Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

«Время новостей»,,
6 августа 2004

Закон непрямого действия. Монетизация льгот лишила финансовой поддержки российскую диаспору

Наталья Рожкова

Вчера Государственная дума приняла в третьем и окончательном чтении пакет законопроектов по монетизации социальных льгот -- под таким названием он стал известен широкой публике. Между тем суть принятых законов шире -- в первую очередь речь идет о разграничении бюджетных полномочий между федеральным центром и регионами. Чтобы поделить полномочия, пришлось в спешке перекраивать десятки принятых ранее законопроектов. В результате затронутыми оказались интересы не только льготников, но и многих других граждан России. И даже не граждан.

В частности, невольными жертвами борьбы за новый бюджетный порядок стали представители российской зарубежной диаспоры -- они теперь не смогут получать помощь от субъектов федерации.

В связи с изменением двух федеральных законов -- «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» -- Госдума подчистила и принятый в 1999 году закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Из него был исключен целый ряд положений, в результате чего региональные власти лишаются права поддерживать диаспору в экономической и социальной областях, расходовать на эти цели какие бы то ни было средства, а также принимать местные законы в области отношений с соотечественниками. Субъекты федерации не могут помочь диаспоре даже в изучении русского и других языков российских национальностей. А бывшие граждане СССР могут распроститься с надеждой получить образование в России: региональные власти не имеют права этому содействовать.

«Федеральный центр не в состоянии взять на себя всю работу с соотечественниками», -- заявил корреспонденту «Времени новостей» депутат Госдумы Константин Затулин, один из авторов депутатской поправки, которая должна была отменить 128-ю статью. «Во всем бюджете России нашлось в 2004 году всего 252 млн руб. на поддержку соотечественников. А один только бюджет Москвы на эти цели в 2004 году потратит 158 млн руб., -- приводит пример г-н Затулин. -- Причем это деньги региона, из федерального бюджета никто не просит ни копейки».

Но мало средства выделить, их нужно еще и разумно потратить. «Москва спасла Черноморский флот строительством жилого квартала в Севастополе для семей военнослужащих, открыла там гимназию и филиал МГУ, -- перечисляет парламентарий. -- Краснодарский край наладил свои отношения с Абхазией, которую федеральный центр вообще нигде не собирался «засвечивать» из-за известных российско-грузинских отношений. Даже выполнять дагомысские соглашения по Южной Осетии мы не можем, если не использовать возможности Северной Осетии, что весьма логично, поскольку осетины -- один народ». На федеральном же уровне средства тратятся в основном на мероприятия общего характера -- на проведение праздников и «дней России». Наконец, есть вопросы, которыми должны заниматься именно региональные власти национальных республик. Если, предположим, татарская диаспора за границей хочет поддерживать связи с соотечественниками, то понятно, что этим и должна заниматься Республика Татарстан, а не Министерство иностранных дел.

МИД, кстати говоря, тоже выступил против того, чтобы перекраивать полномочия таким образом. Глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров отправил письмо на эту тему спикеру нижней палаты Борису Грызлову. А председатель Международного совета российских соотечественников граф Шереметьев написал лично президенту Путину, который сам объявлял работу с российской диаспорой за рубежом одним из приоритетных направлений российской политики.

Депутатскую поправку по изъятию 128-й статьи из текста законопроекта одобрил даже думский комитет по налогам и бюджету, видимо сочтя, что конфликта интересов тут нет: деньги из своего бюджета выделяет регион, так пусть он их и тратит, как хочет. Однако на заседании Госдумы 3 августа поправку не приняли. Против выступило правительство в лице первого заместителя министра финансов Татьяны Голиковой.

Правда, правительство пообещало к осени внести в Госдуму закон, по которому оно будет делегировать регионам отнятые полномочия, в том числе и по работе с соотечественниками. Забрать, чтобы немедленно вернуть обратно, -- логику в этом увидеть трудно. Константин Затулин объясняет это по-своему: «Разработчики зациклены на формальной стороне вопроса -- как навести порядок и разделить все полномочия. Как сделать лучше -- такая задача вообще не стоит». Если это верно хотя бы отчасти, то вскоре в законе о монетизации льгот обнаружится еще немало подводных камней.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ