Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Время новостей,
20 июля 2004

Рахмонов получил добро от Вашингтона… На размещение российской военной базы

Аркадий Дубнов

Весьма неожиданное поздравление получил на днях президент Таджикистана Эмомали Рахмонов. Побывавший в Душанбе первый заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж поздравил таджикского лидера с "огромными достижениями в двухсторонних отношениях (Таджикистана и России. - Ред.)", свидетельством чего стали "соглашения о возможности открытия российской военной базы на таджикской территории".

Речь идет о результатах встречи Владимира Путина и Эмомали Рахмонова в начале июня в Сочи, решившей комплекс проблем в отношениях Москвы и Душанбе. Президенты пошли на ряд взаимных уступок. Таджикистан отказался предъявлять России счет за дислоцирование на своей территории в течение десяти последних лет 201-й дивизии (в Душанбе подсчитали, что сумма претензий может составить около 2 млрд долл.), а Москва обещала списать 250 млн долл. из 300-миллионного долга Таджикистана по предоставленным в 90-е годы кредитам. Остальные 50 млн Душанбе частями внесет в качестве своей доли в уставный капитал совместного российско-таджикского консорциума по строительству Сантудинской ГЭС в Таджикистане. Еще 50 млн долл. вложит РАО "ЕЭС России". В российскую собственность перейдет военно-стратегический объект "Окно" - станция космического слежения, расположенная в Нуреке.

А в конце июня на российско-таджикских переговорах были подписаны четыре предварительных соглашения, регулирующих передачу Россией патрулирования афганско-таджикской границы таджикским пограничникам. Окончательный договор, как считают в Душанбе, подготовят к концу августа.

Все это дало возможность начать подготовку к визиту президента Путина в Душанбе этой осенью, когда будет наконец подписано соглашение о размещении в Таджикистане на постоянной основе российской военной базы. Это и имел в виду американский дипломат. Поздравления Вашингтона в равной, если не большей степени адресованы и Москве, мол, США не проявляют нервозности в связи с восстановлением российского военного присутствия в Центральной Азии. А значит, и Москве не стоит беспокоиться в связи с продолжением функционирования американских баз в этом регионе, ведь США и Россия одинаково заинтересованы в противостоянии там международному терроризму.

Однако поздравления г-на Армитиджа в связи с "огромными достижениями" в отношениях между военными союзниками по Организации Договора о коллективной безопасности СНГ выглядят несколько странно. Вряд ли можно представить, что российские дипломаты публично поздравляют, скажем, турецкое руководство с преодолением разногласий с США, своим союзником по НАТО, в вопросе использования американской военной базы Инджирлик, расположенной в Турции...

Слова г-на Армитиджа, видимо, призваны показать, что Вашингтон по-прежнему рассматривает себя главным спонсором и военным патроном центральноазиатских государств СНГ. Это дает возможность США требовать от них выполнения хотя бы элементарных демократических процедур внутри страны. Ричард Армитидж назвал "движением в правильном направлении" подписанный президентом Рахмоновым новый закон "О выборах". Он призвал сделать "открытыми, прозрачными и честными" предстоящие в феврале 2005 года парламентские выборы в Таджикистане. Правда, другой американский дипломат - в ОБСЕ, Пол Джонс - высказал в отношении закона ряд серьезных замечаний. Речь идет о недостаточно справедливом представительстве политических партий в местных избирательных комиссиях, что грозит фальсификациями в ходе голосования. Снижение с 10 тыс. до 500 долл. денежного залога для участия кандидатов в выборах представляется шагом правильным, но недостаточным. Эта сумма в два раза выше среднегодового дохода на душу населения в Таджикистане и, по мнению Вашингтона, "препятствует участию в выборах высококвалифицированных, честных, но малоимущих людей".

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ