Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Справка Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками

Иван Михайлюк, консультант Аппарата Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками

Подготовлено по материалам, представленным в Комитет Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками мини­стерствами и ведомствами РФ, членами Совета соотечественников.

Межгосударственные соглашения россии со странами СНГ и Балтии, регулирующие правовое положение постоянно проживающих на территории этих государств граждан РФ

Армения: Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Договор действует в течение 10 лет со дня его вступления в силу. Подписан в Москве 29 августа 1997 г. (Вступил в силу в октябре 2000 г.)

Белоруссия: Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан. Отдельные положения настоящего Договора, не противоречащие законодательству сторон и их международным обязательствам, временно применяются с 1 января 1999 г. Подписан в Москве 26 декабря 1998 г. (Вступил в силу 1 января 1999 г.)

Грузия: Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Грузия, и граждан Республики Грузия, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Договор действует в течение 10 лет со дня его вступления в силу и автоматически продлевается на последующие 5-летние периоды, если ни одна из сторон не предупредит за 6 месяцев до истечения срока другую сторону об обратном. Подписан в Тбилиси 15 сентября 1995 г. (В силу не вступил и не вступит, поскольку не был проработан и не соответствует конституционным нормам сторон)

Казахстан: Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Соглашение действует в течение 5 лет и автоматически продлевается на последующие 5-летние периоды, если ни одна из сторон не предупредит за 6 месяцев до истечения срока другую сторону об обратном. Подписано в Москве 20 января 1995 г. Ратифицировано Российской Федерацией 13 июня 1996 г.( Вступило в силу 26 июля 1997 г.)

Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан. от 20 января 1995 г.

Договор между Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией о правовом статусе граждан одного государства постоянно проживающих на территории другого государства, от 28.04.98 г.

Киргизия: Договор между Российской Федерацией и Киргизское Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республикой, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Договор действует в течение 5 лет и автоматически продлевается на последующие 5-летние периоды, если ни одна из сторон не предупредит за 6 месяцев до истечения срока другую сторону об обратном. Подписан в Бишкеке 13 октября 1995 г. Ратифицирован Российской Федерацией 19 марта 1997 г. Вступил в силу 6 января 2001 г.

Латвия: Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Соглашение между Правительством РФ и Правительством ЛР по вопросам социальной защищенности военных пенсионеров РФ и членов из семей, проживающих на территории Латвийской Республики.

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Латвии о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев.

Литва: Договор об основах межгосударственных отношений между Россией и Литвой.

Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Соглашение между Правительством РФ и Правительством ЛР о порядке предоставления социальных гарантий военным пенсионерам Российской Федерации, постоянно проживающим в Литовской Республике.

Соглашение между Правительством РФ и Правительством ЛР о пенсионном обеспечении.

Туркмения: Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Соглашение действует в течение 10 лет со дня его вступления в силу. Подписано в Москве 18 мая 1995 г. Ратифицировано Российской Федерацией 25 ноября 1996 г., Туркменистаном - 15 июня 1995 г. Вступило в силу 10 июня 1997 г.

Эстония: Договор об основах межгосударственных отношений между Россией и Эстонией.

Договор между РФ и ЭР о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Соглашение между РФ и ЭР по вопросам социальных гарантий пенсионерам Вооруженных Сил РФ на территории Эстонской Республики.

Государства СНГ, в которых допускается второе гражданство

Таджикистан:Договор между Российской Федерации и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства. Договор действует в течение 5 лет и автоматически продлевается на последующие 5-летние периоды, если ни одна из сторон не предупредит за 6 месяцев до истечения срока другую сторону об обратном. Подписан 7 сентября 1995 г. в Москве. Ратифицирован Российской Федерацией 15 декабря 1996 г. Со стороны Таджикистана не был ратифицирован (В силу не вступил).

Туркменистан: Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства. Соглашение действует в течение 5 лет и автоматически продлевается на последующие 5-летние периоды. Подписано 23 декабря 1993 г. в Ашхабаде. Утверждено Российской Федерацией 25 ноября 1994 г. (Вступило в силу 18 мая 1995 г.)

Законодательная база государств СНГ и Балтии, регулирующая правовое положение постоянно проживающих на своей территории иностранных граждан

Армения: Закон РА от 17 июня 1994 г. "О правовом положении иностранных граждан в Республике Армения".

Грузия: Закон "О правовом положении иностранцев"

Казахстан: 1. Конституция РК, 30.05.1995 г.

Иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией и международными договорами [ст. 12, часть 4 Конституции РК].

2. Указ Президента РК, имеющий силу закона "О правовом положении иностранных граждан в Рес­публике Казахстан", № 2337 от 19.06.95.

Устанавливает права и обязанности иностранных граждан, в том числе гарантирует право собственно­сти на движимое и недвижимое имущество.

3. Постановления Правительства РФ, регулирующее вывоз и ввоз имущества, документов, привлече­ние иностранной рабочей силы.

Киргизия: Закон "О правовом положении иностранных граждан в Киргизской Республике".

Латвия: 1.Конституция Латвийской Республики (раздел 8 "Основные права человека"),

2.Закон Латвийской Республики "О въезде и пребывании иностранных граждан и лиц без гражданства в Латвийской Республике,

3. Законы об образовании, о государственном языке.

Литва: 1.Конституция Литовской Республики,

2.Закон Литовской Республики "О правовом положении иностранцев в Литовской Республике", 3. Законы об образовании, о государственном языке.

Молдавия: Законы 1."О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства",

2."О собственности",

3. "О приватизации",

4."О предпринимательстве и предприятиях",

5. "Об образовании".

Украина: 1.Закон "О правовом статусе иностранцев".

2.Определению правового положения иностранцев также посвящены отдельные положения более чем 30 других законов Украины и десятки подзаконных актов.

Эстония: 1. Конституция Эстонской Республики (гл.2 "Основные права, свободы и обязанности"),

2.Закон Эстонской Республики "Об иностранцах",

3. Законы о языке, об образовании,

4. Закон "Об обязательстве выезда из страны и запрете на въезд в страну".

В законодательстве Эстонии закреплено несколько десятков дискриминирующих ограничений для лиц без гражданства и граждан России (граждане России, имеющие постоянный вид на жительство, могут участвовать в выборах только в местные органы власти, есть профессиональные ограничения, в том числе для граждан России; русский язык в Эстонии не имеет официального статуса).

Наиболее жесткой дискриминации подвергаются бывшие военнослужащие и члены их семей (лишены возможности получить статус постоянных жителей Эстонии)

В законодательстве Эстонии заложены двойные правовые стандарты для граждан России и граждан стран-членов ЕС, США, Японии и некоторых других государств.

Россия: 1.Закон СССР от 24.06.1981 № 5152-Х "О правовом положении иностранных граждан в СССР";

.Законы Российской Федерации:

2. "О Государственной границе Российской Федерации" от 01.04.1993 № 4730-1;

3"О беженцах".от 19.02.1993 № 4528-1;

4. "О вынужденных переселенцах" от 19.02.1993 № 4530-1;

5. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 № 114-ФЗ;

6."О гражданстве Российской Федерации" № 1948-1 от 28 ноября 1991 г.;

7."О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" № 99-ФЗ от 24 мая 1999 г.;

8.Указы Президента Российской Федерации :

«Об утверждении положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и её составе" от 13 августа 1998 года, № 962;

"Об изменении состава Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации" от 16 марта 1999 года, № 352;

"О внесении дополнений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждённое от 17 мая 2000 г. № 865;

"Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" от 10 апреля 1992 г. № 386;

"О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" и утвержденным им Положением от 16.12.1993 № 2146;

"Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища" от 21.07.1997 № 746;др.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются граждане России, проживающие в ближнем зарубежье

ОБЩИЕ

- граждане Российской Федерации в странах СНГ и Балтии являются иностранными гражданами, и даже там, где имеются двух- и многосторонние межгосударственные соглашения о правовом статусе граждан Российской Федерации в государствах проживания, это влечет за собой существенное ограничение их прав и свобод;

- из-за наличия у них российского гражданства им зачастую отказывают в трудоустройстве и в первую очередь увольняют из государственных органов, предприятий и организаций;

- их облагают дополнительными налогами и сборами, как граждан иностранных государств;

- их лишают возможности получения образования за государственный счет в учебных заведениях стран проживания; получение же образования за границей за счет средств государства им недоступно, поскольку таким правом пользуются практически только выпускники школ титульных национальностей;

- гражданам Российской Федерации нередко отказывают в получении социальных пособий и льгот, медицинском обслуживании, пенсионном обеспечении и т.п.;

- им создают сложности с выездом за пределы государства проживания, оформлением виз, получением и заменой документов и т.д., поскольку консульские учреждения Посольств РФ находятся за многие сотни километров, а предложения Российской Федерации об открытии консульских учреждений в местах компактного проживания русского населения во многих случаях наталкиваются на категоричные отказы руководства новых независимых государств;

- нередко граждане РФ лишены и покровительства консульских учреждений Посольств в государствах пребывания, с одной стороны из-за значительных расстояний, с другой - из-за нежелания чиновников российских загранучреждений портить отношения с властями страны пребывания;

- граждане Российской Федерации подвергаются притеснениям, преследованиям, шантажу и угрозам, без всяких видимых оснований только потому, что они граждане Российской Федерации, а не какого-либо иного государства. Они ограничены в возможностях защитить свои права в судах государства проживания, получать квалифицированную юридическую помощь, поскольку российские адвокаты в зарубежные государства не допускаются, а местные - защищают граждан РФ неохотно из опасений подвергнуться преследованиям;

- отказ в признании действительными паспортов СССР образца 1974 года и произвольное установление сроков их замены, не совпадающих со сроками действия этих паспортов, установленными в РФ;

- ограничения в приобретении в собственность недвижимости, в т.ч. жилья;

- нарушение коллективных прав граждан через запрет на создание национально-культурных и административно-территориальных автономий в местах компактного проживания граждан РФ и российских соотечественников;

- граждане России лишены возможности представлять свои коллективные интересы в органах исполнительной власти в государствах проживания;

- большинство граждан Российской Федерации практически лишены возможности участия в выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Российской Федерации, так как избирательные участки организуются, как правило, в ограниченном количестве населенных пунктов и не все имеют возможность добраться до них из-за значительных расстояний и высокой стоимости проезда.

ПО СТРАНАМ

Республика Армения

- граждане Российской Федерации, проживающие постоянно в Армении имеют возможность для голосования на федеральных выборах в России (в день выборов открыты 10 избирательных участков). Однако, поскольку они приписаны дополнительно к определенному избирательному округу в России, то практически выдвигать своего кандидата в депутаты в ГД РФ, Президента РФ они не могут.

- российские граждане в органах местного самоуправления не представлены, поскольку после принятия в Армении закона о языке, делопроизводство перешло на армянский язык, и большинство российских соотечественников вынуждено было уволиться, поскольку не знали армянского языка. Что касается бизнеса, то в нем представлены, главным образом, армянские граждане, приобретшие российское гражданство.

- принятый в Армении в 1993 году закон о языке привел к резкому сокращению числа русских школ. Право обучаться в "русских классах" получили лишь дети русской национальности, а также граждане России, не являющиеся одновременно гражданами Республики Армения. В действительности, после соответствующей проверки армянскими органами надзора зачастую выясняется, что многие граждане, претендующие на обучение своих детей в русских классах, являются бипатридами. За ними армянские власти не признают российского гражданства, и их дети вынуждены обучаться в армянских школах.

- в настоящее время русскими можно назвать лишь школы в селах Лермонтово и Фиолетово, в которых проживают потомки русских сектантов-молокан. Действуют 47 школ с русскими классами (13 из этих школ находятся в Ереване), в которых обучаются свыше 8 тыс. учеников. Функционируют две школы Минобороны России (в г.Ереване и г.Гюмри), а также четыре школы российских пограничников в Республике Армения.

- для граждан России обучение в армянских вузах платное. Многие предпочитают поступать в Российско-Армянский (славянский) университет и филиалы российских институтов в Армении, рассчитывая в дальнейшем вернуться в Россию с российским дипломом о высшем образовании. В 2001 г. было подписано российско-армянское межправительственное соглашение о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и званиях.

- на территории республики в метровом диапазоне ретранслируются передачи РТР и ОРТ. Помимо этого в Ереване ретранслируются в дециметровом диапазоне передачи НТВ, ТВЦ, "Муз-ТВ". В столице принимаются программы радиостанций "Маяк", "Хит-FM", "Европа-плюс", "Русское радио".

Однако, из-за высоких цен количество подписчиков на российскую периодику за последние годы сильно сократилось. Вместе с тем в розничной продаже постоянно имеется широкий спектр российских газет и журналов (преимущественно развлекательной направленности).

- сотрудники Посольства внимательно изучают каждое заявление, поступающее к ним по вопросам защиты прав российских граждан. Для более детального ознакомления с положением дел, привлекаются и общественные организации соотечественников. Налажены деловые связи с силовыми ведомствами республики.

Азербайджанская Республика

- отсутствует соглашение о статусе граждан России в Азербайджане (и граждан АР в России), хотя проект документа в значительной степени проработан и находится на рассмотрении двусторонней Межправкомссии.

- иностранным гражданам в Азербайджане по законодательству предоставлены такие же права, как и гражданам АР, кроме участия в выборах.

- граждане России в Азербайджане принимают участие в выборах в российские законодательные органы на избирательном участке, создаваемом при Посольстве России и в российской военной части в Габале.

- в целом возможности для постоянно проживающих в АР граждан РФ в трудоустройстве, а также участии в бизнесе реально заметно ниже аналогичных возможностей граждан АР. Прежде всего, это, в огромной мере зависят от степени "дружбы" с властями. Данное замечание справедливо и для общественной деятельности.

- возможности получения образования формально одинаковые, однако значительно осложняются (особенно для высшей школы) в случае появления языковых проблем, но большей частью из-за упомянутых выше перспектив дальнейшего продвижения в выборных профессиях.

- информационное обеспечение граждан РФ в том числе русскоязычных) в настоящее время может быть охарактеризовано как удовлетворительное. Однако имеется ощутимая тенденция к ухудшению. Вопрос о создании информационно-культурного центра РФ в Баку прорабатывается, но ближайшие перспективы его пока не вполне определены.

Республика Грузия

- несмотря на то, что законодательные акты Грузии формально отвечают основным принципам демократии и международных правовых норм (включая "Закон о гражданстве" и "Закон о правовом положении иностранных граждан"), и Грузия, являясь членом европейских правозащитных организаций, подписала большинство международных документов в области прав человека, на деле грузинские власти проводят дискриминационную политику по отношению к представителям нетитульной нации и откровенно предоставляют привилегированное положение лицам грузинской национальности во всех сферах общественной жизни.

- русскоязычное население в Грузии сталкивается с ущемлением основных прав и свобод человека по национальному признаку со стороны представителей титульной нации в самых различных сферах (образование, медицинская помощь, трудоустройство, имущественные вопросы, вероисповедание, пенсионное обеспечение, предпринимательская деятельность и др.), с проявлениями бытового национализма, страдает от произвола административных, правоохранительных и судебных властей.

- безработица, низкий жизненный уровень, отсутствие представителей этнических русских в парламенте, основных политических партиях, органах исполнительной власти характеризуют социальное положение русскоязычного населения.

- введение в Грузии платной медицины, переход на частично платное полное среднее и высшее образование, задержки с выплатой пенсий (7 долл. США), зарплат, социальных пособий, отбрасывают многие семьи за черту бедности. Наиболее обездоленная часть соотечественников - пенсионеры и ветераны ВОВ, которые месяцами не получают пенсий и положенных по "Закону о ветеранах войны" льгот.

- положение русских граждан усугубляется объявлением грузинского языка государственным, что уменьшает и без того незначительные шансы на их трудоустройство.

- граждане Российской Федерации, проживающие в Грузии, сталкиваются с дополнительными проблемами, которых нет у российских соотечественников, имеющих гражданство государства проживания: граждан Российской Федерации в Грузии приравнивают в правовом положении к иностранцам, что связано с существенным ограничением их прав и свобод.

- граждане Российской Федерации практически лишены возможности участия в выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Российской Федерации, по причине удаленности их места жительства от Тбилиси, невозможности добраться до избирательного участка в Посольстве из-за высокой стоимости проезда. Они, имея российский паспорт, по грузинскому законодательству должны оформлять вид на жительство, оформление которого стоит примерно 80 лари (чуть более 40 долл. США) и затягивается до полугода (при условии доплаты за срочность - значительно быстрее). Желтый цвет выдаваемого гражданам России удостоверения личности отличается от голубого - для граждан Грузии. Отличие указывает местным властям на возможность дискриминации этих граждан, ущемления их прав практически во всех сферах социально-экономической и политической жизни.

- с введением с 1 марта 2001 г. полномасштабного визового режима граждане России, не успевшие вовремя получить вид на жительство в Грузии, становятся нелегалами, они должны своевременно оформить долгосрочную визу (60 ам. долл.), в противном случае - платить штраф в тройном размере (180 ам. долл.). Если у них таких средств нет, то они становятся невыездными, выездную визу в Россию консульский департамент МИД Грузии им никогда не оформит как нелегалам.

- у российских граждан нет реальных гарантий на объективную судебную защиту: стоимость подачи искового заявления, получение необходимых справок, перевод документов на грузинский язык, услуги адвоката многие соотечественники не в состоянии оплатить.

- избирательное право российских граждан реализуется через избирательный участок, образуемый на период выборов при Посольстве России в Грузии.

- несмотря на наличие многочисленных договоров и соглашений, принятых в рамках СНГ, где закреплены обязательства государств-членов, в т.ч. и Грузии, гарантировать своим гражданам равные права и свободы, созданная нормативно-правовая база работает "на низких оборотах" и крайне неэффективно. Грузия зачастую уклоняется от реализации совместных договоренностей, приводя в оправдание внутренние неурядицы и экономические трудности, якобы, не позволяющие гарантировать выполнение в полном объеме обязательств по этим документам.

- формально российские граждане, постоянно проживающие в Грузии, наравне с гражданами Грузии, в соответствии с Конституцией Грузии имеют право на владение собственностью (п.1 ст.21), на свободное предпринимательство (п.2 ст.30).

- на практике же фиксируются многочисленные случаи захвата квартир, земельных участков, имущества российских граждан. Обращение русских по имущественным вопросам в правоохранительные органы результатов не дает. Суды тенденциозно рассматривают дела, если одна из сторон является, русской, им даны негласные указания, чтобы не удовлетворяли судебные требования русских и осетин.

- в результате передела государственной собственности и проведения в Грузии приватизации нецивилизованными методами русские и другие нацменьшинства, особенно славянского происхождения, были практически исключены из этого процесса. Имеют место отказы в приватизации квартир или оформлении приобретения недвижимости соотечественниками, при этом условием ставится переход в гражданство Грузии.

- что касается вопроса трудоустройства, то Конституция Грузии (ст.32) предусматривает лишь положение, согласно которому Государство способствует трудоустройству лишь гражданам Грузии, оставшимся без работы. При этом в п.1 ст.30 Конституции закреплено положение о том, что труд - свободен.

- в многочисленных письменных и устных обращениях в Посольство и его консульский отдел соотечественники жалуются не только на отсутствие средств на лечение, питание, другие тяготы жизни, но и на различные формы дискриминации на работе, в частности, "выдавливание" с занимаемых должностей и выдвижение на освободившиеся места местных кадров, а также подчас враждебное отношение к семьям по месту жительства со стороны властей.

- большое количество обращений от граждан России и соотечественников связано с просьбами об оказании материальной помощи. Средства выделяются в первую очередь участникам ВОВ, ветеранам труда, инвалидам, многодетным и неполным семьям, другим социально незащищенным категориям соотечественников.

- в Грузии происходит сужение русскоязычного культурного и информационного пространства. Среди причин такого положения вещей необходимо назвать вытеснение русского языка из официальной жизни и сферы межнациональных отношений (русскому отводится лишь роль языка национального меньшинства), перевод обучения с русского языка на государственный национальный язык, отток русского и русскоязычного населения из Грузии.

- вопросы обучения языку в Грузии регулируются Законами "О государственном языке" и "Об образовании". В соответствии с действующими законодательными актами государство "обеспечивает условия гражданам Грузии, для которых грузинский язык не является родным, путем создания общеобразовательных учреждений или секторов, где обучение ведется на их родном языке".

- преподавание здесь на русском языке осуществляется, однако число русских школ постепенно сокращается, или они перепрофилируются в русские сектора грузинских школ: в 2000-2001 годах общее количество русскоязычных школ было 186 (38 102 учащихся), из них 67 - полностью русских (16 018 учащихся) и 119 - смешанных (22 084 учащихся); в 2001-2002 годах общее количество русскоязычных школ было 177 (36 018 учащихся), из них 63 - полностью русских (14 929 учащихся) и 114 - смешанных (21 089 учащихся).

- материально-техническая база изучения русского языка в местной системе образования находится в удручающем состоянии. Повсеместно ощущается похвала учебной и учебно-методической литературы, что уменьшает возможности получения образования нашими соотечественниками на родном языке.

- грузинской Государственной палатой по языку разработан и передан на рассмотрение в Парламент страны законопроект "О государственном языке", однако его принятие откладывается уже продолжительное время из-за наличия многочисленных возражений со стороны ряда депутатов, неправительственных и общественных организаций, национальных меньшинств.

Согласно проекту на всей территории страны государственным языком объявляется грузинский, а в Абхазии наряду с грузинским - абхазский язык. Провозглашается принцип содействия сохранению негосударственных языков, недопущение ведения пропаганды, неуважения к любому языку. Однако, особенность заключается в том, что так называемые негосударственные языки, т.е. языки проживающих в Грузии национальных меньшинств, переводятся в категорию иностранных.

Высказываются мнения, что узаконивание такого положения приведет к многочисленным проблемам и препятствиям, с которыми будут сталкиваться носители "иностранных языков", поставит их в неравное положение по сравнению с грузинами.

- в дополнение к Закону Грузии "Об образовании" (1997 г.), создано положение о средней школе, в соответствии с которым школы признаются "субъектами общественного права", им предоставляется некоторая экономическая самостоятельность. Например, учащиеся 10-11 классов обязаны платить за обучение 10 (примерно 5 ам.долл.) лари в месяц. Такие расходы не всегда доступны нашим соотечественникам. По экспертным оценкам большинство русских (ИГР и высококвалифицированных рабочих) остались без работы и находятся за чертой бедности.

- зарплата преподавателей государственных образовательных учреждений (ВУЗов, школ) низкая (примерно 15 ам.долл.), задержки с ее выплатой составляют от 4 до 9 месяцев. В регионах Грузии проводятся акции протеста учителей, но ситуация не меняется.

- из-за закрытия русских школ большинство преподавателей русского языка остается без работы. Более 50% русистов - выпускников местных ВУЗов, вынуждены работать не по основному профилю. Несмотря на проявляемое "внимание" со стороны грузинского государства к образовательным реформам, наблюдается тенденция снижения бюджетных расходов на эту сферу. По данным бюллетеня Центра стратегических исследований Грузии, в 1997 г. на образование в целом было израсходовано 6%, в 1998-1999 гг. - по 3,8 %, а в 2000 г. лишь 2,9% из бюджетных средств.

- в грузинских школах русский язык изучается в качестве иностранного языка с 3-го по 11 классы по 3 часа в неделю. По информации представителей органов народного образования Грузии они вынуждены учитывать пожелания родителей учащихся, выбирающих для своих детей преимущественно английский язык в ущерб русскому.

- число факультетов и отделений с обучением на русском языке в ВУЗах Грузии также уменьшается в последние годы. Общее количество студентов, изучающих русский язык, причем с учетом Абхазии и Южной Осетии, где преподавание ведется исключительно на русском языке, по различным оценкам, составляет около 20-30 тыс.человек.

- русскоязычное население Грузии практически находится в информационном вакууме, особенно в регионах.

С телеэкранов исчезли программы российского телевидения ОРТ и РТР. Русскоязычная информационная программа "Вестник" (I канал государственного телевидения) обходит вниманием жизнь русской диаспоры. Российские телеканалы транслируются только по платной кабельной сети, недоступной нашим соотечественникам.

Прекращена трансляция передач российского радио (нет возможности слушать ни "Маяк", ни "Радио России", ни "Эхо Москвы"), сокращено время вещания русской редакции грузинского радио, приостановлено вещание на русском языке радиостанции "Эра", переведено на грузинский язык вещание радио "Аудиенция". В государственном информационном агентстве "Сакинформ" информация дается преимущественно на грузинском языке, русскоязычные журналисты из всех отраслевых отделов переведены в небольшую группу информации на русском языке.

- российские периодические издания недоступны большей части населения из-за высокой стоимости. Распространением российской печати в Грузии в розницу занимаются в основном частные предприятия.

- корреспонденты обращают внимание на существующие у них проблемы и трудности как в процессе осуществления ими профессиональных обязанностей, так и в быту, вызванные сложными социально-экономическими условиями жизни в Грузии. Отдельно ставится вопрос об обеспечении личной безопасности журналистов.

- грузинские русскоязычные журналисты и местные корреспонденты российских информационных агентств, телекомпаний, печатных изданий образовали в январе 1997 г. международную ассоциацию русскоязычных журналистов в Закавказье (МАРЖЗ), пользующуюся поддержкой грузинских официальных властей.

На русском языке в Грузии издаются следующие общенациональные и региональные газеты ("Свободная Грузия", "Вечерний Тбилиси", "Эхо", "Литературная Грузия", "Риони", "Аджария", "Республика Абхазия", "Южная Осетия", "Заря Востока" (орган компартии Грузии), "Республика".

- из местных изданий на русском языке лидирующее место по объему тиража (2 тыс. экземпляров в месяц) занимает газета "Свободная Грузия", представляющая официальную точку зрения и дотируемая государством. Газета нередко публикует антироссийские материалы, обходит вниманием русскую общину.

- на возможностях российского культурно-информационного влияния в Грузии сильно сказывается отсутствие Российского культурно-информационного центра здесь. Вопрос об открытии в Тбилиси российского Центра науки и культуры и, соответственно, грузинского - в Москве уже неоднократно поднимался российской стороной, а проект Межправительственного соглашения об учреждении информационно-культурных центров был передан Посольством грузинской стороне еще в 1996 году.

- в стране практически не существует печатных изданий наших соотечественников. С 1995 по 1998 гг. в Грузии выходила газета "Речь", однако в связи с отсутствием финансирования она перестала выпускаться. Учредителем было Русское культурно-просветительское общество (РКПО) Грузии. Курс редакции газеты в целом отражал взгляды руководства РКПО. Это неконфронтационная, лояльная к официальным властям позиция, содействие безболезненной адаптации россиян к новым условиям страны проживания, отражение их насущных потребностей, прежде всего культурно-информационных и социально-экономических.

- из двусторонних документов между Россией и Грузией подписаны, но не ратифицированы, соглашения о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого, о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев.

- в целом можно констатировать, что до нынешнего дня в Грузии не удалось создать необходимого всеобъемлющего правового поля по защите интересов соотечественников. Неэффективным остается и механизм реализации уже подписанных соглашений.

Республика Казахстан

- вытеснение русского языка из официальной сферы (перевод делопроизводства на казахский язык).

- сужение возможности получения образования на русском языке для детей.

- бесперспективность в карьере, нарастающая безработица.

- растущий бытовой национализм.

- нарастающая изоляция из-за отъезда русских.

Киргизская Республика

- отсутствие работы.

- сокращение возможностей для полноценного русского образования.

- рост бытового национализма.

- нищета - 80% за чертой бедности (из 4 800 тыс. населения 590 тыс. - пенсионеры, пенсии = 9$), средняя зарплата = 24 $ (на границе прожиточного минимума) безработица > 10% трудоспособного населения.

- беспризорные дети (в основном - русские).

- несмотря на официальный статус русского языка, принимаемые языковые программы требуют обязательного знания киргизского языка, что сводит на нет законодательный статус русского.

Латвийская республика

- граждане России лишены права участвовать в выборах даже органов местного самоуправления.

- в отношении граждан России применяются дискриминационные запреты на профессию (около 28 запретов).

- социальные различия в правах включают около 2-х десятков позиций.

- определенные ограничения в правах собственности (граждане России могут приобретать землю в собственность только с согласия председателя городской (волостной) Думы. Есть и другие ограничения на приобретение земли гражданами России.

- высшее образование с 1999 г. переведено на латышский язык.

- с 2004 г. все государственное среднее образование будет переведено на латышский язык.

- тем гражданам России и негражданам Латвии, чья трудовая деятельность прошла вне Латвии, при начислении пенсий засчитываются только годы, проработанные в Латвии.

- проблема получения вида на жительство.

- проблемы с трудоустройством.

- проблемы пенсионного обеспечения.

- проблема льгот для ветеранов ВОВ, не являющимися военными пенсионерами, в том числе и граждане РФ.

- проблема судебного преследования в Латвии ветеранов службы в правоохранительных органах бывшего СССР.

Литовская республика

- в законодательстве Литвы содержатся двойные правовые стандарты для иностранцев. А декларируемые равные права нарушаются в ходе правоприменительной практики (при приеме на работу и увольнении и т.д.).

- граждане РФ, постоянно проживающие в Литве, не могут участвовать в президентских и парламентских выборах, только рассматривается вопрос о разрешении выбирать местные органы власти, ограничены в праве на работу в полиции, суде, прокуратуре, нотариальных конторах. В целом, это не выходит за общепризнанные в таких случаях рамки. Имеются ограничения в сфере экономики и предпринимательства (при приватизации госимущества, в праве на владение землей).

- литовское законодательство предусматривает лишение лиц, проходивших службу в органах КГБ, МВД ССР, прокуратуры (до 1990 г.) или занимавших руководящие должности в структурных подразделениях КПСС, многих социально-экономических прав и льгот. Так, ветераны войны из их числа лишены надбавки к пенсии в размере 35 дол. США, выплачиваемой ветеранам антигитлеровской коалиции.

Республика Таджикистан

- отсутствие работы.

- проблемы образования - перегрузка русских классов в школах.

- сокращение информационного обеспечения.

- бедность, особо остра проблема пенсионеров, одиноких людей.

- изолированность русских людей из-за массового отъезда.

Туркмения

- отсутствие возможности учебы для детей (Единственная школа с российскими программами на республику; перевод образования на 9 классов по турецкой модели).

- бедность.

- отсутствие работы, дискриминация в среди занятости.

- резкое сокращение информации в СМИ на русском языке.

- нарушения прав в жилищном вопросе, свободы совести, трудовых отношениях.

- проблемы с выездом в Россию.

Республика Узбекистан

- из всех категорий российских соотечественников, проживающих в Узбекистане, именно граждане России являются самой незащищенной в правовом и социально-экономическом отношении категорией. Проблемы, с которыми сталкиваются здесь граждане РФ, многочисленны и практически затрудняют нормальное проживание.

- узбекская сторона не идет на подписание двустороннего соглашения "О правовом статусе граждан России, постоянно проживающих в РУ и граждан Узбекистана, постоянно проживающих в РФ", ссылаясь на то, что такой проблемы не существует ни в России для граждан Узбекистана, ни в Узбекистане для граждан РФ. Действующее в стране Законодательство относит граждан России к иностранцам, которые обязаны оформлять "вид на жительство" при наличии постоянной прописки. Оформление "вида на жительство" сопряжено с рядом трудностей:

- во-первых, официальная госпошлина составляет 50 ам. долларов, что равно средней годовой пенсии, а это далеко не всем по карману;

- во-вторых, эта процедура идет с бюрократическими препонами и дополнительным вымогательством;

- в-третьих, даже имея вид на жительство и постоянную прописку. российские граждане по своеволию местных властей зачастую оплачивают многие жизненно важные услуги (транспортные, медицинские, коммуникационные и др.) в свободно конвертируемой валюте. ”

- по местному законодательству, дети граждан России, как "иностранцы" имеют право получить бесплатное образование только в средней школе. Их дальнейшее обучение в лицеях, колледжа и вузах может быть только на контрактной основе с разрешения соответствующих министерств и ведомств. Как иностранцы, российские граждане не имеют права работать в государственных управленческих структурах, правоохранительных и судебных органах, на любых выборных должностях, их вытесняют с должностей на государственных производственных предприятиях. Все обращения, заявления и т.п. требуется писать на узбекском языке.

- зачастую, особенно на периферии, граждане РФ и соотечественники подвергаются притеснениям, оскорблениям, угрозам на бытовом уровне в связи с их этнической принадлежностью.

- для российских граждан объективно затруднено участие в выборах Президента, депутатов Госдумы РФ, поскольку Посольство в состоянии организовать лишь один избирательный участок в Ташкенте, а добраться до столицы из-за значительных расстояний и высокой стоимости проезда могут не все избиратели.

- граждане России не имеют возможности представлять свои коллективные интересы в органах законодательной и исполнительной власти в Узбекистане. Даже в уставе общественной организации - Русского культурного центра РУ, представляющего интересы соотечественников, - имеется формулировка, что членами РКЦ РУ "могут быть, независимо от национальности, граждане Республики Узбекистан".

- особые проблемы возникают у граждан России, постоянно проживающих в Узбекистане. Если по данным консульского учета, как отмечалось выше, официально их около 7 тыс. чел., то реально их число значительно больше, поскольку в 1993-98 гг. многие граждане РФ отказывались от постановки на учет, ссылаясь на предстоящий отъезд в Россию. Кроме того, на консульский учет формально не ставились лица с узбекскими паспортами, оформившие российское гражданство законным путем.

Эстонская республика

- проблема получения видов на жительство (необходимо легальный доход для проживания в Эстонии).

- проблема "нелегалов" (от 5 до 30 тыс. чел., многие из них родились в Эстонии).

- проблема участия в политической жизни.

- проблема участия в сфере занятости.

- проблема прав собственности.

- проблема судебного преследования в Эстонии ветеранов службы в правоохранительных органах бывшего СССР.

- среди русского населения в Эстонии самая высокая смертность и самая низкая рождаемость. Русские - преобладающая часть среди населения, проживающего за чертой бедности, среди русских - более высокая безработица.

Основные причины и побуждения к вынужденной миграции в Россию русскоязычных граждан из ближнего зарубежья

политические

- внутренние вооруженные конфликты, гражданские войны, активное противостояние центральных властей и оппозиции;

- внешняя агрессия (угроза внешней агрессии);

- жесткие авторитарные режимы правления;

- дискриминация (преследование) на официальном или бытовом уровне по признакам принадлежности к определенной социальной группе или за политические убеждения;

- влияние антироссийской пропаганды;

- стремление восстановить свои политические и гражданские права после переезда в Россию;

- восстановить статус представителя титульной нации; устранить факторы, порождающие социально-политический дискомфорт, конфликтность, нестабильность мигрантов на прежнем месте жительства.

экономические

- падение уровня жизни и качества всех видов обслуживания населения, потеря работы, трудность получения качественного образования на русском языке;

- трудность интеграции в местное сообщество, получения национального гражданства, а в ряде случаев - ускоренный (можно сказать - почти насильственный) процесс получения гражданства той или иной страны ближнего зарубежья;

- незнание (плохое знание) национального языка, что создает серьезные проблемы при трудоустройстве;

- приоритетность коренной нации в получении различного социальных благ, благодаря специфики родоплеменных отношений;

- возможность (надежда) получения высоко (хорошо) оплачиваемой работы в других регионах (государствах).

культурные, национально-этические, религиозные, психологические

- вытеснение русского языка их всех сфер общественной жизни (производственной сферы, образования, делопроизводства, средств массовой информации, культуры и т.п.);

- дискриминация (преследование) на официальном или бытовом уровне по признакам национальности, расы, вероисповедания, языка, культуры;

- исторически сложившаяся межнациональная и межконфессиональная рознь;

- неспособность русскоязычного населения сплачиваться в общественные объединения в целью более решительного отставания своих законных прав и свобод, отсутствие единства в их действиях;

- недостаточная моральная и материальная поддержка русскоязычных диаспор, проживающих с странах СНГ и Балтии, со стороны Российской Федерации;

- превращение из элитной прослойки населения, обладающей значительными льготами и перспективами в будущем, в национальное меньшинство (своего рода людей второго сорта);

- ностальгия по исторической родине, оставшимся родственникам, психологический "дискомфорт";

- отношение местного населения к некоренным жителям, как к "оккупантам", неуверенность в завтрашнем дне, тревога за будущее своих детей.

- пессимизм в отношении перспектив реинтеграции постсоветского пространства на принципах конформного сообщества;

- разгул преступности, в том числе организованной, насильственная мобилизация в ряды противоборствующих группировок, насильственное изъятие средств к существованию, взятие заложников и т.п.

бытовые, экологические, техногенные

- природные катаклизмы (засухи, наводнения, лесные пожары, извержения вулканов, цунами, землетрясения и т.п.);

- радиоактивное и химическое загрязнение местности (аварии на атомных электростанциях, испытания ядерного и химического оружия, утечка отравляющих веществ, нефти, отходов производства и т.п.), аварии жизнеобеспечения населения;

- потеря родителей (попечителей) или их нетрудоспособность, плохие семейные отношения, износ жилого помещения, отключение систем жизнеобеспечения и т.п.;

- приглашения родственников или знакомых, проживающих в России, обещания оказать помощь в обустройстве на новом месте.

Основные факторы, способствующие миграции Россию русскоязычных граждан из ближнего зарубежья

- наличие гражданства Российской Федерации;

- наличие родственных и других связей в России;

- информация о положительном решении всего комплекса проблем предшественниками;

- высокий уровень профессиональной подготовки, трудоспособный возраст;

- возможность свободного выезда и уверенность в возможности обустройства на новом месте;

- уверенность в возможности на новом месте повысить уровень социальной защищенности после переезда;

- получение мигрантами возможности более полно реализовать свой профессионально-трудовой и квалификационный потенциал;

- наличие средств на переезд.

Основные последствия для России миграции русскоязычных граждан из ближнего зарубежья

- повышение качества демографического потенциала;

- рост рождаемости;

- прирост численности трудоспособного населения;

- пополнение призывного контингента;

- приток в страну грамотного, образованного населения;

- компенсация за счет притока мигрантов части последствий "утечки умов" за границу;

- приток квалификационной рабочей силы;

- развитие рыночных отношений, новых секторов экономики;

- усиление предпринимательской активности, создание новых рабочих мест (в том числе в малом бизнесе, сфере услуг);

- замещение мигрантами "непрестижных" рабочих мест в реальном секторе экономики;

- оживление ситуации на рынках жилья, земли;

- рост потребительского спроса;

- освоение мигрантами заброшенных земель, деревень, поселков;

- использование мигрантами замороженных производственных мощностей в реальном секторе экономики.

Основные факторы, сдерживающие миграцию в Россию русскоязычных граждан из ближнего зарубежья

- трудности с получением российского гражданства (по некоторым данным, опубликованным в российских СМИ, за последние 10 лет в Россию из ближнего зарубежья переехало от 6 до 8 млн.человек. Абсолютное большинство из них так и не получило российское гражданство);

- отсутствие качественного профессионального образования или невостребованность специалистов в предполагаемом регионе оседания.

- отсутствие средств на переезд и уверенности (гарантий) в возможности обустройства на новом месте;

- длинный, сложный и опасный маршрут переезда;

- плохое состояние здоровья потенциальных мигрантов;

- психологические трудности с адаптацией на новом месте, непонимание и непринятие многих правил и обычаев в номом обществе (например, житель Тарту или Риги очень трудно привыкает к "бытовым особенностям" многих регионов российской глубинки);

- негативное отношение "принимающего российского местного населения" к вновь прибывшим мигрантам;

- рост, в связи с этим, бытового национализма в местах расселения мигрантов;

- снижение, как следствие, у части мигрирующего населения уровня жизни, доходов;

- возникновения безработицы среди мигрантов;

- утрата частью мигрантов накоплений, собственности/имущества после переезда;

- появление перспектив на интеграцию в местное общество, получение работы, возможности обучения на русском языке;

- неравные стратегические, социально-экономические, финансово-экономические, природно-климатические возможности регионов обеспечить равные условия адаптации мигрантов;

- обострение ситуации на рынке труда;

- снижение стоимости рабочей силы в связи с ростом конкуренции на рынке труда;

- необходимость увеличения финансовых расходов государств в социальной сфере в связи с притоком населения;

- возможность определенного ухудшения отношений России с правительствами государств-доноров в связи с выездом населения;

- дискомфорт многих чиновников из профильных российских ведомств, вынужденных активизировать усилия, связанные с решением миграционных проблем в интересах России.

Р.S. Еще одной немаловажной проблемой, с которой сталкиваются граждане РФ при переезде из постсоветский государств на постоянное жительство в Российскую Федерацию, является подтверждение российского гражданства. За последнее время, особенно, участились запросы паспортно-визовых служб РФ в адрес российских посольство по этой проблематике. Посольства и консульства обеспечивают оформление документов, удостоверяющих личность граждан РФ, переезжающих в РФ. При этом они сталкиваются с непредвиденными трудностями: не все российские граждане состоят на консульском учете, некоторые из них получили российского гражданство "поверх" консульских учреждений страны проживания.

Некоторые предложения российских профильных ведомств, общественных организаций соотечественников и граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, по улучшению правовой базы в этой области и осуществлению других мер, направленных на защиту их прав

ОБЩИЕ

- разработать Концепцию государственной политики Российской Федерации в отношении граждан России, проживающих в государствах СНГ и Балтии.

- развивать практику рабочих поездок депутатов Государственной Думы в страны СНГ, их встреч с соотечественниками и отчетов на пленарных заседаниях Госдумы.

- наладить более тесные контакты с организациями соотечественников по парламентской линии. Вести дело к их консолидации, направлять действия руководителей этих объединений на оказание реальной помощи соотечественникам, сохранение очагов русского языка, культуры, образования.

- при поддержке российского бизнеса и специалистов в области права разработать юридически аргументированный для наших партнеров по Содружеству механизм создания хозяйственных структур в странах СНГ, в которых преимущественным правом трудоустройства пользовались бы наши соотечественники.

- с учетом продолжающейся миграции в Россию соотечественников из стран СНГ определить российские регионы, наиболее нуждающиеся в притоке трудоспособного и репродуктивного населения.

- рекомендовать главам администрации регионов РФ сформировать действующий в реальном масштабе времени банк данных о потребностях в притоке рабочей силы, с указанием профессий и специальностей, отражающих возможности муниципальных образований и хозяйственных субъектов в обустройстве мигрантов на новом месте жительства.

- увеличить выделяемые роспосольствам средства на помощь соотечественникам. Шире использовать их на поддержку русскоязычных СМИ и проведение целевых мероприятий по пропаганде российской культуры. искусства и науки.

- в целях сохранения информационного поля российских СМИ в странах СНГ и Балтии предусмотреть в законодательстве Российской Федерации льготы для радио- и телекомпаний, вещающих на страны СНГ и Балтии, и печатных изданий, производящих печатную продукцию, предназначенную для русскоязычных читателей этих стран.

- возродить выпуск и профинансировать регулярное издание единой газеты для соотечественников, проживающих за рубежом "Голос Родины".

- определить в каждом из государств СНГ и Балтии по одной ныне выходящей газеты для российских соотечественников и финансировать ее издание. Например: "Эхо Литвы" в Литве, "Лад" в Казахстане и т.д.

- наладить и профинансировать регулярный выход интернет-издания для всех зарубежных соотечественников.

- предусмотреть составление ежегодного общефедерального доклада ("Белой книги") о положении соотечественников в странах мира с указанием как на позитивные примеры отношения к ним со стороны властей стран проживания, так и на случаи систематических нарушений их прав.

- развивать межвузовское сотрудничество, направленное в частности, на создание филиалов российских высших учебных заведений (по примеру МГУ им. М.В.Ломоносова, Российско-Славянских университетов и др.).

- рассмотреть возможность увеличения количества государственных стипендий для граждан РФ, проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии.

- содействовать установлению партнерских связей российских образовательных учреждений с учебными заведениями стран СНГ и Балтии.

- активизировать работу в области укрепления позиций русского языка в странах СНГ и Балтии. Рассмотреть возможность разработки многоцелевой долгосрочной комплексной программы оказания профессиональной поддержки преподавателям-русистам. Такая программа должна содействовать дальнейшему развитию проводимых месячных курсов переподготовки и повышения квалификации русистов на базе российских университетов, проведению регулярных методических семинаров и конференций с участием ведущих российских специалистов, установлению контактов вузовских кафедр русской филологии. Продолжить уже ведущуюся работу по организации повышения квалификации учителей и преподавателей образовательных учреждений с русским языком обучения из стран СНГ и Балтии.

- организовать оздоровительный отдых и лечения детей соотечественников в Российской Федерации.

- осуществлять мероприятия по поддержке русской культуры (проведение мастер-классов, гастролей русских театров, тематических выставок русской творческой интеллигенции из стран СНГ и Балтии, других культурных форумов).

- активизировать работу по созданию российских культурных центров в государствах - участниках СНГ.

АРМЕНИЯ

- необходимо пересмотреть Закон о языке, сделать русский язык вторым государственным языком, что позволит русскоязычному населению не чувствовать себя ущемленным и создаст ему возможность трудиться во всех сферах хозяйственной жизни и управления, позволит активно участвовать в общественной и политической жизни Республики, участвовать в обсуждении законодательных документов.

- для сохранения духовной связи русских со своей исторической родиной, необходимо ввести институт двойного гражданства. что принесет большие выгоды и армянскому народу.

- необходимо реализовать программу социально-экономического возрождения двух оставшихся русских сел, которая неоднократно рассматривалась на заседаниях Российско-Армянской межправительственной комиссии по сотрудничеству и в настоящее время находится в Минфедерации РФ, Эта программа предусматривает газификацию сел, создание предприятия по переработке вырабатываемой крестьянами продукции (молока, капусты и н. др.), оборудованию фельдшерских пунктом, улучшению состояния сельских школ и повышению качества учебного процесса.

В деле улучшения экономического положения крестьян этих двух сел было бы желательно, чтобы воинские подразделения Российской группы войск, дислоцированные в Армении закупали овощи и другую сельхозпродукцию только у русских крестьян.

- необходимо, чтобы Минобразования РФ целевым назначением выделяло места для русских детей и граждан РФ по рекомендации русской общины Армении.

- остро стоит вопрос о необходимости создания в Ереване русского культурно-информационного центра, что явится важным фактором в деле сохранения в Республике русского языка, культуры, традиций и обычаев русского народа.

- создание зарубежного избирательного округа по выборам в Государственную Думу, возможность делегировать в высший законодательный орган России своего депутата.

- представляется, что улучшение положения российских соотечественников, в том числе и граждан РФ, станет возможным после улучшения социально-экономического положения всей республики, ликвидации экономической и транспортной блокады и решения вопроса статуса Нагорно-Карабахской Республики, возрождения экономического потенциала республики и ликвидации безработицы, которая является основной причиной миграции не только русского, но и армянского населения.

ГРУЗИЯ

- наметить план действий по формированию договорно-правовой базы российско-грузинского сотрудничества в сфере прав человека (диаспоры).

- задействовать механизм российско-грузинских консультаций по линии МИД двух стран для обсуждения положения русскоязычного населения в Грузии с целью добиться осуществления действенного государственного контроля за соблюдением их прав.

- поставить вопрос об упрощенном приобретении гражданства Российской Федерации участниками ВОВ, ветеранами труда, лицами преклонного возраста.

- упростить процедуру оформления вида на жительство в РФ и получения постоянной регистрации по месту жительства с тем, чтобы перенести вопросы получения гражданства на органы МВД РФ, располагающие необходимым для этого механизмом.

- решить вопрос о направлении в Тбилиси в состав Посольства представителя Федеральной миграционной службы МВД России.

- с целью решения вопросов переселения соотечественников, обеспечения их жильем, трудоустройством на новом месте жительства разработать специальную Программу помощи соотечественникам, которая включала бы в себя: Банк данных, содержащий информацию о рабочих местах, условиях проживания, ценах на жилплощадь в разных регионах России и др. Целесообразно также создать общероссийский Центр юридической информации, знакомящий соотечественников за рубежом с новыми законодательными актами, изменениями в них.

- в связи с тем, что основная часть соотечественников и граждан РФ в Грузии - это люди пенсионного возраста, ветераны, инвалиды войны и труда, т.е. лица, которые остались без социальной защиты и находятся за чертой бедности, важно организовать бесплатную медицинскую помощь (по примеру других государств открыть под патронажем РФ поликлиники, а еще лучше - стационарные медицинские комплексы).

- войти в Правительство России с предложением ввести налоговые и таможенные льготы для российских фирм и организаций, непосредственно помогающим соотечественникам (в Грузии - "Лукойл", "Итера"

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ