Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

EURASIANET,
3 сентября 2004

Накануне хлопковой страды в Туркменистане ставится вопрос об использовании детского труда

В последнее десятилетие в Туркменистане происходило неуклонное снижение образовательных стандартов, поскольку учебные планы на всех ступенях обучения стали составляться под воздействием развившегося культа личности президента Сапармурата Ниязова. Впрочем, с наступлением нового учебного года Ниязов начал думать над реформой, к которой отнеслись бы с одобрением даже самые непримиримые критики туркменского президента.

Тяжелым наследием советской эпохи является принудительный и бесплатный ежегодный труд на хлопковых полях. Для учеников средних школ и студентов вузов несколько недель уборочной страды вместо учебы стало вполне привычным делом. Эта традиция существовала на продолжении многих десятилетий, однако в мае этого года Ниязова сделал удивившее всех заявление, сказав, что намерен положить конец использованию детского труда на хлопковых полях.

Выступая на III съезде Молодежной организации Туркмении, Ниязов заявил: "Мы запрещаем использовать труд школьников на прополке и уборке хлопка, как это было во времена СССР". С учетом того, что Ниязов имеет репутацию человека, постоянно меняющего свои мнения, аналитики не уверены, что президент и в самом деле собирается выполнить данное им обещание. Начало учебного года предоставляет Ниязову возможность подтвердить либо дезавуировать свое заявление.

Первые поступившие 1 сентября сигналы не сулят учащимся ничего хорошего. Например, из Дашогузской области поступили сообщения о том, что 15 сентября учителей и администрацию школ направят на сбор хлопка. В учебных заведениях останутся всего несколько преподавателей, которые будут посменно учить детей начальной школы в классах численностью в 100 учеников.

"Не может быть никакого сомнения, что старшеклассников отправят на уборку хлопка", – говорит учитель городской школы в Дашогузе. "Информации на этот счет пока не поступало, однако директор уже сказал родителям учеников четвертых классов, что после отправки старшеклассников на хлопковые поля ученики четвертых и пятых классов будут учиться в первую смену". По другим сообщениям, учащиеся в сельской местности будут отправлены в поле в середине сентября и скорее всего вновь приступят к занятиям самое раннее в конце ноября.

Если Ниязов решит оставить детей в школах, это может иметь далеко идущие последствия не только для Туркменистана, но и для соседних с ним среднеазиатских стран. Другие хлопковые государства, особенно Узбекистан и Таджикистан, также традиционно мобилизовывали учащихся на интенсивный труд по уборке хлопка. Отказ от этой практики в Туркменистане может повлиять на ситуацию в других государствах региона и заставить их последовать примеру Ниязова.

Помимо проблемы детского труда Ниязов сообщил о своем желании покончить с коррупцией. На заседании кабинета министров 12 июля президент обрушился на факты коррупции в системе высшего образования. "Меня информируют о продолжающемся взяточничестве в Туркменском государственном университете", – сказал Ниязов. "Взятки имеют место и в ряде других высших учебных заведений. Не составляет никакого труда узнать о том, что это происходит в Туркменистане".

Но даже если учащиеся не должны будут заниматься сбором хлопка или давать взятки для получения знаний, перспективы образования в Туркменистане с каждым годом становятся все более безрадостными. Начиная с 1993 г. система образования строится по жесткой программе, называемой по-туркменски "Билим", главным моментом которой является воспитание политической преданности режиму Ниязова, ставящейся выше ценностей свободного поиска знаний в сфере гуманитарных и естественных наук.

В 1993 г. правительство закрыло национальную Академию наук. Власти сократили также нормальную продолжительность обучения в университете с четырех до двух лет. Прием в высшие учебные заведения упал с примерно 40 000 до 3500. Не лучше обстоят дела в сфере начального и среднего образования. Срок обязательного образования в Туркменистане ограничен сегодня девятью годами. По данным независимой Хельсинкской инициативы Туркменистана, власти уволили в последние два года не менее 12 000 учителей.

Проправительственный сайт "Туркменистан: золотой век" опубликовал в мае комментарий, излагающий принципы новой туркменской философии образования. Школы должны придавать особое значение "возрождению исконных традиций" и способствовать "возвращению к национальным духовным ценностям". Поэтому система образования должна отказаться от "некоторых образовательных и научных направлений и предметов, имеющих второстепенное значение". В итоге в Туркменистане практически прекращено преподавание алгебры, физики, основ физической культуры. В статье говорится также о том, что главной задачей системы образования является сосредоточение на тех аспектах, которые способны "сыграть решающую роль в национальном экономическом и социальном развитии государства".

Ниязов продолжает предпринимать меры, которые должны поставить знак равенства между туркменской государственностью и режимом его личной власти. Написанный Ниязовым духовный путеводитель "Рухнама" (Книга души) служит основным учебным пособием для учащихся всех ступеней обучения. Влияние "Рухнамы" распространяется далеко за пределы самой системы образования. Например, все туркменские граждане, желающие получить водительские права, обязаны прослушать 16-часовой курс, посвященный ниязовскому трактату, сообщила 2 августа газета "Нейтральный Туркменистан".

В скором времени учащимся придется изучать второй том "Рухнамы", который поступит в продажу уже в этом месяце, а также книгу поэтических произведений, как утверждают, принадлежащих перу Ниязова. "Мне бы хотелось, чтобы ‘Рухнама’ состояла из двух томов... Было бы неплохо опубликовать эту книгу в месяц ‘Рухнамы’ [сентябрь]", – заявил Ниязов 12 июля на заседании кабинета. В то же время, по признанию туркменского лидера, ему "нужно еще немного поработать над ним [поэтическим томом]", прежде чем он будет готов к публикации.

В дополнение к курсам по "Рухнаме" туркменские студенты изучают такие предметы, как "История Нейтрального Туркменистана" и "Политика Независимости Великого Сапармурата Туркменбаши". Для содействия культу личности Ниязова в каждой классной комнате, в школах и вузах, на стенах висят портреты туркменского лидера и тексты клятвы на верность президенту и родине.

Вот уже 11 лет программа "Билим" определяет систему образования в Туркмении. Ежегодно средние школы оканчивают примерно 100 000 учащихся, так что уже более 1 млн туркмен, или около 20% населения страны, получили образование в соответствии с ниязовскими стандартами.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ