Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

«Белорусские новости,
4 сентября 2004

Европа еще не поставила крест на Беларуси

Андрей Федоров

На днях в Вильнюсе комиссару по делам расширения Евросоюза и политики европейского соседства Гюнтеру Ферхойгену была торжественно вручена мантия почетного доктора наук Литовского университета права. Этого звания он был удостоен в знак благодарности за вклад в принятие Литвы в эту ведущую европейскую структуру. Тем в нашей стране, кто интересуется проблемами взаимодействия Республики Беларусь с ЕС, этот политик хорошо известен своей жесткой позицией в вопросе возможного членства в Евросоюзе восточнославянских стран.

Выступая на церемонии награждения, Гюнтер Ферхойген призвал руководство Литвы "не осложнять" отношения с восточными соседями, а "строить мосты взаимопонимания между Востоком и ЕС", то есть укреплять отношения с Беларусью, Россией и Украиной. Призыв, вообще говоря, совершенно правильный, однако не вполне понятно, почему он был обращен к властям именно этой страны.

Как раз у Литовской Республики среди государств Балтии меньше всего нерешенных вопросов в отношениях, например, с Москвой. Это, в частности, особо отметил в своем недавнем интервью "Независимой газете" "новый старый" президент страны Валдас Адамкус. Говоря же об Украине, он подтвердил, что Литва не просто всегда активно поддерживала ее стремление примкнуть к Европейскому союзу и НАТО, но считает это своим стратегическим приоритетом. Известно, что Литва вместе с Польшей даже предлагали Киеву стать "локомотивом" на этом пути. Так что на этом направлении ситуация сложилась вполне нормальная.

По понятным причинам с Беларусью дело обстоит сложнее. Конечно, для нашей страны отношения с Литвой представляют особый интерес как в силу наличия протяженной общей границы, так и вследствие длительной совместной истории. Но не в меньшей степени они важны и для литовцев, тем более что ныне они фактически представляют собой восточный "форпост" Евросоюза. Вместе с тем, Литва полностью разделяет ценности, лежащие в основе этой организации, в том числе обязательность соблюдения принципов демократии, и ей, естественно, хотелось бы иметь по соседству отвечающее этим стандартам государство. Поэтому, как подчеркнул Валдас Адамкус, "Литва готова способствовать поощрению процессов как можно более скорой демократизации Беларуси".

Пока же, к сожалению, наша страна имеет далеко не самый лучший имидж в глазах граждан Литвы. Так, согласно последним опросам общественного мнения относительно желательности дальнейшего расширения ЕС, отрицательный рейтинг Беларуси является самым высоким среди остальных названных кандидатов (Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Турция, Украина, Хорватия). При этом, правда, интересно отметить, что положительный рейтинг, то есть поддержка такой перспективы, оказался не самым низким. Можно предположить, что это объясняется как раз долгим и в целом бесконфликтным сосуществованием в едином государстве.

В последнее время в Литве обсуждается новая внешнеполитическая доктрина, согласно которой страна, в результате высокой степени своего участия в деятельности Европейского союза и НАТО, а также политики добрососедства, станет лидером региона. В соответствии с этой идеей предполагается развитие прежних политических инициатив и генерирование новых идей, создание стратегического партнерства с Варшавой, предложение ЕС практических шагов по расширению взаимодействия с Востоком и т.д. Особо стоит подчеркнуть, что одним из пунктов данного плана является "открытие" кратчайшего пути к Минску, "который снова становится частью данного региона и Европы".

Ведь наряду с Польшей Литва обладает особенно большими возможностями по выработке и проведению политики Запада в отношении нашей страны. Хотя бы потому, что Вильнюс находится от Минска на меньшем расстоянии, чем любой областной центр Беларуси. Кстати, НАТО уже в определенной степени пошла навстречу выдвинутым инициативам: с 1 сентября посольство Литвы в Беларуси стало здесь контактным представительством Североатлантического альянса. Хотелось бы надеяться, что ему удастся добиться успеха в решении соответствующих информационных задач.

В сложившейся ситуации, когда белорусские власти только декларируют укрепление взаимодействия с ведущими европейскими структурами, поддержание такого рода контактов на достаточно высоком уровне может продемонстрировать активной части населения Беларуси заинтересованность Европы в нашей стране. Это особенно важно сейчас, когда в связи с принятием Европейским союзом программы "Новое соседство" некоторые из его высокопоставленных деятелей, в том числе упомянутый Гюнтер Ферхойген, публично поставили под сомнение перспективы присоединения Беларуси к ЕС в принципе.

Вряд ли такая позиция послужит для наших граждан стимулом к переменам, отсутствие которых как раз и является барьером на пути в цивилизованный мир. Поэтому то обстоятельство, что хотя бы у некоторых европейских стран еще стоит в плане развитие отношений с Беларусью, вселяет надежду, что континент еще не окончательно поставил на нас крест.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ