Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

«Литературная газета»,
11 августа 2004

Осетинский узел

Михаил Александров, зав. отделом Закавказья Института стран СНГ, доктор политологии

Ситуация вокруг непризнанной Республики Южная Осетия обостряется. Грузия подтянула к её границе крупные военные формирования, включая тяжёлую технику. В Южную Осетию прибыли добровольцы из Северной Осетии, Абхазии, других кавказских регионов и Приднестровья. В зоне конфликта возобновились перестрелки. Участились грузинские провокации против российских миротворцев. Москва и Тбилиси обмениваются взаимными обвинениями. Что лежит в основе грузино-осетинского конфликта и каковы перспективы его развития?

АРГУМЕНТЫ ИСТОРИЧЕСКИЕ

В Тбилиси уверены: Южная Осетия – неотъемлемая часть Грузии, и приводят в доказательство исторические факты. Осетин рассматривают на занимаемой ими территории как гостей, которые, если не хотят жить в Грузии, могут уехать. Тбилиси занимает аналогичную позицию в отношении других национальных меньшинств, компактно проживающих на территории бывшей Грузинской ССР – абхазов, армян, азербайджанцев.

Осетины рассматривают Южную Осетию как исконную свою территорию и поэтому никуда уезжать не собираются. После распада СССР осетинский народ воспользовался правом на самоопределение и провозгласил собственное государство. Так же, как это сделала Грузия. Осетины считают себя потомками аланов, происходящими от того же этнического корня, что и русские.

Ещё до нашей эры аланы прочно освоили предкавказские равнины. К X в. христианство становится религией аланов. В X – XII вв. складывается аланское государство, которое простиралось от Дагестана до Прикубанья.

Осетия эпохи горных обществ представляла собой конфедерацию самоуправляющихся областей. В XV – XVIII вв. главным для осетин было выживание народа, сохранение его этнического единства и культурной самобытности. Осетины, проживавшие на южных склонах Кавказского хребта, вели упорную борьбу с пытавшимися их закрепостить грузинскими феодалами.

Последним так и не удалось поставить осетин в зависимость. Будучи уже в составе России, в середине XIX в. осетинские крестьяне смогли юридически обосновать отсутствие крепостной зависимости от грузин.

Важным прецедентом стал судебный процесс осетинских крестьян, населявших Джавское, Урсдзуарское и Дзомагское ущелья, с князьями Мачабели, которые несколько раз обращались к русским властям с жалобой на неповиновение им крестьян. Те заявляли, что всегда были свободными и помещики не имеют право считать их зависимыми. В 1845 г. Горийский уездный суд вынес решение в пользу Мачабели: крестьян оставить во владении князeй. Крестьяне подали апелляцию, но Тифлисская палата уголовного и гражданского суда утвердила решение.

Последовала жалоба крестьян в Сенат, и в 1851 г. он признал, что Мачабели не представили уважительных доказательств крепостного владения осетинами, и поэтому отменил решения Тифлисского и Горийского судов, а князьям отказал в признании их права над осетинами.

Важно, что южные осетины никогда не принимали подданства Грузии. Они также не признавали власти над собой персидских шахов, в вассальной зависимости от которых находилась восточная Грузия.

Выходит, что осетины являются коренными жителями современной Южной Осетии, по крайней мере начиная с XIII в., что даёт им полное основание претендовать на эту территорию. Что касается Грузии, то она утратила контроль над данной территорией.

ВХОЖДЕНИЕ ОСЕТИИ В РОССИЮ

Вообще если взглянуть на вопрос исторически, то Россия имеет больше прав на Южную Осетию, чем Грузия. В XVII в. шла упорная борьба за контроль над Кавказом между основными региональными державами – Россией, Ираном, Турцией и её вассалом Крымским ханством. Преобладающим народом на Северном Кавказе в тот период были кабардинцы, которые держали в вассальной зависимости другие горские народы, в том числе и осетин. Последние в 1749 г. приняли решение о присоединении к России и направили в Петербург посольство во главе с Зурабом Магкаевым.

Целью посольства стало заявление о том, что осетинский народ желает быть в подданстве Её Императорского Величества. В этом посольстве было несколько представителей Южной Осетии, а в документах рассматриваемого периода нет деления Осетии на южную и северную – везде речь идёт о единой Осетии. Посольство проработало в российской столице три года. В числе условий присоединения Осетии оно обсудило с российским правительством вопросы внешней безопасности и переселения части осетин на равнинные земли. Однако российская дипломатия, учитывая фактор сюзеренно-вассальных отношений Кабарды с осетинами, проявляла осторожность. Это объяснялось желанием поддерживать союзнические отношения с Кабардой в борьбе с Крымским ханством и Турцией. Поэтому в тот момент Россия воздержалась от принятия осетин в своё подданство.

Ситуация изменилась после победы России в русско-турецкой войне 1768 – 1774 гг. По условиям Кючук-Кайнарджийского мирного договора Турция признала Кабарду, состоящей в подданстве России. Автоматически это означало и признание российского подданства за кабардинскими вассалами, включая осетин.

Формальный акт их присоединения к России состоялся 27 октября 1774 г., когда приехавшие в Моздок осетинские представители скрепили подписями пункты о подданстве осетин Российской империи. По сложившейся в те времена практике подданство распространялось на народы, а не на территории. Следовательно, можно утверждать, что в 1774 году южные осетины оказались в российском подданстве вместе с северными. Этот факт, кстати, был отмечен в недавнем постановлении Госдумы по событиям в Южной Осетии, где указывалось, что осетины вступили в состав России как единый народ.

В 1801 году после присоединения к России территории Картли-Кахетского царства двусмысленность в вопросе о подданстве южных осетин была окончательно устранена.

Правда, административно Осетия оказалась разделённой между Кавказской губернией и Картли-Кахетией, имевшей статус губернии. Однако с учётом условного характера границ внутри империи это никак не мешало осетинам взаимодействовать и развиваться как единому народу.

В этот период в Осетии были открыты первые школы. Серьёзный вклад в изучение языка, истории и этнографии Осетии внесли русские ученые В.Ф. Миллер, М.Н. Ковалевский, Ф.И. Леонтович, П.С. Уварова. Осетинский алфавит, основанный на русской графике, разработал русский академик А.М. Шегрен. Его труд «Осетинская грамматика», вышедший в 1844 г., заложил основу для научного изучения осетинского языка и сделал общедоступным овладение осетинской грамотой. В 30-х годах XX века в Грузинской ССР в рамках ассимиляторской политики бериевского руководства в Южной Осетии алфавит перевели на грузинскую графику, и лишь в 50-х годах была восстановлена кириллица.

ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЕ КОНФЛИКТЫ

Распад Российской империи из-за революции 1917 г. подверг осетинский народ новым серьёзным испытаниям. Весь Северный Кавказ стал тогда ареной борьбы различных политических сил, а власть постоянно переходила из рук в руки. Чёткого административно-территориального устройства там не сложилось до окончания Гражданской войны.

7 мая 1920 г. Россия и Грузия подписали мирный договор, где Россия признала независимость Грузии, а также вхождение в её состав Тифлисской губернии «со всеми уездами и округами». Договор признавал суверенитет Грузии над Южной Осетией. При этом мнения осетинского народа никто не спрашивал. Но Грузия не очень серьёзно отнеслась к своим обязательствам по договору и сразу же нарушила его положения.

В частности, это касалось свободы действий на территории Грузии коммунистической партии и непосредственно затрагивало Южную Осетию, где по решению Кавказского краевого комитета РКП(б) от 23 марта 1920 г. была провозглашена Советская власть.

6 мая 1920 г. Юго-Осетинский ревком принял решение: «Подчиняясь приказу Кавказского краевого комитета, признаём необходимым объявить Советскую власть пока в Рокском районе, закрыть ущелье... присоединиться к РСФСР... о чём известить Москву и демократическую Грузию». Это решение было направлено в адрес ЦК РКП(б) и другие российские инстанции. Но сразу после подписания мирного договора грузинское правительство организовало военный поход на Южную Осетию. Грузинская армия разгромила малочисленные осетинские формирования.

В результате карательных акций было сожжено около 50 деревень, свыше 5 тысяч мирных жителей уничтожено и около 60% осетин бежали в Северную Осетию. Причём в результате голода, холода, эпидемий тифа и холеры среди беженцев общее число жертв достигло свыше 15 тысяч человек. Оставшиеся жители спрятались в горах. Пустые осетинские деревни заселялись грузинами из Грузии. В итоге удельный вес грузин в этом районе вырос до 25%.

Действия грузинского руководства в Южной Осетии вызвали дипломатический демарш со стороны России. Наркоминдел РСФСР Чичерин направил меньшевистскому правительству Грузии ноту протеста.

Новое административно-территориальное деление на Кавказе утвердилось после Гражданской войны. 17 ноября 1920 г. была провозглашена Горская АССР, и Северная Осетия вошла в неё в качестве округа. А в декабре 1936 г. по Конституции СССР Северная Осетия получила статус АССР в составе РСФСР.

20 апреля 1922 г. в Грузинской ССР была создана Юго-Осетинская автономная область. Но автономия Южной Осетии носила номинальный характер. Грузинское руководство проводило там ассимиляторскую политику. Осетин вынуждали в документах изменять национальную принадлежность. Осетинские географические названия заменялись грузинскими.

Численность населения Южной Осетии неуклонно сокращалась, как за счёт увеличения миграции, так и за счёт снижения рождаемости. С довоенных 107 тысяч человек она сократилась до 99 тысяч человек в 1989 г. При этом доля осетин в общей численности населения снижалась, а доля грузин увеличивалась.

Поэтому, когда в 1989 г. Грузию захлестнула волна национализма, а СССР затрещал по швам, южные осетины серьёзно обеспокоились. Ведь в их памяти были ещё свежи воспоминания о грузинской агрессии 1920 г., и они представляли, что их ожидает в составе независимой Грузии. Руководство автономной области стало предпринимать превентивные меры, чтобы защитить национальные права своих граждан.

БОРЬБА ЗА АВТОНОМИЮ

10ноября 1989 г. Совет народных депутатов области принял решение о её преобразовании в автономную республику в составе Грузии, но Президиум Верховного Совета Грузии это решение отменил. Более того, для запугивания осетин грузинские националисты, получившие поддержку грузинских властей, организовали многотысячный марш на Южную Осетию. В нём участвовали от 30 до 60 тысяч человек из различных районов Грузии. На автомобилях и автобусах они устремились к Цхинвалу под руководством З. Гамсахурдиа.

Первоначально на защиту города вышли 42 осетина, но вскоре к ним «присоединилось» всё мужское население. Не сумев войти в Цхинвал, грузинские «манифестанты» взяли его в кольцо блокады. Это продолжалось четыре месяца. Более 400 человек получили ранения, а шестеро были убиты.

В ноябре 1990 г. на выборах в Верховный Совет Грузии победили националисты, его председателем стал Гамсахурдиа. Чуть более чем через месяц в столицу Южной Осетии вошли подразделения милиции и национальной гвардии Грузии. Начались обыски и аресты южноосетинских активистов. Но вскоре осетинские отряды самообороны вытеснили грузинские войска из Цхинвала, после чего последние начали карательные акции против сельских районов Южной Осетии, не оставляя попыток взять штурмом Цхинвал. Вооружённое сопротивление грузинским войскам продолжалось до 14 июля 1992 г., когда на основе Дагомысских соглашений в зону конфликта были введены смешанные миротворческие силы.

С ноября 1989-го по июль 1992 г. в результате агрессии Грузии в Южной Осетии погибли свыше 3 тысяч жителей осетинской национальности, около 300 человек пропали без вести, свыше 40 тысяч человек вынуждены были оставить свои дома и переселиться в Россию, свыше 100 осетинских сёл было сожжено. 20 мая 1992 г. близ осетинского селения Зар грузинские боевики расстреляли автоколонну с беженцами, направлявшимися в Северную Осетию. Были убиты 36 человек, в основном женщины, старики и дети. В Южной Осетии этот день стал днём национального траура.

Предположить, что такое может быть забыто и прощено в обозримом будущем, то есть пока не сменится несколько поколений, просто невероятно. Поэтому ожидать, что южноосетинский народ сейчас согласится войти в состав Грузии, нереалистично. В этом принципиальная разница между Южной Осетией и Аджарией.

Южные осетины воевать готовы, причём не только руководство, но и рядовые граждане. Даже если предположить, что кто-то из руководства дрогнет, то его сразу же заменят более твёрдые лидеры.

Поэтому Грузия может аннексировать Южную Осетию только вооружённым путём, а это будет означать войну и последующую этническую чистку. Причём в этой войне на помощь Южной Осетии несомненно придут северные осетины, а также добровольцы из Абхазии, Кабардино-Балкарии, Нагорного Карабаха, Приднестровья и русские казаки. Так что такая война не будет для Грузии лёгкой прогулкой, и победа в ней вовсе не гарантирована, особенно с учётом плачевного состояния грузинской экономики и слабости грузинской армии.

ОПАСНОСТЬ ПРИМИРЕНЧЕСТВА

Последние события показали, что разработанный в Тбилиси план «мирного» захвата Южной Осетии не сработал. Суть плана состояла в том, чтобы путём «небоевой», но вооружённой экспансии взять под контроль грузинских войск ключевые точки Южной Осетии и парализовать деятельность правительства в Цхинвале. 31 мая Грузия ввела дополнительные части внутренних войск и спецназа в демилитаризованную зону в районе конфликта.

Когда последовали протесты Южной Осетии и России, то грузины основную часть войск вывели, но в отдельных сёлах с преобладанием грузинского населения выставили вооружённые посты, которые не были санкционированы командованием миротворческих сил. Это позволило Тбилиси взять под контроль некоторые ключевые транспортные коммуникации и фактически блокировать часть осетинских сёл. Всё это сопровождалось активной пропагандистской кампанией, включающей гуманитарные акции и обвинения южноосетинского руководства в контрабанде.

Следующим шагом грузинской экспансии должно было стать расширение зоны выставления постов за пределы грузинских сёл. Но осетины разгадали план Саакашвили и стали эти посты обстреливать. Это затруднило грузинскую экспансию, так как продолжать её без боевых столкновений стало уже невозможно.

На заседаниях Смешанной Контрольной Комиссии (СКК) 2 и 15 июля грузинская сторона дала обещание все незаконные посты вывести, но не сделала этого и, похоже, не собирается. А это является главным источником нынешней напряжённости, поскольку, пока эти посты сохраняются, перестрелки будут продолжаться.

Единственный способ нормализовать ситуацию – это выдворить незаконные посты из зоны конфликта силой, а в случае сопротивления – выбить их вооружённым путём. К сожалению, российские миротворцы в зоне конфликта заняли примиренческую позицию и пока ограничиваются уговорами, а Саакашвили, чувствуя безнаказанность, ведёт себя всё более вызывающе. Фактически Россия сейчас проводит печально известную политику умиротворения агрессора. Думается, что, пока грузинская экспансия не получит надлежащего силового отпора, напряжённая обстановка в зоне конфликта будет сохраняться.

Отступать России сейчас никак нельзя, несмотря на убаюкивающие заявления Саакашвили «о вечной дружбе» между Грузией и Россией. Сдача Южной Осетии нанесёт невосполнимый ущерб авторитету российской федеральной власти в Северной Осетии и на Кавказе в целом, а войну всё равно предотвратить не удастся.

Осетины сейчас – наши наиболее надёжные союзники на Кавказе, подавляющее число южных осетин приняли российское гражданство. Если осетины отвернутся от России, то потеря всего Северного Кавказа – лишь вопрос времени, особенно если учесть, что грузино-осетинский конфликт оказался в эпицентре глобальных геополитических процессов.

ЧТО НАДО НАТО

В конце прошлого года США и их союзники по НАТО решили поставить этот район под свой военный контроль и выдавить оттуда Россию. Расширив НАТО до границ России с севера, они теперь пытаются охватить нас с юга и выйти в Центральную Азию. Цель этой стратегии – создать по периметру наших границ цепь недружественных государств, зависимых от Запада. Эти государства в дальнейшем станут плацдармами для поддержки на нашей территории вооружённого сепаратизма в районах с преобладанием национальных меньшинств. Это будет держать Россию в корсете этнических конфликтов и не позволит ей серьёзно влиять на мировую политику и даже полноценно отстаивать свои экономические интересы.

Запад спешит, поскольку Россия усиливается. При Ельцине Запад полагал, что Россия сама собой развалится и для этого ничего особо делать не надо. А сейчас они забеспокоились. В США нарастает экономическая нестабильность, а Западная Европа пребывает в экономической стагнации. В полной мере проявилась зависимость западных экономик от поставок энергоресурсов, это при том, что за них усиливается конкуренция со стороны развивающихся экономик Азии.

Неудачи США в Ираке развеяли миф о несокрушимости американской военной машины, а нестабильность на Ближнем Востоке стала препятствовать полномасштабной реализации энергетического потенциала региона в интересах Запада. В этих условиях ему необходимо застолбить некоторые геополитические позиции, чтобы не допустить усиления потенциальных конкурентов, в частности России. Отсюда и нынешняя активность Запада в Закавказье.

И деятельность Саакашвили следует рассматривать в рамках этой стратегии. Ведь он – ставленник Запада, и его основная задача – выдавить российское военное присутствие из Грузии и подготовить её к вступлению в НАТО. Понятно, что в условиях продолжения конфликтов в Абхазии и Южной Осетии и присутствия в этих регионах российских войск вступление Грузии в НАТО невозможно. Разместить натовские базы просто так Саакашвили тоже не может, так как понимает – Грузия тогда лишится всех экономических преимуществ, которые она сейчас получает от России.

Но это в Тбилиси ещё как-то смогли бы пережить с учётом возможных западных дотаций на содержание баз. Главное, что в этом случае Россия может взять и признать независимость Абхазии и Южной Осетии, а затем развернуть там свои военные группировки.

ПЛАТА ЗА ОШИБКИ

Для признания независимости Южной Осетии у России есть веские основания. Дело в том, что независимая Грузия в границах Грузинской ССР никогда не существовала. Признание территориальной целостности Грузии в этих границах ни исторически, ни юридически не обосновано.

Юридически Южная Осетия в момент развала СССР имела полное право выйти из состава Грузии. По закону о порядке выхода из состава СССР автономные республики имели право принимать решения о принадлежности к СССР самостоятельно. И Южная Осетия приняла решение о пребывании в составе СССР, в отличие от Грузии, которая вышла из СССР еще до Беловежских соглашений.

То есть к моменту развала СССР Южная Осетия в составе Грузии легально уже не находилась. А уже после развала СССР 19 января 1992 г. в Южной Осетии прошёл референдум, где свыше 98% голосовавших высказались за независимость республики. Затем 29 мая 1992 г. Верховный Совет Южной Осетии принял Акт о государственной независимости.

Тем не менее в настоящий момент в вопросе о Южной Осетии Россию вполне устроило бы сохранение статус-кво. Это вполне устроило бы и грузинскую сторону, если бы она рассматривала ситуацию, исходя из собственных интересов, а не Запада.

Грузии следует принять сейчас за данность, что за исторические ошибки приходится платить, и иногда – долго.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ