Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Вечерняя Москва,
31 августа 2004

Сумрак законов. Окутывает пространство бывшего СССР

Олег Перов

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своей "Истории одного города" ввел удачное понятие "сумрак законов". Да, законы нужны, без них никуда, но иногда возникает вопрос: кому же они такие нужны? Во времена Салтыкова-Щедрина представительной власти в России не было и законы формулировало чиновничество, которое о мотивах своих действий распространяться нигде не любит. Сейчас же у нас есть законодательные органы, избираемые народом, но и они подчас принимают "сумрачные" законы, мотивы которых остаются загадкой.

Рассмотрим два примера - латвийский и российский. Страны, мягко говоря, не синхронизируют свою политику в отношении русскоязычного населения, однако на практике тому достается с двух сторон. Латвийский образовательный закон о русских школах так накалил страсти, что уже привел к голодовкам среди учащихся, к которым начинают присоединяться преподаватели. А российский закон, принятый в августе Госдумой, запретил российским регионам оказывать экономическую помощь соотечественникам за рубежом, что тут же поставило под вопрос дальнейшую реализацию программы мэра Москвы по поддержке учащихся прибалтийских школ и стипендий студентам местных вузов. Латыши, принимая свой закон, исходили из собственных представлений об ассимиляции русскоязычного населения, которые нам хоть и несимпатичны, но более-менее понятны.

А из чего исходила наша Госдума? И ведь нельзя сказать, что парламентариев не предупреждали о том, что их законодательные планы далеко-не-туда-идущие. Глава Международного совета российских соотечественников (МСРС) граф Петр Шереметев попытался выйти с этой проблемой прямо на президента Путина: "Я не могу не высказать чувства глубокой озабоченности негативным влиянием этой ситуации на развитие столь значимого, но хрупкого процесса собирания и укрепления "Русского мира". Кроме того, ограничение прав и возможностей работы со своими диаспорами властей национальных республик может болезненно отразиться на состоянии межнациональных отношений внутри страны". Что имеется в виду? Например, весной в МСРС вступил всемирный союз татар - эта разветвленная организация сочла, что разбросанные по миру татары должны вместе с остальными россиянами решать свои гуманитарные проблемы. До последнего времени этому союзу оказывало поддержку правительство Татарстана - и теперь оно, как и московское правительство, лишается такой возможности. На федеральном уровне есть организация, которая занимается поддержкой соотечественников. Это Министерство иностранных дел. Если сопоставлять федеральные и региональные ассигнования на эти цели, получится, что регионалы выделяют в сумме в несколько раз больше.

Напрашивается вывод: может быть, это МИД решил всех "построить", чтобы перевести все бюджетные потоки поддержки соотечественников в свое русло? Оказывается, нет: министр иностранных дел Сергей Лавров просил депутатов поддержать поправку, предложенную Константином Затулиным, которая сохраняла бы права регионов по поддержке соотечественников. Но напрасно: похоже, его обращение заметил только вице-премьер Александр Жуков, упрекнувший коллегу по правительству России в нарушении субординации. Возникает парадоксальная ситуация: все организации, которые реально занимаются поддержкой соотечественников за рубежом, в один голос выступают за сохранение существующего порядка вещей, но находятся силы, которые тем не менее этот порядок желают изменить - и действительно меняют его к худшему. Единственное, что пообещало правительство устами замминистра финансов Татьяны Голиковой - что осенью в Госдуму будет внесен законопроект, который даст федеральной власти право делегировать регионам свои права по поддержке соотечественников. И это оставляет какую-то надежду на то, что деньги, которые согласно среднесрочной целевой программе московское правительство собиралось потратить на поддержку соотечественников, все-таки дойдут до тех, кому они остро необходимы. Во всяком случае, подобных обещаний от латвийского правительства, инициировавшего закон против русских школ, не поступало и вряд ли в обозримом будущем поступит.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ