Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Рекомендации парламентских слушаний

В соответствии с решением Совета Государственной Думы № 109 от 5 марта 2002 года Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связи с соотечественниками рассмотрел на парламентских слушаниях 21 июня с.г. вопрос "О положении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в государствах - участниках СНГ и странах Балтии, и мерах по их поддержке и защите".

В парламентских слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители научной общественности, творческой интеллигенции, специалисты по вопросам международного права и гуманитарных проблем из Российской Федерации и стран СНГ и Балтии, члены Совета соотечественников при Государственной Думе, руководители зарубежных общественных организаций российских соотечественников, представители средств массовой информации.

Участники парламентских слушаний исходят из того, что в своем выступлении на Конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, 11 октября 2001 года Президент Российской Федерации придал этому вопросу особое значение: "По настоящему сильная диаспора может быть - нисколько в этом не сомневаюсь - только у сильного государства. И сейчас, когда Россия вновь обретает динамику и авторитет, когда ломается привычная послевоенная структура мира, мы, тем более, должны быть вместе. И национальный успех России должен стать нашим общим успехом... И, разумеется, очень многое за­висит от граждан России - от их политических и общественных объединений...".

Участники парламентских слушаний констатируют, что на сего­дняшний день, по данным Министерства иностранных дел Российской Феде­рации, в государствах-участниках СНГ, а также в Латвии, Литве и Эстонии по­стоянно проживают и состоят на учете в консульских учреждениях около 350000 граждан Российской Федерации.

Эта категория граждан Российской Федерации испытывает ряд сущест­венных проблем в странах проживания:

- граждане Российской Федерации в странах СНГ и Балтии являются иностранными гражданами, и даже там, где имеются двух- и многосторонние межгосударственные соглашения о правовом статусе граждан Российской Фе­дерации в государствах проживания, что влечет за собой существенное огра­ничение их прав и свобод;

- лицам, имеющим российское гражданство, зачастую отказывают в тру­доустройстве и в первую очередь увольняют из государственных органов, предприятий и организаций;

- их облагают дополнительными налогами и сборами, как граждан ино­странных государств;

- их лишают возможности получения образования за государственный счет в учебных заведениях стран проживания; получение же образования за границей за счет средств государства им недоступно, поскольку таким правом пользуются практически только выпускники школ титульных национально­стей;

- гражданам Российской Федерации зачастую отказывают в получении социальных пособий и льгот, медицинском обслуживании, пенсионном обес­печении и т.п.;

- они испытывают сложности с выездом за пределы государства прожи­вания, оформлением виз, получением и заменой документов и т.д., поскольку консульские учреждения Посольств РФ находятся на большом расстоянии от места их жительства, а предложения российской стороны об открытии кон­сульских учреждений в местах компактного проживания русского населения во многих случаях наталкиваются на категоричные отказы руководства новых независимых государств;

- нередко граждане РФ лишены защиты и покровительства консульских учреждений Посольств в государствах пребывания, с одной стороны из-за зна­чительных расстояний, с другой - из-за нежелания чиновников российских за-гранучреждений портить отношения с властями страны пребывания;

- наши соотечественники подвергаются притеснениям, преследованиям, шантажу и угрозам на бытовом уровне, без всяких видимых оснований только потому, что они граждане Российской Федерации, а не какого-либо иного го­сударства. Они ограничены в возможностях защитить свои права в судах го­сударства проживания, получать квалифицированную юридическую помощь, поскольку российские адвокаты в зарубежные государства не допускаются, а местные - защищают граждан РФ неохотно из опасений подвергнуться пре­следованиям;

- граждане России очень часто лишены возможности представлять свои коллективные интересы в органах местного самоуправления и исполнительной власти в государствах проживания;

- многие из них не могут принять участие в выборах вследствие того, что по различным причинам организуется недостаточное количество зарубежных избирательных участков, расположенных к тому же на значительном удалении от места их проживания;

- граждане Российской Федерации, проживающие в различных странах, при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Рос­сийской Федерации распределены по нескольким избирательным округам, на­ходящимся на территории Российской Федерации, и не могут существенно влиять на результаты выборов по округу.

Несмотря на проблемы, возникающие при принятии российского граж­данства, российские соотечественники, проживающие в странах СНГ и Бал­тии, идут на этот шаг, в том числе по следующим причинам:

- нежелание терять связь с исторической и этнической родиной, прини­мать гражданство страны проживания, психологически рассматриваемое как личное предательство по отношению к Отечеству;

- надежда, что с приобретением российского гражданства они вправе рассчитывать на защиту и покровительство Российской Федерации;

- нежелание связывать свое будущее с государством проживания в связи с ограничением прав и свобод и отсутствием в перспективе получения образо­вания и обеспечения достойного уровня жизни своим детям, и понимание того, что в обозримом будущем они все равно будут вынуждены покинуть государ­ство проживания и переехать на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Отношения Российского государства со своими гражданами, постоянно проживающими за пределами России, в современных условиях приобретают особую актуальность, становятся важнейшим фактором и важным направле­нием внешней и внутренней политики Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, проживающие в новых независи­мых государствах, представляют интересы России в этих регионах, являются естественными сторонниками интеграционных процессов с этими государствами, что отвечает национально-государственным интересам России.

Согласно пункту 2 статьи 61 Конституции РФ Российская Федерация га­рантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Эта конституционная норма закреплена в новом Законе Российской Фе­дерации "О гражданстве Российской Федерации". В статье 7 этого Закона го­ворится:

"1. Гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Рос­сийской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации.

2. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломати­ческие представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указан­ных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гра­жданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными зако­нами, общепризнанными принципами и нормами международного права, меж­дународными договорами Российской Федерации, законами и правилами го­сударств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а так­же возможность защищать их права и охраняемые законом интересы".

Правовое положение граждан Российской Федерации в государствах СНГ и Балтии регулируется главным образом следующими документами:

В Республике Армения - Законом от 17 июня 1994 г. "О правовом по­ложении иностранных граждан в Республике Армения"; соглашением от 29 августа 1997 г. между Российской Федерацией и Республикой Армения "О правовом статусе граждан РА, постоянно проживающих в Российской Феде­рации и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Армения"; соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о регулировании процесса добровольно­го переселения; Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи ме­жду РФ и РА.

В соответствии с этими документами граждане Российской Федерации пользуются теми же правами, что и граждане Армении в следующих областях: имеют право на свободу мысли, слова, совести, вероисповедания, сохранения своего национального языка, культуры, обычаев.

Они имеют право на защиту от незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь, неприкосновенности личности и жилища, чести и достоин­ства, жизни и здоровья, а также имущества. Граждане России имеют право на собственность, труд и предпринимательскую деятельность, платят налоги, по­шлины и т.п., имеют право получать бесплатное среднее, а также высшее об­разование. Медицинское обслуживание в Республике - платное для всех, неза­висимо от гражданства. Тарифы для всех одинаковы.

Однако они не имеют избирательного права, не могут состоять членом какой-либо общественно-политической организации Армении, не могут быть избранными или назначенными на такие должности, для которых законода­тельством Армении требуется наличие ее гражданства.

В целом статус российских граждан, постоянно проживающих в Арме­нии обеспечен в правовом смысле, что обуславливается союзническим харак­тером отношений наших стран.

Что касается факторов, негативно влияющих на положение российских граждан в Армении, представляется, что это - Закон о языке от 1993 г., суще­ственно ограничивающий применение русского языка в системе образования и общественной жизни Армении.

Подписание соглашения о статусе российских граждан, постоянно про­живающих в Азербайджанской Республике и азербайджанских граждан, постоянно проживающих в России, отложено до принятия в Российской Федера­ции Закона о статусе иностранных граждан, проживающих в России.

Ратификация Договора между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно про­живающих в Грузии, и граждан Грузии, постоянно проживающих в Россий­ской Федерации, подписанного 15 сентября 1995 г., была приостановлена в связи с несоответствием Договора положению Конституции РФ об участии иностранцев в выборах.

Законом Республики Грузия "О правовом положении иностранцев" иностранцам, в том числе и российским гражданам, постоянно проживающим там, запрещается вступать в действующие в Грузии политические объедине­ния или организовывать их. Граждане России, как и другие иностранцы, могут наравне с грузинскими гражданами создавать только общественные объедине­ния, участвовать в деятельности кооперативных, научных, спортивных и дру­гих общественных организаций.

В Республике Казахстан положение иностранцев регулируется Указом Президента РК, имеющим силу Закона, от 19 июня 1995 года "О правовом по­ложении иностранцев в Республике Казахстан", постановлениями Правитель­ства, регламентирующими порядок ввоза и вывоза имущества и информаци­онных носителей, использования иностранной рабочей силы. Для граждан Российской Федерации межгосударственными договорами и соглашениями Российской Федерации с Республикой Казахстан и четырехсторонними дого­ворами (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия) предусмотрен особый статус, приравнивающий их в трудовых, имущественных правах, возможностях уча­стия в органах местного самоуправления к гражданам Казахстана. К сожале­нию, имеются многочисленные факты не соблюдения по отношению к граж­данам России норм, предусмотренных в межгосударственных документах. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Казахстане, в первую очередь увольняются с работы при сокращениях. Зачастую в нарушение достигнутых договоренностей к ним предъявляются требования, как к иностранным гражданам иных государств.

Руководство Киргизской Республики предпринимает ряд шагов, на­правленных на улучшение положения наших соотечественников. В мае 2000 г. принят Закон о придании русскому языку статуса официального языка киргиз­ской Республики, а в декабре 2001 г. этот статус русского языка закреплен в Конституции страны. Законом предусмотрено использование русского, наряду с киргизским языком, в сфере государственного управления, законодательства и судопроизводства, а также в иных сферах общественной жизни Киргизии. Данный документ и имеющийся Договор о правовом статусе граждан каждой из стран, постоянно проживающих на территории другой страны, при их над­лежащем исполнении в состоянии обеспечить в целом благоприятные условия для русскоязычных граждан республики в целом и проживающих там граждан России - в частности.

Социально-правовое положение постоянно проживающих в Латвий­ской Республике граждан России определяется совокупностью регламенти­рующих эту сферу соответствующих нормативных актов Латвийской Респуб­лики, в том числе разделом 8 "Основные права человека" Конституции (Сат-версме), законами и подзаконными актами Латвийской Республики.

15 октября 1991 года Верховный Совет принял постановление о восста­новлении прав довоенных граждан, лишив, таким образом, гражданства около 13 жителей республики (в основном, это лица русской национальности). В 1995 году для граждан бывшего СССР, "не заслуживших" гражданства Латвии, был определен статус "неграждан".

Согласно Правилам Кабинета министров ЛР "Порядок занятости ино­странных граждан и лиц без гражданства в Латвийской Республике" для офи­циального трудоустройства гражданина России в Латвии ему необходимо по­лучить от работодателя трудовой вызов, на основании которого в Управлении по делам гражданства и миграции будет выдано разрешение на работу, без ко­торого устроиться по трудовому договору не удастся.

Существуют определенные запреты и ограничения на профессии, заня­тие государственных и общественных должностей. Так, граждане России, по­стоянно проживающие в ЛР, не могут работать на государственной и граждан­ской службах, (Закон ЛР "О государственной и гражданской службе"), в поли­ции (Закон о полиции), прокуратуре (Закон о прокуратуре), суде (Закон о су­дебной системе), не могут занимать должность нотариуса (Закон о нотариате), не могут быть адвокатами и помощниками адвокатов (Закон об адвокатуре).

По данным Латвийского комитета по правам человека, в Республике существует 28 запретов на профессии, занятие государственных и общественных должностей. Анализ показывает, что все действующие, а также находящиеся в процессе подготовки законодательные акты, касающиеся граждан России и не­граждан Латвии (наших соотечественников), имеют явно дискриминационный характер, ущемляя их права в политической и социальной сферах (лишение избирательных прав, возможности учреждения и участия в политических пар­тиях, первоочередные увольнения с работы, лишение пособий, бесплатной ме­дицинской помощи, повышение налогов).

Правовой статус постоянно проживающих в Литовской Республике российских граждан определяется Законом этой страны "О правовом положе­нии иностранцев" от 17 декабря 1998 г. Они пользуются правами и свободами, предусмотренными Конституцией Литвы, законодательством республики, рос­сийско-литовскими и другими международными договорами Литовской Рес­публики, обязаны соблюдать положения указанных документов.

Граждане России могут проживать в Литве на основе временных или постоянных разрешений, выдаваемых Министерством внутренних дел. Разре­шение на постоянное проживание предоставляет право на бессрочное пребы­вание в Литве и выдается после 5 лет проживания на основании временного разрешения. Оба разрешения предоставляют право на выбор и изменение мес­та жительства, выезда из Литвы и возвращения в нее.

Гражданин России, постоянно проживающий в Литве, обладает естест­венным правом на занятие трудовой деятельностью. Трудовые отношения рег­ламентируются трудовым законодательством Литвы и Законом о правовом по­ложении иностранцев.

Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Литве, в отличие от русских граждан страны, не могут участвовать в президентских и парламентских выборах, ограничены в праве на работу в полиции, суде, про­куратуре, нотариальных конторах. Они не могут быть капитанами судов, слу­жить в вооруженных силах Литвы. Список таких исключений достаточно ши­роки, но он, в целом, не выходит за общепризнанные в таких случаях рамки. Имеются различия также в правах лиц, являющихся и не являющихся гражда­нами Литвы, в сфере экономики и предпринимательства.

Порядок нахождения граждан Российской Федерации на территории Республики Молдова регламентируется Законом "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства", закрепляющим ряд ограниче­ний, прежде всего на занятие определенных должностей в системе государст­венных органов. Закон "О собственности" позволяет существование различ­ных "видов собственности с участием граждан и юридических лиц других го­сударств, но исключает для них право собственности ни, земли сельскохозяй­ственного назначения и земли лесного фонда; Закон "О приватизации" также не позволяет им получать в личную собственность земельные участки; Закон "О предпринимательстве и предприятиях" закрепляет положение о том, что предпринимателем может быть любой гражданин иностранного государства.

В соответствии с Законом "Об образовании" граждане России имеют возможность получать среднее и высшее образование. Однако в последнее де­сятилетие произошло сокращение учащихся школ с русским языком обучения, а получение высшего образования в университетах фактически переведено на платную основу.

Законодательство Республики Молдова не предусматривает института двойного гражданства. Однако в настоящее время подготовлен законопроект об изменении Конституции и введении множественности гражданства.

По действующему в Республике Таджикистан законодательству рос­сийские граждане пользуются одинаковыми правами с гражданами этой стра­ны. Русский язык признан языком межнационального общения. Вместе с тем сокращается возможность получения детьми наших соотечественников обра­зования на русском языке (число классов в школах с русским языком препода­вания и русскоязычных классов в смешанных школах уменьшилось за послед­ние годы втрое. В настоящее время насчитывается 1280 классов обоих типов с количеством учащихся более 17 тыс. человек.

По Конституции Туркменистана за гражданами, независимо от нацио­нальности, закреплены равные права. Однако из-за языкового барьера про­должается отток русскоязычных граждан из административных органов, гос­предприятий, образовательных учреждений, других сфер.

В юридически-правовом отношении постоянно проживающие в Туркме­нистане этнические русские не подвергаются открытой дискриминации. Серь­езных межнациональных трений отмечено не было. Между двумя странами подписаны договоры и соглашения "О сотрудничестве в целях обеспечения прав российского меньшинства в Туркменистане и туркменского - в Россий­ской Федерации", "О правовом статусе граждан Российской Федерации, по­стоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркмени­стана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации", "Об урегулировании вопросов двойного гражданства", "О регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев", которые в определенной мере по­зволяют регулировать возникающие проблемы.

Закон Туркменистана о гражданстве (1990 г.) не создал препятствий для приобретения гражданства этой страны для наших соотечественников. Тем не менее, представители некоренных национальностей постепенно "вымываются" из властных структур, вытесняются с постов высшего и среднего .уровня из государственных учреждений и предприятий. Это приводит к усилению ми­грации русскоговорящего населения в Россию. Настроения же остающихся в Туркменистане далеки от оптимизма в силу напряженной социально-экономической обстановки, случаев проявления бытового национализма.

Из всех категорий российских соотечественников, проживающих в Рес­публике Узбекистан, именно граждане России являются самой незащищен­ной в правовом и социально-экономическом отношении категорией. Пробле­мы, с которыми сталкиваются здесь граждане Российской Федерации, много­численны и практически затрудняют нормальное проживание.

Узбекская сторона не идет на подписание двустороннего соглашения "О правовом статусе граждан России, постоянно проживающих в Республике Уз­бекистан и граждан Узбекистана, постоянно проживающих в Российской Фе­дерации", ссылаясь на то, что такой проблемы не существует ни в России для граждан Узбекистана, ни в Узбекистане для граждан Российской Федерации. Действующее в стране законодательство относит граждан России к иностран­цам, которые обязаны оформлять вид на жительство при наличии постоянной прописки. Оформление же вида на жительство сопряжено с рядом трудностей:

- во-первых, официальная госпошлина составляет 50 долларов США, что равно средней годовой пенсии, а это далеко не всем по карману;

- во-вторых, эта процедура идет с бюрократическими препонами и дополнительным вымогательством;

- в-третьих, даже имея вид на жительство и постоянную прописку, рос­сийские граждане по своеволию местных властей зачастую оплачивают мно­гие жизненно важные услуги (транспортные, медицинские, коммуникацион­ные и др.) в свободно конвертируемой валюте.

По местному законодательству дети граждан России, как "иностранцы", имеют право получить бесплатное образование только в средней школе. Их дальнейшее обучение в лицеях, колледжах и вузах может быть только на кон­трактной основе с разрешения соответствующих министерств и ведомств. Как иностранцы, российские граждане не имеют права работать в государственных управленческих структурах, правоохранительных и судебных органах, на лю­бых выборных должностях, их вытесняют с должностей на государственных производственных предприятиях. Все обращения, заявления и т.п. требуется писать на узбекском языке.

Зачастую, особенно на периферии, граждане Российской Федерации и соотечественники подвергаются притеснениям, оскорблениям, угрозам на бы­товом уровне в связи с их этнической принадлежностью.

Для российских граждан объективно затруднено участие в выборах Пре­зидента, депутатов Государственной Думы Российской Федерации, поскольку Посольство в состоянии организовать лишь один избирательный участок в Ташкенте, а добраться до столицы из-за значительных расстояний и высокой стоимости проезда могут далеко не все избиратели.

Граждане России не имеют возможности представлять свои коллектив­ные интересы в органах законодательной и исполнительной власти в Узбеки­стане. Даже в уставе общественной организации - Русского культурного цен­тра РУ, представляющего интересы соотечественников, имеется формулиров­ка, что членами РКЦ РУ "могут быть, независимо от национальности, гражда­не Республики Узбекистан".

Правовое положение иностранных граждан в Украине определяется Конституцией Украины, Законом Украины "О правовом статусе иностранцев" от 04.02.94 г., которые провозглашают равные права и свободы граждан Ук­раины, иностранцев и лиц без гражданства.

Определению правового положения иностранцев также посвящены от­дельные положения более чем 30 других Законов Украины и десятки подза­конных актов.

Несмотря на внушительную правовую базу, призванную защищать права и законные интересы иностранцев, в том числе и граждан России, последние сталкиваются с множеством проблем - трудностями при трудоустройстве во многие организации и учреждения Украины, получении бесплатного высшего образования. Зачастую не соблюдаются и легитимные нормы, обеспечиваю­щие имущественные права иностранцев. Больших трудов и материальных за­трат стоит получение вида на жительство, оформление которого местные ор­ганы МВД напрямую увязывают с выходом из гражданства России.

Отмечаются многочисленные случаи дискриминации украинскими вла­стями россиян при реализации их законного права получения социальных льгот, в том числе инвалидов и участников ВОВ.

Между Россией и Украиной не существует соглашения о статусе граж­дан России, постоянно проживающих в Украине и граждан Украины, постоян­но проживающих в России. Вопрос находится в стадии обсуждения на двусто­ронних переговорах и продвигается с трудом из-за нежелания украинской сто­роны.

Конституция Украины и Закон Украины "О гражданстве Украины" не предусматривают возможность гражданам Украины иметь гражданство ино­странного государства (двойное гражданство).

В настоящее время никаких соглашений в этой области между Россией и Украиной не заключено. Однако различие в законодательном подходе к реше­нию данного вопроса в наших странах вызывает определенные правовые кол­лизии. Так, при приобретении гражданства России в настоящее время не тре­буется прекращения предыдущего гражданства, что на практике приводит к ситуации так называемого "двойного" гражданства, когда граждане Украины получают второе гражданство - российское.

Правовой статус постоянно проживающих в Эстонской Республике иностранцев, в том числе и российских граждан, регулируется Законом Эстон­ской Республики "Об иностранцах" от 8 июля 1993 года.

Согласно ст. 12, ч. 3 Закона "Об иностранцах" постоянный вид на жи­тельство "может быть выдан иностранцу, проживающему в Эстонии на осно­вании срочного вида на жительство не менее трех из последних пяти лет и имеющему действительный вид на жительство, место жительства и легальный доход для проживания в Эстонии...".

На иностранца может быть возложена обязанность выехать с территории Эстонии и запрещен въезд в страну в порядке, установленном Законом "Об обязательстве выезда из страны и запрете на въезд в страну" от 21 октября 1998 года.

Иностранные граждане не имеют права избирать и быть избранными в государственные и местные органы власти Эстонии, участвовать в референду­ме, не могут являться членами политических партий.

По Конституции ЭР, должности в государственных органах власти мо­гут занимать и иностранцы, однако, лишь в виде исключения (ст. 30). В силе остаются запреты на профессии для неграждан (свыше 30).

Действующая система образования противоречит ряду международных и европейских конвенций, предусматривающих гарантии нацменьшинствам получать образование на родном языке.

Согласно Закону "О земельной реформе" от 17 октября 1991 года, ино­странные граждане, в отличие от граждан Эстонии, являются "ограниченными уполномоченными субъектами приватизации земли". В частности, они не имеют права участвовать в приватизации земли.

Участники парламентских слушаний считают, что законодательство новых независимых государств не учитывает в полной мере демографической, экономической и этнокультурной специфики постсоветского пространства и не содержит достаточно норм, призванных обеспечить права инограждан, объактивно необходимых в условиях столь сложного для них переходного перио­да.

Участники парламентских слушаний обеспокоены тем, что при пере­езде на постоянное место жительства в Россию граждане Российской Федера­ции также оказываются в неравном правовом положении с другими катего­риями граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федера­ции, а именно:

- при переезде в Российскую Федерацию их облагают дополнительными пошлинами, а зачастую просто поборами, поскольку они не в состоянии отсто­ять свои права, т.к. из государства своего прежнего проживания они уже вы­писались, а в Российской Федерации они, как правило, еще не числятся;

- перед ними возникают труднопреодолимые препятствия с регистраци­ей, трудоустройством, приобретением недвижимости (в особенности в нацио­нальных республиках и автономных образованиях РФ);

- существуют большие сложности с приобретением статуса вынужден­ного переселенца;

- нарастают трудности с поступлением выпускников школ в российские вузы, из-за все большей разницы образовательных программ Российской Фе­дерации и государств "ближнего" зарубежья;

- они сталкиваются со значительными трудностями при получении при­читающихся пособий, льгот, медицинского обслуживания, пенсионного обес­печения и т.п.;

Участники парламентских слушаний обращают внимание междуна­родных правозащитных организаций на допускаемые нарушения норм между­народного права в отношении граждан Российской Федерации в странах СНГ и Балтии и призывают их отказаться в дальнейшем от политики двойных стан­дартов, широко практикующейся в настоящее время в обеспечении прав и сво­бод русского народа и, в частности, граждан Российской Федерации.

Претворение в жизнь принципов и норм международного права в облас­ти прав и основных свобод человека и гражданина, должно стать одним из важнейших и эффективных механизмов защиты прав и законных интересов всех граждан, проживающих не в своих странах, независимо от их; нацио­нальной принадлежности.

На основании изложенного, участники парламентских слушаний РЕ­КОМЕНДУЮТ:

Федеральному Собранию Российской Федерации:

- Считать законотворческую работу по формированию в рамках СНГ общего экономического, культурного, образовательного и информационного пространства одной из главных государственных задач, направленных на оп­тимизацию процесса интеграции постсоветского пространства, обеспечение защиты и покровительства проживающих там российских граждан.

- Провести инвентаризацию имеющейся правовой базы, регламенти­рующей отношения Российского государства со своими российскими гражда­нами, проживающими за рубежом в целях ее дальнейшего совершенствования, наполнения и приведения в рабочее состояние.

- Внести вопрос о правовом положении граждан Российской Федерации в государствах СНГ на рассмотрение Межпарламентской ассамблеи госу­дарств - участников СНГ в соответствии с международными документами о правах и основных свободах человека, Устава СНГ, Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, других многосторонних и двухсторонних до­говоров и соглашений между государствами - участниками Содружества. Об­ратить при этом особое внимание на необходимость выработки оптимальных правовых норм для граждан государств - участников Содружества и на несо­ответствие духу и букве Устава СНГ безоговорочного распространения на российских граждан режима, установленного в ряде государств - участников СНГ для иностранных граждан, не являющихся членами СНГ.

- Рассмотреть вопрос об образовании отдельного избирательного округа (или округов) для соотечественников - граждан Российской Федерации, про­живающих за рубежом, и, в случае его положительного решения, внести необ­ходимые изменения в соответствующие федеральные законы.

- Обратиться к Парламентскому Собранию Союза Белоруссии и России и соответствующим органам государственной власти активизировать усилия по разработке и введению института союзного гражданства, закрепленного в Уставе Союза.

- Продолжить по парламентской линии работу с законодателями стран СНГ по укреплению позиций русского языка в странах Содружества.

- Совету соотечественников при Государственной Думе представлять в Государственную Думу сведения о соблюдении прав граждан Российской Фе­дерации, проживающих в государствах СНГ и Балтии. Завершить работу по созданию "Белой книги", нарушений прав российских соотечественников в этих странах.

Правительству Российской Федерации:

- Активизировать работу по расширению международно-правовой базы по урегулированию вопросов гражданства, обеспечения и защиты прав граж­дан Российской Федерации за рубежом, обращая особое внимание на меха­низмы контроля за исполнением достигнутых договоренностей.

- Учитывая большое количество граждан России, постоянно проживаю­щих за рубежом, рассмотреть необходимость разработки Концепции политики РФ в отношении этой категории людей.

- Обеспечить скорейшую разработку, согласование и подписание Кон­венции СНГ в области прав человека.

- Рассмотреть вопрос об укреплении качественно и количественно кад­рового состава консульских служб, а также технического их оснащения в странах Содружества и Балтии.

- Активизировать деятельность Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, в том числе:

принять и обеспечить исполнение Программы мер по поддержке Рос­сийской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе;

обеспечить координацию работы с соотечественниками за рубежом в субъектах Российской Федерации.

- В целях сохранения информационного поля российских СМИ в странах СНГ и Балтии предусмотреть в законодательстве Российской Федерации льго­ты для радио- и телекомпаний, вещающих на страны СНГ и Балтии, и печат­ных изданий, производящих печатную продукцию, предназначенную для рус­скоязычных читателей этих стран.

- Развивать межвузовское сотрудничество, направленное в частности, на создание филиалов российских высших учебных заведений (по примеру МГУ им. М.В. Ломоносова), а также Российско-национальных Славянских универ­ситетов.

- Рассмотреть возможность увеличения количества государственных стипендий для граждан РФ проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии.

- Содействовать установлению партнерских связей российских образова­тельных учреждений с учебными заведениями стран СНГ и Балтии.

- Создать Адвокатский центр по оказанию юридической помощи рос­сийским соотечественникам с открытием филиалов в странах их проживания.

- При поддержке российского бизнеса и специалистов в области права разработать юридически аргументированный для наших партнеров по Содру­жеству механизм создания хозяйственных структур в странах СНГ, в которых преимущественным правом трудоустройства пользовались бы наши соотече­ственники (в том числе и граждане Российской Федерации в странах прожива­ния).

- Выступить с законодательной инициативой по внесению изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в части увеличения срока действия общегражданских заграничных паспортов (ОЗП) для граждан Российской. Федерации, постоянно проживающих за границей и состоящих на консульском учете Посольств Рос­сийской Федерации в стране пребывания, уравняв их со сроками действия внутренних российских паспортов.

- Усовершенствовать порядок использования средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию мероприятий по поддержке соотечест­венников, проживающих в государствах - участниках СНГ и государствах Бал­тии, в части расширения возможностей их использования Посольствами Рос­сийской Федерации и общественными объединениями российских соотече­ственников в государствах их проживания.

- С учетом продолжающейся миграции в Россию соотечественников из стран СНГ в будущей Концепции миграционной политики Российской Феде­рации установить приоритет для граждан России, а также определить россий­ские регионы, наиболее нуждающиеся в притоке трудоспособного и репродук­тивного населения.

- Рекомендовать главам администраций регионов Российской Федерации сформировать действующий в реальном времени банк данных о потребностях в притоке рабочей силы, с указанием профессий и специальностей, отражаю­щих возможности муниципальных образований и хозяйственных субъектов в обустройстве мигрантов на новом месте жительства.

- Предусмотреть составление ежегодного общефедерального Доклада о положении соотечественников в странах мира с указанием как на позитивные примеры отношения к ним со стороны властей стран проживания, так и на случаи систематических нарушений их прав.

Министерству иностранных дел Российской Федерации:

- Обеспечить выполнение в полном объеме Программы мер по под­держке Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современ­ном этапе.

- Активизировать работу по созданию российских культурных центров в государствах - участниках СНГ.

- Принять меры по увеличению количества консульских учреждений за рубежом в местах компактного проживания граждан Российской Федерации и российских соотечественников.

- Посольствам Российской Федерации в государствах СНГ и Балтии улучшить работу по официальному разъяснению принимаемых в России зако­нов о гражданстве, миграции и т.п. Наладить работу с теми, кто хочет выехать в Россию. Создать банк данных о том, в каких регионах России и какие спе­циалисты нужны и условия их работы.

- Обеспечить проведение мониторинга с целью получения полной ин­формации о численности соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе граждан Российской Федерации, и тех, кто хочет по тем или иным при­чинам вернуться в Россию.

Участники парламентских слушаний обращаются с просьбой к Пре­зиденту Российской Федерации:

- создать при Президенте Российской Федерации Институт уполномо­ченного по правам граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;

- взять под личный контроль вопрос защиты прав граждан Российской

Федерации, находящихся за рубежом.

Участники парламентских слушаний выражают твердую уверен­ность в том, что Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы Российской Федерации и общественные организации, научные учреж­дения и средства массовой информации внесут позитивный вклад в обеспече­ние прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечест­венников, проживающих за рубежом.

21 мая 2002г., г.Москва

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ