Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Сорбы в ФРГ: ценный опыт правового регулирования статуса национального меньшинства

Андреева Галина

 (Окончание, начало в номерах 99 и 101 Бюллетеня Института стран СНГ)

Общее и особенное в правовом статусе сорбов в Бранденбурге и Саксонии

Сравнение действующих правовых актов Бранденбурга и Саксонии, касаюшихся правового статуса сорбов, показывает, что общей для обеих земель тенденцией является стремление законодателя детально, обстоятельно и системно урегулировать правовой статус сорбов. И в Бранденбурге, и в Саксонии специфика правового статуса сорбов как национального меньшинства определяется не только их этническим, культурным и языковым отличием от немецкого населения, но и тем обстоятельством, что их родиной в течение многих веков является Германия, и не существует какого-либо иного государства, на культурную, языковую (а также материальную и финансовую) поддержку их национальной идентичности они могли бы  рассчитывать. Следовательно, правовое регулирование их статуса должно восполнять отсутствие иного «материнского» государства с тем же языком и культурой. Это предъявляет особые требования к качеству и объему правового регулирования. В обеих землях положения о сорбах подняты на конституционный уровень, причем конституционное регулирование достаточно подробное. Нарушение прав сорбов на сохранение и развитие своего языка, культуры и национальной идентичности, таким образом, приобретает характер конституционно-правового нарушения со всеми вытекающими из этого последствиями и соответствующей правовой защитой.

В обеих землях положения о сорбах включаются во все правовые акты, которые в какой-либо степени могут затронуть права и интересы сорбского населения Германии (образование, язык, территориальное планирование и т.д.).   Естественно, поскольку системы правовых актов в Бранденбурге и Саксонии несколько различаются, то и названия и предмет регулирования законов и подзаконных актов не совпадают в этих землях  полностью, но конечный результат регулирования достаточно близок.

Наряду с регулированием статуса сорбов в многочисленных актах текущего законодательства, общей для обеих земель чертой правового регулирования статуса сорбов является  принятие специальных законов о сорбах. Эти акты являются базовыми для остального текущего законодательства, на их положения опираются и ссылаются также все подзаконные акты, регулирующие отношения, затрагивающие права и интересы сорбов. Специальные законы о сорбах обладают значительным сходством (в силу одинакового предмета правового регулирования и влияния ранее принятого бранденбургского закона) и охватывают такие сферы правового регулирования как содействие сохранению и развитию языка, культуры и национальной идентичности сорбов, развитие и совершенствование образования на сорбском языке, сохранение памятников истории и культуры сорбов, использование сорбского языка в официальных отношениях, сохранение сорбских поселений при территориальном планировании  и другие важные для сорбов аспекты общественных отношений.

 Различия в правовом регулировании отношений данными законами связаны в первую очередь с характерным для каждой из земель распределением правового материала между правовыми актами. Так, например, в Саксонии в Законе о сорбах нет такой детальной статьи о школьном образовании, как в Бранденбурге, поскольку до принятия Закона о сорбах был принят Закон о школе, подробно урегулировавший вопросы школьного образования сорбов.

Следует также особо отметить, что специальные законы о сорбах ииздаются на двух языках.

В обеих землях законодательство предусматривает специальные институциональные формы защиты прав и интересов сорбов: Советы по делам сорбов при Ландтагах земель и институт Уполномоченного по правам сорбов на местном уровне.

Проблемы законодательства и правоприменения

Вопрос об изменении законодательства о сорбах и прежде всего специальных законов о сорбах, неоднократно возникал в Ландтагах  Бранденбурга и Саксонии. Предлагавшиеся изменения затрагивают различные аспекты правового статуса сорбов, но наиболее важным и дискуссионным являлся и является вопрос о критериях отнесения того или иного населенного пункта к местам традиционного поселения сорбского населения. Как уже указывалось ранее, действующее законодательство предъявляет ряд требований, которым должно соответствовать каждый такой населенный пункт. Некоторые депутаты предлагают ограничиться одним требованием. Это может означать, что, если например, в населенном пункте не говорят на сорбском языке, но имеется фольклорный ансамбль сорбского танца, то уже можно говорить о сорбском населенном пункте. Конечно, приведенный пример является сильным упрощением проблемы, но он показывает направление предлагаемых изменений, которое связано с тем, что языком в быту пользуется в основном старшкк поколение. По нашему мнению, в этих предложениях, при всей их уязвимости, есть определенное рациональное зерно с точки зрения сохранения сорбского языка и культуры в условиях ускоряющейся ассимиляции сорбской молодежи.

Проблемы правоприменения, как показывает практика земель ФРГ, связаны в основном с тем, что законодательство оставляет довольно значительный простор исполнительной власти для принятия важных решений по сорбским делам. В частности, допускается в  случае наличия только небольшого числа учащихся, изучающих сорбский язык, сокращение числа классов с образованием на сорбском языке с присоединением этих учеников к старшим классам и некоторые другие подобного рода решения, которые оставлены на усмотрение исполнительных органов. Последние могут принять такое решение, а могут и оставить все как есть, по ситуации, и любое из этих решений будет соответствовать букве закона. Администрация ориентируется в первую очередь на общую политику рациональной организации образования и не всегда учитывает специфику интересов сорбов при принятии подобного рода решений. Естественно, когда  решение о сокращении принимается, оно вызывает протесты сорбского населения. Следует отметить, что большая часть подобного рода конфликтов разрешается в пользу сорбского населения, за которым не только широкие правовые возможности защиты прав и интересов, но и поддержка общественного мнения, в том числе и зарубежного.

Организации и учреждения, содействующие сохранению и развитию сорбского языка и культуры

В ФРГ существуют разнообразные организации и учреждения, главными целями и задачами которых является сохранение и развитие сорбского языка и культуры, в их числе: Домовина – союз лужицких сорбов, Сорбский институт (Бауцен) с филиалом в Коттбусе,  Дом сорбской народной культуры (Бауцен), Вендский дом (Коттбус), Сорбский музей (Бауцен), Нижнесорбский музей (Коттбус), Сорбский национальный ансамбль (Бауцен), Немецко-сорбский народный театр (Бауцен), Сорбский школьный союз  (Бауцен) и др. Остановимся несколько подробнее на правовом статусе некоторых из этих учреждений.

Домовина – союз лужицких сорбов 

Правовой статус Домовины регулируется Уставом, принятым на восьмом Общем собрании Домовины 31 марта 2001 года. Устав состоит из 17 статей.

Цели и задачи Домовины изложены в статье 2 Устава. Домовина – это политически независимый и самостоятельный союз сорбов/вендов и объединяюший союз для других сорбских союзов Верхнего и Нижнего Лаузица. Она является представителем интересов сорбского народа. Главной целью Домовины является поддержка и распространение языка, культуры и традиций сорбского народа. Кроме того, в качестве целей и задач в Уставе указано:

·         объединение сорбов и сорбских союзов для общей работы; 

·         представление интересов сорбов в парламенте, учреждениях на уровне коммун, округов, земель и федерации, а также на международной арене;

·         участие в разработке правовых актов, регулирующих охрану национальных меньшинств в Германии, а также международных соглашений;

·         содействие развитию толерантности и взаимопонимания между сорбским и немецким народами и обеспечение их равноправия;

·         поддержание дружеских отношений со славянскими народами, национальными меньшинствами, международными объединениями национальных меньшинств.

При реализации своих задач и целей Домовина руководствуется программой, принимаемой общим собранием и вырабатываемой им политикой.

Членом Домовины могут быть как юридические, так и физические лица. Сорбские союзы, региональные союзы, объединения и общества могут быть членами Домовины независимо от того, обладают ли они правами юридического лица или нет.

Для всех ветупающих в члены союза условием приема является признание  Устава Домовины.

Для приема необходимо подать письменное заявление в правление Домовины. Юридические лица, союзы, региональные союзы, объединения и общества, не обладающие правами юридического лица, прилагают к заявлению свой устав.

Отношение между объединением, входящим в  Домовину, и самой Домовиной регулируются специальным письменным соглашением.

Союзы сорбов за пределами Лаузица, а также различного рода объединения друзей сорбов могут входить в Домовину на правах  ассоциированных членов.

Уставом предусмотрено почетное членство для граждан ФРГ и иностранцев, оказавших содействие сохранению и развитию сорбского языка и культуры. Решение о почетном членстве принимает общее собрание Домовины. Решение о приеме в члены в отношении объединений также принимает общее собрание Домовины, а физических лиц принимает в члены правление  Домовины.

Уставом предусмотрены региональные союзы Домовины и специальные объединения Домовины.

Согласно статье 4 Устава региональные союзы Домовины представляют национальные интересы сорбов перед публичными властями и службами на соответствующей территории. Они объединяют и координируют соответствующую деятельность в регионе. Региональные союзы состоят из групп Домовины, объединений и других организационных форм.

Согласно статье 5 Устава специальные объединения Домовины представляют национальные интересы сорбов перед публичными властями и службами на межрегиональном уровне и выполняет специальные задачи в рамках  Домовины.

Органами Домовины являются: общее собрание; правление; специально создаваемое в определенных, прямо предусмотренных Гражданским кодексом ФРГ случаях правление; президиум; ревизионная комиссия; комиссия по разрешению конфликтов.

Кворум в любом из органов Домовины составляет половина  его состава.

Решение принимается простым большинством голосов, если Уставом не предусмотрено иное (например, для принятия решения о роспуске требуется квалифицированное большинство).

Все органы Домовины работают на основе Регламента, рабочий язык – сорбский, но в определенных случаях возможны и исключения.

Общее собрание является главным органом Домовины. Оно собирается в первом квартале каждого года. Участвуют в общем собрании члены Домовины, делегированные на него правлением Домовины и объединениями-членами Домовины. Члены Советов по делам сорбов Ландтагов Бранденбурга и Саксонии участвуют в работе общего собрания с правом совещательного голоса. Общее собрание принимает решения по наиболее важным вопросам деятельности Домовины общего характера, формулирует финансовые и рабочие задачи на следующий год, утверждает бюджет на следующий год, отчет о бюджете за прошлый год, доклад правления о деятельности Домовины и положении сорбского народа, доклад ревизионной комиссии и др. Каждые четыре года общее собрание выступает в качестве собрания по выборам руководящих органов Домовины. Оно избирает  правление и председателя Домовины, утверждает Программу и изменения в Уставе, избирает ревизионную комиссию и комиссию по разрешению конфликтов.

Заседания общего собрания носят открытый характер.

Внеочередное общее собрание может быть созвано по требованию одной трети членов. Оно должно быть проведено в течение трех месяцев.

Вторым по значимости органом Домовины является правление. Численный состав правления Домовины составляет 30 человек. Правление состоит из Председателя Домовины, его заместителей и членов правления. На правление возложено общее руководство деятельностью Домовины. Оно может образовывать рабочие комитеты для решения различных задач по вопросам деятельности Домовины. Оно обладает правом назначать лиц, представляющих сорбов в различных органах и регулярно получать отчеты об их  деятельнсти. Правление заседает не реже четырех раз между общими собраниями. Срок полномочий правления составляет четыре года.

Президиум Домовины состоит из Председателя, двух его заместителей и трех лиц, назначаемых правлением по предложению Председателя. Президиум обеспечивает руководство текущей работой Домовины.

Ревизионная комиссия состоит из пяти членов, избираемых общим собранием. Она сама избирает своего председателя из числа членов ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия работает в соответствии с Положением о ревизии. Она проверяет эффективность использования финансовых и материальых средств Домовины, делает критические замечания и дает указания об улучшении работы Домовины. Свой отчет ревизионная комиссия представляет общему собранию.

Комиссия по разрешению конфликтов состоит из пяти членов, избираемых общим собранием. Она сама избирает своего председателя из числа членов комиссии по разрешению конфликтов. Эта комиссия разбирает конфликты, возникающие между членами Домовины, а также между Домовиной и входящими в нее объединениями.

Статья 15 Устава посвящена финансам и собственности Домовины.

Роспуск Домовины возможен только в результате принятия решения о роспуске специально созываемым для этого собранием. За решение о роспуске должно проголосовать не менее трех четвертых избранных на данное собрание делегатов.

Согласно Уставу Домовина имеет собственную символику. Герб Домовины представляет собой три серебрянных листа липы, образующих дерево с восемью корнями на фоне красного круга. Флаг – традиционный сорбский флаг голубого, красного и белого цветов.

Домовина внесена в реестр объединений.

Руководящим документом для деятельности Домовины является ее Программа, принятая девятым общим собранием 12 апреля 1997 г. В Программе сформулированы общие демократические принципы деятельности Домовины, стратегия в отношении сохранения и развития сорбского языка и культуры, сотрудничества с государственными органами, координации и интеграции действий в указанной сфере на национальном уровне, а также вопросы развития международных связей.

Сорбский институт (Бауцен)

Сорбский институт (Бауцен) создан в 1992 г. в Бауцене с филиалом в Коттбусе на основе межземельного соглашения Саксонии и Бранденбурга. Правовая форма организации Института – организация частного права (т.е., несмотря на то, что его создали государственные органы, его статус регулируется Гражданским кодексом и другими актами частного права). Институт  занимается исследованиями языка, истории и культуры сорбов в Лаузице в прошлом и современным этапом развития сорбского языка и культуры. В рамках Института собираются, архивируются и делаются доступными общественности необходимые материалы по истории сорбов.

Институт сорабистики (Лейпцигский университет)

Институт сорабистики Лейпцигского университета – одно из старейших учебных заведений по подготовке специалистов по сорбскому языку и культуре. Традиции изучения и преподавания сорбского языка относятся к первой половине XVIII века. Институт сорабистики был создан в 1951 г. как первое университетское подразделение по изучению сорбского языка и культуры. Главной задачей подразделения является подготовка учителей и персонала для различных государственных органов. В рамках данной дисциплины изучается не только сорбский язык и сорбская культура, но и история. В Университетской библиотеке собрана сорбская литературы, журналы и газеты, а также специальная литература по сорабистике. Для студентов-сорбов, обучающихся на различных факультетах, Институт сорабистики организует лекции, диспуты и проводит традиционные праздники. Институт тесно сотрудничает с различными исследовательскими учреждениями Восточной и Центральной Европы, с сорбскими учреждениями в Лаузице и, прежде всего, с Сорбским институтом в Бауцене.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ