал, поскольку они Западу не нужны", – сказал RBC daily руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. В итоге в середине июня Москва и Ташкент подписали договор о стратегическом партнерстве двух стран, направленном на создание в Средней Азии прочной и эффективной системы региональной безопасности. Кроме того, были достигнуты договоренности о создании совместных оборонных предприятий, передаче в оплату за военные поставки акций узбекских компаний (предположительно это будут узбекские национальные авиалинии), об объединении ташкентского авиационного предприятия и ОКБ "Ильюшин" в единый холдинг, участии России в приватизации предприятий горно-металлургической промышленности, расширении подготовки узбекских военных кадров в российских вузах и участии ВВС РФ в обороне воздушного пространства Узбекистана. Кроме того, две страны подписали контракт сроком на 35 лет о совместной разработке узбекских газовых месторождений российским "ЛУКОЙЛом" и национальной компанией "Узбекнефтегаз".

Однако, по мнению экспертов, сама по себе частичная переориентация на Россию не спасет действующий узбекский режим от "негативного" развития событий. "В последние годы Узбекистан очень сильно ослаб. Значительно окрепла исламская оппозиция во главе с партией Хизб-ут-Тахрир. Основные ячейки партии находятся в соседней Киргизии, где она легализована. Любые попытки резко выступить против нее обернутся столкновением с Западом. Хизб-ут-Тахрир считается "мирным движением" и опекается Международной антикризисной группой и другими неправительственными организациями. Против Каримов направлен и "исламистский интернационал" в лице Исламского движения Узбекистана (ИДУ), базирующегося в Афганистане и Таджикистане и работающего в тесной связке с западными спецслужбами", – рассказывает Александр Собянин. Кроме того, есть и другие вызовы, главный из которых – деградация правящих узбекских элит. Кланы, которые находятся "под Каримовым", погрязли во внутренних разборках и коррупции. Сохранение существующего курса и положения вещей приведет к политической гибели Каримова и "выживании" из элиты его семьи. По мнению г-на Собянина, единственный шанс Каримова – "отодвинуть старую элиту и поставить на ее место лично преданных действующему президенту молодых сторонников из узбекских провинций", которые не имеют к нему кровных счетов и не принадлежат к обосновавшимся в Ташкенте кланам. "Только так Каримов может укрепить и сохранить свой режим", – считает г-н Собянин

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ