Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Газета.ру,
16 сентября 2004

Нефть в обмен на таджикских дворников

Егор Светланов

России членство в СНГ обходится слишком дорого. Она продает другим странам – участницам содружества нефть и газ по ценам вдвое ниже мировых, а взамен получает приток дешевой рабочей силы, да и то нелегальной.

В четверг президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на расширенном заседании Совета глав государств СНГ, предложил кардинально реформировать структуру содружества. Он говорил про необходимость поскорее создать совет безопасности СНГ, который бы занялся обеспечением глобальной и региональной безопасности. И еще – совет глав правительств, который бы взялся руководить экономическим советом СНГ.

А тогда, мол, «мы, главы государств, смогли бы сосредоточить свое внимание на решении действительно важных проблем». Каких – видимо, секрет.

Пока же в СНГ практически отсутствуют какие бы то ни было признаки работающей организации. В особенности, что касается экономики.

Заместитель гендиректора Бюро экономического анализа Андрей Шаститко считает, что если бы механизм СНГ работал, не было бы потребности в создании других объединений: «На территории бывшего СССР уже с пяток такого рода параллельных соглашений можно насобирать. Скажем, то же Единое экономическое пространство между Россией, Белоруссией, Украиной и Казахстаном.

И все равно – плотность экономической активности в Евросоюзе на порядок выше, чем на территории бывшего СССР.

У стран, которые находятся на одном уровне развития, больше шансов как установить между собой разного рода экономические соглашения, так и обеспечить их выполнение».

Все это, впрочем, не мешает странам-участницам проводить регулярные встречи на высшем уровне, вести разговоры об интеграции, сотрудничестве и учреждать новые проекты. Член научного совета Московского центра Карнеги Ксения Юдаева:

«Я затрудняюсь привести конкретные примеры эффективного экономического сотрудничества в рамках СНГ.

Даже напротив – участницы этого содружества, в том числе и Россия, рассматривают друг друга как конкурентов на мировых рынках. Соответственно, конкуренция между различными компаниями, находящимися в разных странах СНГ, становится гораздо более значимым фактором, нежели стремление к сотрудничеству. Особенно это заметно в отношении сталепроизводителей России и Украины. С Киргизией ее соседи, Казахстан и Узбекистан, тоже достаточно жестко обходятся в отношении торговых барьеров».

СНГ по большому счету нельзя назвать даже организацией, не то что говорить о ее дееспособности и тем более экономической эффективности.

«Что это за организация, в которой нет делегирования прав со стороны входящих в нее членов и обязательности принятых решений? – говорит замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. – Все попытки форсировать процесс создания реального общего рынка разбиваются о каменную стену: ни один из лидеров СНГ не готов к настоящему делегированию своих внутристрановых полномочий в некое международное объединение. И в первую очередь этими своими властными полномочиями не готова поделиться Россия».

Тем не менее Жарихин, единственный из всех экспертов, отметил экономическую пользу для стран – участниц СНГ от участия в этой организации: «Решающее преимущество, которое Россия предоставляет всем странам СНГ, – низкие цены на нефть.

Но она практически никак не пользуется ни политическими, ни экономическими выгодами, которые могла бы извлечь как на государственном уровне, так и на уровне ее финансово-промышленных групп».

Немного подумав, Жарихин добавил: «Ну разве что у России есть возможность свободно пользоваться рынком дешевой рабочей силы стран СНГ. Ведь именно трудовые эмигранты обеспечили настоящий строительный бум у нас в стране».

Все бы ничего, но подавляющее большинство этих эмигрантов работает в России нелегально – компании, использующие их труд, предпочитают «черные» схемы.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ