Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информация о кандидатах в президенты Абхазии

Михаил Александров, доктор политологии

Рауль Хаджимба

Выдвинут девятью инициативными группами, а также Республиканской партией "Апсны" и общественным движением "Ахьаца". В качестве своего кандидата в вице-президенты назвал Виталия Смыра, министра сельского хозяйства и продовольствия. (Смыр Виталий Кязимович родился в 1964 г. в с. Куланырхуа Гудаутского района, абхаз, с высшим образованием, женат, имеет двоих детей).

Биография

Родился в 1958 г. в городе Ткуарчал. В 1976 -1978 гг. - служба в вооруженных силах СССР. В 1979 - 1984 гг. - студент Абхазского Государственного университета‚ историко-юридический факультет. По окончании университета получил специальность юрист. В 1984-1986 гг. учился на высших курсах КГБ СССР в Минске. В 1986-1993 гг. – сотрудник Ткуарчальского отдела КГБ. В 1993-1995 гг. – сотрудник Службы Государственной Безопасности Абхазии. В 1995 – 1997 – начальник отдела контрабанды Государственного таможенного комитета Абхазии. В 1997-1999 – первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Абхазии. В 1999-2001 – Председатель Службы Государственной Безопасности Абхазии. В 2001-2002 - Председатель Службы Государственной Безопасности и первый вице-премьер Абхазии. С мая 2002 года до назначения премьер-министром, совмещал должности первого вице-премьера и министра обороны Абхазии. С апреля 2003 по настоящее время - премьер-министр Абхазии. Ежемесячный оклад – 2.184 руб. Участник грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. Награждён орденом “Леона“. Женат, имеет двоих детей. Жена не работает, дети учатся.

Позиция

Хаджимба позиционирует себя как достойный продолжатель дела президента Ардзинбы, который сохранит преемственность нынешнего политического курса. До последнего времени он сторонился публичной политики, вел себя подчеркнуто скромно и демонстрировал абсолютную лояльность президенту. Имеет репутацию не коррумпированного чиновника в отличие от некоторых других фигур в окружении президента. Ему пока удается сохранять эту репутацию, несмотря на то, что конкуренты развернули в СМИ кампанию по связыванию всех неудач текущей власти с личностью премьер-министра. В частности‚ оппоненты называют его слабым местом отсутствие достаточного экономического опыта и команды единомышленников. Критики указывают на опасность, что он будет взят в плотное кольцо нынешним окружением Ардзинбы, заинтересованным в сохранении своих позиций и привилегий. Впрочем, сторонники Хаджимбы оспаривают этот вывод. По их мнению, команда Хаджимба - это сотрудники спецслужб, у которых он имеет безоговорочную поддержку.

Похоже, однако‚ что Хаджимба почувствовал опасность критики с этого направления. Ведь не секрет, что ближайшее окружение Ардзинбы, состоящее из его родственников, вызывает раздражение как в народе, так и в политической элите Абхазии. Эта ситуация, даже дала основание некоторым абхазским политологам, правда, в основном из кругов оппозиции, утверждать, что Ардзинба оказал Хаджимбе “медвежью услугу“, назвав его в качестве своего преемника. Примечательно, что сам Хаджимба, видимо, с целью перестраховки заявил, что заявление Ардзинбы “стало для него неожиданностью“. Тем не менее, Хаджимба не сделал никаких заявлений или практических шагов, свидетельствующих о том, что он отмежевывается от Ардзинбы. И это не случайно. Дело в том, что сам Ардзинба, в отличие от своего окружения, продолжает пользоваться в народе значительной популярностью. А эксцессы нынешнего режима объясняются в Абхазии недееспособностью Ардзинбы, вызванной болезнью. Поэтому данные оценки политологов направлены, скорее всего, на то, чтобы ослабить политический эффект провозглашения Хаджимбы преемником Ардзинбы.

Более того, стремясь перехватить инициативу у своих оппонентов, Хаджимба стал подчеркивать, свое намерение в случае избрания подобрать эффективную команду и привлечь новых, а также уже работавших в государственной системе опытных профессионалов, как из Абхазии, так и из-за ее пределов. "При формировании органов власти должны учитываться только личные, деловые качества, а не принадлежность к каким-либо группам, фамилиям, политическим объединениям. Мы обязаны сделать все возможное для того, чтобы объединить интеллектуальный потенциал, сосредоточенный в различных партиях и движениях. Разница в политических взглядах не должна мешать согласованной работе, принятию важных государственных решений", - заявил он.

В области внешней политики Хаджимба является твердым сторонником независимости Абхазии. По его мнению, на протяжении всего послевоенного периода Абхазия проводила достаточно эффективную внешнюю политику. "Мы с максимальной выгодой использовали сложную геополитическую ситуацию, характеризующуюся непрекращающейся борьбой великих государств за доминирование в нашем регионе, и закрепили положение Абхазии, как серьезного элемента региональной стабильности", - отметил он. "...Абхазия закрепила за собой международно-правовой статус стороны в конфликте, в этом качестве согласно международным нормам мы имеем равные права с грузинской стороной в рамках процесса мирного урегулирования", - заявил он, добавив, что "за Абхазией признано право заключать международно-правовые соглашения, гарантами которых являются ООН, Россия и другие участники переговорного процесса. Таким образом, Абхазия, как сторона в конфликте, получила признание в качестве субъекта международного права. Благодаря этому‚ грузино-абхазский конфликт не рассматривается международным сообществом, как внутреннее дело Грузии“, - подчеркнул он.

Хаджимба является сторонником “ассоциированных отношений“ с Россией, но выступает против вхождения республики в состав России. При этом считает модель “ассоциированных отношений“ вполне реалистичной, так как она “предполагает вступление Абхазии в валютный и таможенный союз с Россией, а также осуществление скоординированной политики в области обороны и безопасности, при том‚ что Абхазия сохраняет свой независимый статус". "По существу это модель покровительства великого государства над небольшим соседом. Мы понимаем, что такие отношения могут быть выстроены только после признания Россией нашей независимости. Однако нельзя согласиться с заявлениями о том, что мы выступаем с нереалистичными инициативами. Ведь ни для кого не является секретом, что многие составляющие этой модели уже реально функционируют", - сказал Хаджимба. Он также считает приоритетным направлением интеграцию Абхазии в российскую экономику.

По мнению Хаджимбы, экономическая модель Абхазии должна решать три основные задачи: обеспечение устойчивого роста благосостояния граждан Абхазии; экономическую независимость и безопасность государства; предоставление гражданам возможности для профессионального и творческого роста, самореализации. Приоритетом в экономике, на его взгляд, является структурное реформирование в соответствии с рыночными принципами. Считает, что в этом процессе государство должно выполнять регулирующие функции, с тем, чтобы были обеспечены интересы населения. В частности, приватизация должна осуществляться открыто, на конкурсной основе. Вместе с тем государство должно сохранить в своих руках собственность в масштабах, необходимых для осуществления экономического регулирования и формирования бюджета, способного обеспечить функционирование государственного механизма.

Также считает приоритетным развитие курортной сферы, сельского хозяйства и пищевой промышленности, в том числе при участии российского капитала. Выступает за привлечение внешних инвестиций в курортную индустрию. Отмечал, что "государство должно сделать все для популяризации отдыха в Абхазии". Указывает, что развитие данной отрасли не возможно без интенсивного увеличения производства в сельском хозяйстве и создания мощного АПК, позволяющего удовлетворить потребности в качественных продуктах питания. Выступает за реанимацию производств на оставшихся от СССР крупных промышленных предприятиях - «Заря», «Аргонавт», «СФТИ», «Сухумприбор», «Химзаовод», «Завод газовой аппаратуры» при помощи российских инвестиций. Считает перспективным развитие добывающей промышленности, учитывая наличие в Абхазии природных ископаемых. Отмечает, что в этом направлении правительство уже предприняло определенные шаги: уже сейчас в Абхазии налажена добыча угля совместно с турецкими фирмами. Подчеркивает значительный энергетический потенциал Абхазии и “необходимость осуществлять соответствующие восстановительные работы по усовершенствованию энергетической системы“.

Рассматривает в качестве одного из основных направлений работы правительства активную помощь со стороны государства в развитии частной инициативы, поддержке малого бизнеса как в городе, так и на селе. Государство должно осуществлять эффективную, адресную кредитную политику, стимулирующую предпринимательство. Средства, накопленные в фонде приватизации, должны также инвестироваться в развитие производства.

Выступает за налоговую реформу - создание простого и ясного механизма налогообложения. В общих чертах налоговая система должна основываться на следующих параметрах: число налогов должно быть минимальным, технология их уплаты должна быть понятна налогоплательщику, для малых предприятий необходимо ввести единый вмененный налог, значительная часть средств должна направляться на инвестиции в развитие производства.

Полагает, что активная адресная социальная политика возможна только на базе эффективной экономики. Поэтому в нынешних условиях правительство не может обещать быстрого улучшения положения в этой сфере. Тем не менее, оно намерено заняться реформированием систем здравоохранения и образования, сферы культуры на основе рыночных принципов.

Важным элементом программы Хаджимбы является борьба с административным произволом и коррупцией. Он признает остроту криминогенной ситуации в республике. По его мнению, решение этого вопроса напрямую связано с экономикой. В то же время указывает на серьезные возможности для повышения эффективности правоохранительных органов даже в нынешней обстановке. Правовая система Абхазии, считает Хаджимба, нуждается в совершенствовании. По его словам, необходимо учитывать, что "зачастую многие проблемы, с которыми сталкивается молодое государство, заключаются не столько в несовершенстве существующих законов, сколько в отсутствии надежных способов контроля за неукоснительным соблюдением законности, и как следствие этого, в низкой правовой культуре общества". Он намерен продолжать совершенствовать систему контроля за работой милиции и осуществлять сокращение и перераспределение кадров на всех уровнях МВД при одновременном увеличении зарплаты сотрудников милиции. Хаджимба уверен, что именно коррупция парализовала правоохранительную систему. По его словам, "прокуратура демонстрирует безволие и бездействие, самоустраняется от выполнения своих прямых обязанностей по поддержанию правопорядка и законности".

В области обороны, по мнению Хаджимбы, необходимо реформировать структуру Министерства обороны республики, в частности, объединить отдельные рода войск, выполняющие сходные задачи, максимально сократить командный и управленческий состав высшего звена, форсированно внедрять в систему управления последние достижения высоких технологий. Учитывая диверсионно-террористический характер деятельности силовых структур Грузии, Хаджимба считает необходимым, создание единого антитеррористического центра с мощной материально-технической базой, современным оснащением, укомплектованного профессионалами-контрактниками. В перспективе такие подразделения должны составить костяк армии. Вместе с тем считает, что в ближайшей перспективе основу обороноспособности Абхазии будет составлять резерв. Правительство будет совершенствовать систему подготовки резервистов с тем, чтобы путем проведения регулярных сборов поддерживать на высоком уровне их боевую выучку. Поддерживает введение обязательной начальной военной подготовки в школах.

Перехватывая инициативу у оппозиции, Хаджимба в последних выступлениях стал затрагивать проблемы реформирования государственного устройства. Он, в частности, выступил за внесение изменений в Конституцию страны. По его словам, необходимо перераспределение ряда полномочий между президентом и парламентом, а также между парламентом и Верховным судом. На его взгляд, следует предоставить парламенту право утверждать главу кабинета министров, и объявлять вотум недоверия правительству. Одновременно с этим президенту должно быть предоставлено право роспуска парламента. А право толкования Конституции следует передать от парламента Верховному суду. Это должно сделать политическую систему Абхазии более сбалансированной.

Сергей Багапш

Выдвинут от общественно-политического движения "Единая Абхазия". Также пользуется поддержкой движения "Амцахара", объединяющего ветеранов грузино-абхазской войны 1992-93 г.г. Популярен в восточных районах Абхазии. В качестве своего кандидата в вице- президенты называл известного историка, профессора Абхазского Государственного университета Станислава Лакоба.

Биография

Родился в 1949 г. в Сухуми. Окончил 10-ю среднюю школу, затем Грузинский Институт Субтропического Хозяйства. Имеет диплом ученого агронома. Во время учебы работал рабочим на винзаводе, а потом инкассатором в Госбанке. В 1972 - начальник агроотдела Моквского эфиромасличного совхоза. После армии перешел на комсомольскую работу. Начал инструктором Абхазского обкома комсомола. С 1978 - заведующий сектором информации ЦК ВЛКСМ Грузии, затем –заведующий отделом рабочей и сельской молодежи ЦК ВЛКСМ Грузии. В 1980-1982 гг. - первый секретарь Абхазского обкома ВЛКСМ Грузии. В 1982-1992 г.г. - первый секретарь Очамчирского районного комитета компартии Грузии. В 1992-1995 г.г. - первый заместитель председателя Совмина республики Абхазия. В 1995-1997 г.г. первый вице-премьер республики Абхазия. В 1997-1999 гг.. - премьер министр республики Абхазия. В настоящее время - генеральный директор государственной компании "Черноморэнерго". Имеет достаточно много связей в российских деловых кругах, друзей работающих с крупными фирмами, в корпорациях и банках. По словам Багапша, его ежемесячный оклад составляет 3120 руб. Президент Федерации баскетбола Абхазии. Увлекается охотой. Женат, имеет сына и дочь. Жена по национальности грузинка, в настоящее время не работает. Сын работает в турфирме "Афон", дочь – студентка.

Позиция

Сергей Багапш может быть назван оппозиционным кандидатом лишь с натяжкой. В принципе, он – типичный представитель абхазской партии власти. Хотя Багапш и выступил в качестве одного из учредителей движения “Единая Абхазия“, в рамках этой организации он занимал достаточно осторожную позицию. В частности, он обусловил свое участие в движении отказом движения от критики в адрес исполнительной власти. Примечательно, что выдвинув свою кандидатуру на пост президента, Багапш не покинул пост главы государственной компании, фактически подотчетной другому кандидату, Раулю Хаджимбе. Более того, в случае поражения на выборах он намерен остаться на своем месте, если, конечно, будущий президент с этим согласится. Симптоматично, что Багапш воздержался и от критики встречи Путина с Хаджимбой в Дагомысе, означавшей по-сути поддержку последнего. “Это очень хорошая встреча, хотя, в период предвыборной кампании любая подобная встреча может считаться пиар-акцией. Мы живем в нелегкое время, поэтому я не согласен с такими разговорами... На мой взгляд, премьер должен встречаться и общаться с политиками - это нормальный рабочий процесс, во время которого решается не собственная судьба премьера, а судьба государства“, - отметил Багапш.

В то же время в разрез с официальной линией властей Багапш осудил решение ЦИК Абхазии снять Александра Анкваба с избирательной гонки: “...Я всегда выступал за отмену ценза оседлости, потому что мы малочисленный народ. Я считаю, что у нас достаточно достойных людей, и где бы они ни жили, если они преданы своему народу, их следовало бы регистрировать в качестве кандидатов на пост президента. Кроме того, следовало бы устроить так, чтобы жители республики, временно проживающие в крупных городах за пределами Абхазии (поверьте, они покинули родину не от хорошей жизни), могли проголосовать за будущее своей страны...“. В то же время он выразил надежду, что представители движения “Айтайра“ проявят политическую ответственность и “не доведут ситуацию до абсурда“, так как “понимают ситуацию, в которой мы находимся“.

В области внутренней политики считает необходимым изменить всю структуру власти. Выступает за создание коалиционного правительства республики, чтобы в нем были представлены все основные движения и партии, молодежные организации и другие национальности. Называет своей главной целью “прекратить царящий в стране кризис власти". "Сегодня у нас в республике раздут чиновничий аппарат. Он нуждается в значительном сокращении штатов", - подчеркивает Багапш. По его словам, "существующий государственный аппарат нуждается в реорганизации". “Сегодня у нас 27 тысяч чиновников, столько министерств и госкомитетов, сколько нет в иных некоторых развитых странах. Отмечу, что по количеству министерств наша маленькая страна "обогнала" даже великую Россию. Поэтому необходимо все привести в соответствие, а высвободившиеся огромные бюджетные средства, которые тратятся на этот аппарат, отправить по целевому назначению. Это в первую очередь - на школьное образование, здравоохранение, молодежные программы, развитие абхазского языка“, - указывает Багапш.

В области внешней политики придерживается официальной линии на независимость и “ассоциированные отношения“ с Россией. В своей программе делает основной упор на развитие экономики, так как независимость “должна быть чем-то подкреплена, в первую очередь - высоким уровнем экономики“. При этом, он считает энергетику “самой базисной отраслью для Абхазии“. Однако, суть экономической программы сводится к наведению в стране порядка.“Пока в государстве не будет порядка и безопасности, строить экономику, привлекать инвестиции и частных инвесторов, российские бюджетные средства будет очень сложно. А без этого не будет быстрого темпа развития экономики“, - отмечает Багапш.

Богатый опыт хозяйственной работы Багапша свидетельствует о том, что он хорошо разбирается в экономических вопросах. Этого однако не достаточно, чтобы эффективно исполнять обязанности президента. Он скорее хозяйственник, а не политический лидер. Это делает его шансы на победу при наличии других, более сильных кандидатов, таких как Хаджимба, весьма не значительными. К тому же‚ наличие жены грузинки ослабляет его поддержку в народе. С другой стороны, это является явным плюсом для получения голосов избирателей Гальского района, которые в большинстве своем грузины. Впрочем, сам Багапш эту связь отрицает. По его словам, эти голоса в количестве около 12 тыс. человек не повлияют на исход выборов и он рассчитывает “на весь спектр электората, который есть в республике“. В то же время отмечает, что в его программе “предусмотрены серьезные мероприятия по этому региону“. “Если Гальский район - это Абхазия, если в этом регионе находятся объекты, от которых зависит судьба Абхазии, экономическая и политическая независимость, я имею ввиду ИнгурГЭС, перепадные ГЭС, думаю, этому району нужно уделить максимум внимания“, - подчеркивает Багапш.

Анри Джергения

Выдвинут инициативной группой. В качестве своего кандидата в вице-президенты назвал Руслана Кишмария, председателя Собрания Гальского района.

Биография

Анри Джергения родился в 1941 году в Ленинграде. Окончил школу в Сухуми, затем юридический факультет МГУ. Работал в МВД Абхазии. Был судьей, председателем Сухумского городского суда. С 1978-го по 1992 год - член Верховного суда Абхазии. В 1992-2001 годах - генеральный прокурор Абхазии. Длительное время являлся личным представителем президента Абхазии по вопросам грузино-абхазского урегулирования. В 2001 - 2002 годах был премьер-министром Абхазии. Женат. Супруга - Аргун Римма Николаевна. Имеет двоих детей.

Позиция

Выступает за независимость Абхазии. Считает, что абхазы больше тяготеют к России, русской культуре и русскому языку в отличие от Грузии, ориентировавшей свою политику на Запад. Выступает за ассоциированные отношения между Россией и Абхазией, ссылаясь на модель отношений, установленных США с Микронезией, Маршалловыми островами и Палау. Указывает, что речь идет о разновидности конфедеративных отношений, основанных на договоре, который имеет срочный характер, то есть продлевается. Такие отношения предусматривают, по его оценке, с одной стороны, суверенитет меньшего государства, его членство в ООН. А с другой - обязательство большего государства обеспечивать оборону и безопасность меньшего, помогать ему в обороне, развитии экономики.

Приветствует наличие у абхазского населения российского гражданства. Считает, что в случае военной агрессии со стороны Грузии президент России обязан будет - как гарант Конституции - защитить своих граждан. Выступает за всестороннее развитие экономических связей с Россией, включая на уровне субъектов федерации. Приветствует российские инвестиции в Абхазии, особенно в курортный бизнес.

Несмотря на внушительный послужной список Джергения не является сильным кандидатом и имеет мало шансов на победу на предстоящих выборах. Критики отмечают, что он на многих произвёл впечатление идейно неустойчивого политика, находящегося в постоянном поиске компромиссов, более чем это необходимо. В бытность премьером эти шатания были жестко ограничены непреклонной волей Ардзинбы. А как самостоятельный политик, Джергения не сможет эффективно руководить государством: он недостаточно жёсток для того, чтобы управлять практически неуправляемым населением Абхазии и не достаточно принципиален, чтобы переступить через кумовство и панибратство. К тому же‚ за ним числится ряд поступков, которые основательно подорвали его авторитет в абхазском обществе. Он, в частности, приобрел репутацию пораженца в грузино-абхазском конфликте. Его обвиняют в том, что в 1995 году во время визита в Тбилиси он подписал протокол, который фактически ставил крест на абхазской независимости. Так, по словам Леонида Лакербая, согласно этому документу Абхазия уже через два года после окончания войны должна была войти в состав Грузии на правах широкой автономии.

Вторым серьезным обвинением в адрес Джергения является то, что в его бытность генеральным прокурором не было раскрыто ни одного громкого заказного убийства, а криминал проник во все сферы жизни страны. К тому же, являющийся близким родственником Ардзинбы, Джергения воспринимается как человек “семьи“ президента, которая рассматривается как эпицентр национальной коррупции.

Сергей Шамба

Выдвинут от общественно-политической организации "Единая Абхазия". В качестве своего кандидата в вице-президенты назвал Владимира Аршба, начальника Генерального штаба Министерства обороны. Последний временно отстранен от должности президентом на период избирательной кампании. (Владимир Аршба родился в 1959 году в г.Тбилиси. Абхаз, с высшим военным образованием, женат, имеет сына).

Биография

Сергей Миронович Шамба родился 15 марта 1951 в г. Гудаута. Учился в Сухумской средней школе Nо.10. После окончания школы в 1969 поступил на исторический факультет Тбилисского Государственного педагогического института, который окончил в 1973. Затем до 1975 являлся организатором лекций Сухумского городского общества "Знание", после чего был призван в ряды Вооруженных сил СССР. Служил в Казахстане (г. Чимкент) с 1975 по 1976. После возвращения из армии в 1976 начал работать в Абхазском институте языка, литературы и истории (Институт Гуманитарных исследований). С июня 1976 по март 1990 являлся лаборантом отдела археологии Абхазского института языка, литературы и истории, младшим научным сотрудником, научным сотрудником, ученым секретарем. За это время защитил кандидатскую диссертацию "Монетное обращение в древней и средневековой Абхазии". Принимал участие в многочисленных археологических экспедициях и раскопках на территории Абхазии. Впервые им был монографически исследован и опубликован богатый нумизматический материал с VI по VIII вв. н. э., хранящийся в Абхазском Государственном музее. В марте 1990 был избран председателем общественно-политического движения "Айдгылара"‚ абхазское подобие народного фронта. В 1991 - 1996 г.г. – депутат парламента Абхазии. С февраля 1992 по ноябрь 1996 являлся председателем парламентской комиссии по науке, культуре и образованию. Одновременно с января 1993 по октябрь 1993 занимал пост первого заместителя министра обороны Абхазии. Вместе с 16-летним сыном был на фронте.  После окончания грузино-абхазской войны был назначен председателем Фонда культуры республики Абхазия. С мая 1997 по июнь 2004 г. являлся министром иностранных дел Абхазии. Сейчас временно не работает. В 1998 защитил докторскую диссертацию в Ереванском Институте археологии на тему "Политическое, социально-экономическое и культурное положение древней и средневековой Абхазии по данным археологии и нумизматики (с VI в. до н. э. XIII в. н. э.)". Автор четырех книг, многочисленных статей, публикаций научно-политического характера. Владеет абхазским, русским, английским языками. Женат. Имеет сына и дочь. Жена работает директором магазина "Электрический мир", ежемесячный оклад 3000 рублей. Сын - директор госхоза "Кавказ", ежемесячный оклад - 7000 руб. Дочь не работает.

Позиция

Как и другие представители абхазской политической элиты, Сергей Шамба является приверженцем политической независимости Абхазии. По его словам: “В Абхазии нет ни одной политической силы, которая исходила бы из каких-то других принципов, кроме независимости. Об этом даже не стоит говорить“. Поэтому он особо подчеркивал, что его уход в отставку не был связан с какими-то разногласиями по внешнеполитическим вопросам. “Мой уход с поста министра не связан с деятельностью внешнеполитического ведомства, - заявил он. - Как член кабинета министров, как человек, который себя считает ответственным за все, что происходит в стране, я счел более невозможным работать в правительстве, вызывающем только нарекания в обществе в связи с неспособностью обеспечить безопасность граждан.“

В действительности, уход Шамбы был вызван обострением борьбы за власть в преддверии президентских выборов. По сути, он проиграл схватку с Хаджимбой за то, чтобы стать преемником Ардзинбы. В этих условия Шамба, видимо, посчитал более выгодным попытаться реализовать свои политические амбиции перейдя в оппозицию. Конфликт Шамбы с Хаджимбой за лидерство в стране назревал давно. Их противоречия вышли наружу после того, как Шамба, вместе с Сергеем Багапшом и Нодаром Хашбой принял участие в учреждении нового общественно-политического движения “Единая Абхазия“, провозглашенной целью которого стало выдвижение единого кандидата на предстоящих президентских выборах. При этом, премьер-министр Рауль Хаджимба, о создании нового политического движения, в котором активное участие принимает его подчиненный, узнал лишь за два дня до официального открытия учредительного съезда от журналистов, и крайне был удивлен этому факту. По существу, Шамба бросил открытый вызов премьеру и при этом грубо нарушил субординацию.

Что касается президента Ардзинбы, то в тот момент он еще, видимо, не определился с преемником и потому не стал давать авансов ни одной из сторон и воздержался от оценок поведения Шамба. Тем не менее‚ министру иностранных дел вскоре пришлось покинуть свой пост. Примечательно, что после своего ухода Шамба провозгласил лозунг отставки всего правительства и формирования нового состава кабинета министров, который был бы согласован с парламентом и ведущими политическими силами страны. Такой кабинет, по его мнению, проработал бы до проведения президентских выборов. Таким образом, Шамба явно добивался устранения Хаджимбы с наиболее сильной предстартовой позиции в президентской гонке. Возможно‚ он даже рассчитывал, что сам мог бы возглавить новый кабинет министров или по-крайней мере назначить на этот пост символическую переходную фигуру, что уравняло бы его предвыборные шансы с шансами Хаджимбы.

Называет основным приоритет своей программы - объединение общества. Выступает за осуществление коренных изменений в структуре управления страной, создание современной политической системы. Считает, что должны эффективно функционировать политические партии, которые должны быть широко представлены в парламенте. “Каждый министр в правительстве должен быть яркой политической фигурой. Тогда президент не будет отвечать за все. В случае избрания меня президентом, я сделал бы парламент органом, где сосредоточены основные политические силы, а Совет Безопасности реально действующим органом“‚ – отмечает Шамба. Считает‚ что должны быть внесены изменения и дополнения в закон о выборах президента. Необходимо увеличить количество депутатов в парламенте и в то же время провести серьезное сокращение административного аппарата.

В области экономики выступает за развитие малого и среднего бизнеса. Предлагает использовать в этой области опыт Тайваня. Приоритетным направлением считает развитие курортной сферы и туризма. Принимая на себя ответственность за результаты экономической деятельности правительства в предшествующие годы, он полагает, что “можно констатировать определенные успехи в экономической сфере“, а нынешние трудности объясняет объективными факторами, связанными с экономической изоляцией Абхазии. В социальной политике особое внимание предлагает уделить молодежи. Отмечает‚ что “будущий президент должен оценивать молодежь по профессиональным качествам‚ а не по родственным связям или по принципу личной преданности“.

В вопросе развития отношений с Россией Шамба придерживается официальной позиции. По его мнению: “Декларируемый Республикой Абхазия курс на стратегическое партнерство с Российской Федерацией имеет давние исторические предпосылки и обусловлен общностью исторических судеб, наличием на территории РФ народов абхазо-адыгской языковой семьи, единым культурным пространством“. В то же время, он считает введение в Абхазии института двойного гражданства и принятие абхазами российского гражданства “вынужденной“ мерой с целью облегчить международные поездки граждан непризнанной республики, а также обеспечить их безопасность на случай войны с Грузией. По поводу установления ассоциированных отношений с Россией, Шамба высказался следующим образом: “...Мы исходим из того, что подобные отношения должны соответствовать нашей Конституции, конституции независимого государства и исходить из общности интересов двух стран“.

В настоящее время Шамба не рассматривается в качестве серьезного претендента на победу на выборах. Эксперты отмечают, что он перегнул палку в своем интервью "Чегемской правде" после ухода с занимаемого поста. С другой стороны, в народе его тесно ассоциируют с ближайшим окружением президента.

Среди политических обвинений ему приписывают провал в работе МИД по продвижению абхазской независимости. Впрочем, сам он рассматривает результаты своей деятельности, как весьма положительные. По словам Шамбы, главный итог его работы состоял “в обеспечение мирных условий жизни общества и последовательное укрепление достигнутых результатов“.

Якуб Лакоба

Выдвинут Народной партией Абхазии. В качестве своего кандидата в вице-президенты назвал Фатиму Квициния, председателя Арбитражного суда.

Биография

Якуб Лакоба является внучатым потомком знаменитого руководителя Советской Абхазии в послереволюционный период Нестора Лакобы. Родился 2 августа 1949 года. Образование высшее. По образованию – юрист. Известен как один из лучших в республике ораторов.  Проживает в Сухуми. Наряду с абхазским, имеет гражданство России и Израиля. В настоящее время является председателем политического совета Народной партии Абхазии (НПА). В августе 2003 года установил тесный контакт с Народной Партией России и даже подписал декларацию солидарности с председателем ЦК НПРФ Геннадием Райковым. Вслед за этим в декабре принял участие в выборах в Государственную Думу России по московскому областному списку НПРФ. Объяснил этот поступок намерением “лоббировать интересы Абхазии и официально требовать признания нашей государственности“. Со стороны Райкова этот шаг объяснялся желанием получить голоса представителей абхазской диаспоры и жителей Абхазии, имеющих российское гражданство. Однако, НПРФ, как известно, не смогла преодолеть пятипроцентный барьер.

Позиция

Находится в умеренной оппозиции правительству и президенту. Несмотря на критику властей‚ не поддержал недавних требований других оппозиционных движений и политиков об отставке правительства. "Я считаю, что происходят какие-то игры на волне всеобщего недовольства. Правительство заслуживает негативной оценки, но в контексте происходящих политических процессов считаю неправомерным требование об его отставке. Сегодня главное - удержать ситуацию в правовом поле“, - подчеркнул Лакоба. В области внешней политики поддерживает курс правительства страны на независимость и союз с Россией. В декларации солидарности, подписанной им с Райковым, Лакоба зафиксировал позицию НПА по ключевым аспектам российско-абхазских взаимоотношений. "Абхазия заслуживает признания мирового сообщества и Народная партия России будет способствовать этому",- подчеркнул он.

В области внутренней политики важнейшей задачей государства считает решительную борьбу с криминалом, искоренением коррупции в чиновничьих рядах, предоставление свободы средствам массовой информации. Выступает за реформу судебной системы, что позволит "судебным властям самостоятельно принимать решения". Указывает на необходимость изменений в политической системе страны, возрастания роли партий в жизни общества.

Лакоба не является сильным кандидатом на этих выборах. Это объясняется как слабостью самой партии, которая долгое время не играла в политике заметной роли, так и низким рейтингом самого Лакоба. На это, кстати, указывали некоторые руководители партийных организаций на шестом внеочередном съезде НПА, решавшим вопрос о предвыборной тактике. Так, руководитель Гудаутского отделения НПА Валерий Айба, заявил, что "рейтинг Якуба Лакобы не столь высок, чтобы надеяться на его победу на выборах". "Надо менять существующее положение, созданное властью за эти годы. Ситуация довольно сложная. Если мы сделаем сейчас не точный выбор, мы тем самым усугубим положение", - сказал Айба. Валерия Айба поддержал и руководитель Гагрского отделения НПА Гурам Гожба. Он также заявил, что у НПА в случае выдвижения Якуба Лакобы нет шансов на победу. "С приходом к власти Анкваба что-то изменится. Однако его именем сегодня пугают людей. Если НПА поддержит "Айтайра", мы сохраним свою партию и свое лицо", - подчеркнул Гожба. Тем не менее, Ткуарчальское, Гульрипшское, Очамчирское и Сухумское отделения НПА поддержали кандидатуру Лакобы. В итоге из 134 присутствовавших на съезде делегатов 129 проголосовали за Лакобу и он был выдвинут кандидатом в президенты.

Александр Анкваб

Выдвинут от общественно-политического движения "Айтайра" ("Возрождение"). В качестве своего кандидата в вице-президенты назвал писателя Даура Начкебиа, редактора газеты "Айтайра". Отстранен от участия в выборах Центральной Избирательной Комиссией Абхазии. Поводом для отстранения послужил тот факт, что Анкваб последние пять лет не проживал постоянно на территории Абхазии и что он отказался проходить тест на знание абхазского языка. Аппеляция в Верховный суд была отклонена. В настоящее время движение “Айтайра“ рассматривает вопрос о возможности поддержки на выборах Сергея Багапша.

Биография

Родился в 1953 году в селе Хуап. В 1978-1980 г.г. - первый секретарь Гудаутского райкома комсомола. Затем возглавлял Гудаутский райотдел милиции. Является одним из немногих абхазов, достигших высокого служебного положения – поста заместителя министра внутренних дел, начальника политуправления МВД Грузии, во время правления Шеварднадзе в советский период. С июня 1992 по сентябрь 1993, то есть весь период грузино-абхазской войны, возглавлял МВД Абхазии. Поводом для его отстранения от должности стал расстрел 17 членов прогрузинского правительства Сухуми военного периода. Анквабу было поручено обеспечить охрану этих людей, но он не смог защитить их от расправы. После ухода в отставку бывший министр перебрался в Москву, где занялся бизнесом. С тех пор находится в жесткой оппозиции Ардзинбе. Является одним из лидеров оппозиционного движения "Айтайра". Пользуется влиянием в московской абхазской диаспоре, меценат. Делал солидные инвестиции в возрождение абхазской культуры. Благодаря Анквабу, вторую жизнь получили абхазские народные хоровые и танцевальные коллективы, издана антология абхазской поэзии, записаны на диски памятники абхазского музыкального искусства, построена новая школа на его малой родине.

Позиция

Главный оппозиционный кандидат. Согласно некоторым опросам общественного мнения, его поддерживает примерно такой же процент избирателей как и Рауля Хаджимба. Анкваб критикует президента и правительство в основном по вопросам внутренней политики и экономики. По его мнению, необходимо срочно изменить тот негативный имидж власти, который сложился в последние годы правления Ардзинбы. “Все послевоенные годы показали, что государство не смогло защитить нас всех от криминального беспредела, - подчеркнул он в одном из своих интервью, - На мой взгляд, главную опасность для основ конституционного строя представляют не действия оппозиции и общественно-политических движений и партий, как считает власть, а устоявшиеся, окрепшие, имеющие уже не только экономические цели преступные сообщества, действующие совместно с аналогичными структурами в Грузии“. По мнению Анкваба, “ожидать скорого признания нашей способности самостоятельно строить независимое государство и притока крупных инвестиций, если не наведем порядок в своем доме, не приходится“.

По мнению Анкваба‚ причиной столь неблагоприятной криминогенной обстановки в обществе является неэффективность самой системы власти. Он утверждает‚ что абхазские спецслужбы были созданы Ардзинбой “под себя“, а в их деятельности преобладают “клановые, родственные, дружеские и другие подобные интересы“. “Когда спецслужбы мельчают до того, что собирают досье на «плохих» оппозиционеров и ветеранов войны из «Амцахара», занимаются сбором информации о том, кто что нелестного сказал о президенте, о власти, или же прикрывают нелегальный бизнес, говорить об их эффективности нельзя“, - отмечает Анкваб.

Другим обвинением в адрес Ардзинбы является его неспособность контролировать свое собственное окружение. “Окружение, помощники, советники президента очень умело используют его болезнь для себя и для тех, кому они тайно служат. Когда в стране правит свита, ее, страну эту, ждут большие неприятности“, - заявил он. По мнению Анкваба, гнет собственной бюрократии является злом, сопоставимым с грузинской агрессией. "Никому достоверно не известно, как выполнялись бюджеты послевоенных лет. Сколько взято республикой кредитов, какова их судьба? Каков внешний долг Абхазии? Кому выдавались кредиты и были ли они возвращены? Кому и на каких условиях, с какой пользой для бюджета переданы и проданы важные государственные объекты, построенные еще на советские деньги санатории и пансионаты? Как разрабатываются и реализуются природные ресурсы? Кто получает навар от продажи реликтового абхазского леса?", - подчеркивает Анкваб.

В этих условиях, указывает Анкваб, ухудшается экономическая ситуация, растет бюджетный дефицит, нет улучшений в структуре производства продовольствия, что вынуждает прибегать к импорту многих необходимых продуктов. Курортный бизнес – нестабилен из за напряженности с Грузией. Остальной бизнес - нелегальный, сбор налогов от него – эфемерный. Одновременно процветает сверхприбыльная контрабанда бензина, сигарет и металла. Треть трудоспособного населения – безработные, а зарплата работающих - мизерна, около 700 рублей в месяц. Пенсии - 70 рублей. Между тем, цены в Абхазии вполне сравнимы с сочинскими.

Предлагаемые Анквабом реформы в экономике направлены на создание “прозрачной“ бюджетной и налоговой системы. На этой базе Абхазии предстоит выйти из экономической изоляции, привлечь зарубежных инвесторов, прежде всего из России. Приобретенная инвесторами в Абхазии собственность должна быть справедливо оплачена, безупречно юридически оформлена и защищена, гарантирована от воровства и мздоимства. Адресная социальная поддержка женщинам, детям, врачам, учителям, пенсионерам поможет улучшить демографическую ситуацию, укрепить тяжелое положение сельских школ и больниц, решить проблему сохранения абхазского языка.

Анкваб убежден в том, что "должен соблюдаться баланс между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти". Сейчас, по его мнению, существует явная гипертрофия исполнительной ветви, в частности, “аппарат президента и кабинета министров не должен быть таким громоздким“. С этой целью он предлагает конституционную реформу, направленную на сближение абхазской конституции с российской с целью вхождения в российское правовое поле. Предусматривается переход от “полувоенного авторитарного“ государства к государству демократическому, “ориентированному на общеевропейские ценности“. Будет проведено коренное изменение баланса ветвей власти с целью приведения их в равновесие, коррекция неоправданно гипертрофированной роли и функций президента Абхазии. В органах власти должны быть широко представлены не только абхазы, но и представители других национальностей, населяющих республику, чем нынешнее руководство откровенно пренебрегает. Должен появиться Конституционный суд, функции которого сейчас принадлежат Верховному суду.

В области внешней политики Анкваб занимает позиции, схожие с другими кандидатами. Выступает за независимое абхазское государство, ориентирующееся на союзнические отношения с Россией. Высказывается против возвращения грузинских беженцев в Абхазию‚ за исключением территории Гальского района.

Сподвижниками и единомышленниками Анкваба являются экс-премьер Леонид Лакербая, правозащитница Нателла Акаба, писатель Алексей Гогуа, художник Нугзар Логуа, скульптор Амиран Адлейба, ученые Олег Дамения, Ирина Агрба, Валерий Бигуаа, Далила Пилия, многие участники боевых действий времен грузино-абхазского конфликта, интеллигенция, влиятельные представители деловых кругов, диаспоры, простые граждане разных национальностей.

После того как открыто проявились президентские амбиции Анкваба против него началась пропагандистская кампания. Анкваба обвинили в пораженческих настроениях в период грузино-абхазской войны и попытках сдать Абхазию Шеварднадзе. При этом как правило ссылались на его хорошие отношения с бывшим грузинским лидером и работу на посту заместителя главы МВД Грузии в советский период. А президент Ардзинба в одном из интервью даже назвал его “любимым учеником Шеварднадзе“.

Среди “капитулянтских“ поступков Анкваба упоминается его не желание разделить с Ардзинбой ответственность за смещение главы МВД Абхазии Ломинадзе в июне 1992, отказ сообщить Ардзинбе о вступлении грузинских войск в Абхазию и запрет на выдачу оружия сотрудникам МВД, стремившимся встать на защиту родины, а также провал операции по взрыву мостов на пути грузинских танков. Анквабу также приписывается фраза, якобы, сказанная во время войны: “Мы не должны сопротивляться, т.к. грузины нас переедут“. В последнее время также появились слухи о скрытых контактах Анкваба с грузинским руководством. Упоминается, например, что летом 2001 года Анкваб и лидер абхазской диаспоры в США Казан, якобы, встречались с Шеварднадзе и достигли с ним договоренности о выделении финансовых средств для подготовки к парламентским выборам в Абхазии. Из всего этого делается вывод, что Анкваб является скрытым прогрузинским политиком, намеренным, в случае прихода к власти, “затащить Абхазию в лоно грузинской государственности“. Впрочем эта информация нуждается в дополнительной проверке, так как может оказаться заранее подготовленным против Анкваба “черным пиаром“. С другой стороны, возможно, что в этих оценках имеется определенная доля истины.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ