Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

18-24.09.2004 г., Зеркало недели (Украина)

А вы хоть в Астане садитесь…

Владимир Кравченко

Для Леонида Даниловича заседание президентов СНГ в Астане было последним участием в саммите Содружества в качестве главы Украинского государства. В столице Казахстана ему отдали в последний раз церемониальные почести как председателю Совета глав государств. Теперь эта должность вновь у его российского коллеги. По всей видимости, президенты — консервативны и в своем выборе руководствуются поговоркой о старом коне и борозде. А уходящего политика действующие коллеги-президенты наградили Почетным знаком СНГ за «большой вклад в развитие дружбы, добрососедства, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств».

Но не обошлось и без ложки дегтя в бочонке заслуг экс-председателя Совета глав государств. На заседании глав правительств СНГ молдавский премьер-министр Василий Тарлев заявил следующее: «Очевиден тот факт, что Содружество пока не стало тем эффективным механизмом обеспечения взаимовыгодного партнерства, сближения народов и государств, пока слабо выполняются договоренности по формированию в СНГ зоны свободной торговли, гармонизации хозяйственных законодательств и согласованию усилий в других сферах экономической деятельности».

Впрочем, думается, что и Леонида Кучму не ввели в заблуждение прозвучавшие в Астане комплименты об эффективности его работы на указанном посту. Ведь, несмотря на все его усилия, полноценная зона свободной торговли в рамках СНГ так и не была создана. И в результате украинскому Президенту остается только констатировать, что «в формате ЕЭП мы намного ближе подошли к созданию зоны свободной торговли»…

Однако для нас, украинцев, саммит СНГ в Астане интересен не только тем, что Владимир Путин вновь сел в кресло председателя. Интригу этому форуму придавала его главная тема — антитеррористическая борьба и безопасность на пространстве Содружества (экономику детально обсуждали на своих заседаниях премьеры стран СНГ и президенты государств – участников ЕЭП). Анонсируя предстоящий саммит, российские чиновники неоднократно делали ударение на том, что ключевым моментом на заседании глав государств Содружества будет «рассмотрение вопроса о консолидации усилий в противодействии международному терроризму». Иными словами, какие конкретно совместные меры должны принять лидеры постсоветских стран, чтобы укрепить безопасность своих граждан на всем пространстве Содружества…

Не редкость, когда во время саммита одной организации проходят форумы и другого объединения. Не стала исключением и Астана, где одновременно с собранием эсэнговских президентов состоялась и встреча еэповской «четверки», на которой был одобрен некий перечень из 29 документов. По договоренности президентов, эти документы должны быть подготовлены к декабрю нынешнего года Группой высокого уровня, чтобы уже к

1 июля 2005 года главы государств их подписали. По словам Александра Лукашенко, эти документы «сформируют базу зоны свободной торговли». Что, в свою очередь, по мнению помощника президента РФ Сергея Приходько, создаст условия для формирования полномасштабного Таможенного союза. В числе прочих договоренностей — и решение с 1 января 2005 года перейти на взимание НДС при взаимной торговле товарами по принципу «страны назначения».

Правда, в этот раз подобное совмещение саммитов двух организаций вызвало у президентов плохо скрытое недовольство. Многие лидеры стран – членов Содружества посчитали, что их присутствие на саммите СНГ — лишь фон для еэповского собрания. А президент Молдовы Владимир Воронин вообще не приехал в Астану. Отбросив в сторону дипломатические эвфемизмы, он заявил: «Повестка дня саммита СНГ такова, что присутствия премьер-министра Молдавии на этом мероприятии вполне достаточно. С другой стороны, ключевые темы и наиболее интересные подходы рассматриваются в рамках встречи «четверки»… И эта встреча — главное событие в Астане. А саммит СНГ — такая организованная массовка вокруг этого основного блюда».

Демарш Владимира Воронина вызвал очередной приступ негодования у россиян — в последние полгода отношения Кишинева и Москвы крайне напряжены из-за Приднестровья. (И, как утверждают, именно это является истиной причиной отсутствия президента Молдовы в Астане.) Но если представители официальной делегации были стойкими и не давали комментарии относительно отсутствия Воронина, то российские эксперты, близкие к Кремлю, не упустили своего. «Нынешний саммит носит в значительной мере символический характер, поскольку происходит после трагических событий в Беслане. Демонстрировать свой гонор и свои амбиции в такой период, вообще-то говоря, неуместно», — поучительно заявил директор Института стран СНГ Контантин Затулин.

Впрочем, отсутствие на саммите Владимира Воронина не помешало российской дипломатии в той или иной степени решить ряд принципиальных для Москвы тактических вопросов. Во-первых, руководство России, объявившее крестовый поход против международного терроризма и намеревающееся провести реформы по превращению РФ в унитарное государство, нуждается во внешнеполитической поддержке своих действий со стороны партнеров по СНГ и ЕЭП. И российский президент в Астане ее получил: в то время как мировое сообщество призывает Владимира Путина не отступать от демократических принципов, лидеры стран еэповской «четверки» безоговорочно поддержали своего коллегу. Что, собственно, неудивительно, если вспомнить об авторитарных наклонностях Лукашенко, Назарбаева, Кучмы и о созданной ими вертикали власти в собственных странах.

Во-вторых, Москва вновь подняла вопрос о реформировании ОБСЕ. Однако здесь россияне получили вовсе не тот результат, на который рассчитывали: под давлением украинской делегации первоначальный вариант «Обращения государств – участников СНГ к странам ОБСЕ» был кардинально переработан в «Обращение государств – участников СНГ к партнерам по ОБСЕ».

По своему содержанию этот документ, принятый восьмью странами на заседании министров иностранных дел государств Содружества, куда мягче по тону, чем первоначальный вариант (особенно в тех положениях, которые касаются военно-политического аспекта деятельности объединения и полевых миссий ОБСЕ), и содержит предложения по реформированию евро-атлантической организации. Кстати, украинская сторона, единственная из восьми подписавшихся, сделала дополнительное заявление. По мнению Киева, безусловным приоритетом в деятельности ОБСЕ должно быть урегулирование «замороженных» конфликтов на территории стран бывшего СССР. Несмотря на неудовлетворение новым содержанием Обращения, россияне его все же одобрили, поскольку для них было важно как принятие самого документа, так и наличие среди подписантов украинцев.

И наконец, в-третьих, на форуме в Астане тема антитеррористической борьбы и укрепления безопасности на пространстве СНГ активно эксплуатировалась российской дипломатией для усиления влияния России на постсоветские страны и укрепления интеграционных связей в рамках Содружества. Однако и здесь результаты далеко неоднозначны для Кремля. Возможно, еще и потому, что достижение этой цели требует немного больше времени. Хотя фраза Леонида Кучмы о том, что «мы (ЕЭП. — В.К.) можем также стать центром притяжения, как и Евросоюз, но нам для этого нужно время», не могла не порадовать инициаторов создания «четверки».

На своем заседании президенты стран — участниц Содружества одобрили ряд документов, относящихся к противодействию угрозам безопасности и стабильности на постсоветском пространстве: концепцию сотрудничества в противодействии незаконной миграции, межгосударственную программу совместных мер по борьбе с преступностью на 2005—2007 годы, программу сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков до 2007 года. Что же касается мер по борьбе с терроризмом, то президенты приняли заявление, в котором выражается полная солидарность с Россией в ее борьбе, а также договорились активизировать деятельность Антитеррористического центра и ускорить подготовку Концепции сотрудничества стран СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Однако, если судить по выступлениям на заседании и пресс-конференции, главы государств не намерены ограничиваться только этим. Акцент будет сделан на применении превентивных средств устранения источников терроризма. И в этой связи российскую делегацию не могло не порадовать заявление Ислама Каримова, поддержавшего идею нанесения превентивных ударов по террористическим базам, даже если они находятся в других странах.

С другой стороны, остается открытым вопрос, каким образом в рамках СНГ страны будут координировать усилия в борьбе с терроризмом. Некоторые из прозвучавших пропозиций для Украины явно неприемлемы. Например, чего стоит инициатива Нурсултана Назарбаева, предложившего кардинально реформировать структуры СНГ. Прежде всего касающиеся сфер глобальной и региональной безопасности.

Нурсултан Абишевич, например, рекомендует создать Совет безопасности СНГ, в который войдут министры иностранных дел, обороны, руководители пограничных служб, правоохранительных органов, и «возложить функции исполнительных органов на Антитеррористический центр исполнительного комитета СНГ». Сохранив при этом Совет министров иностранных дел, который будет руководить работой новосозданного органа: «Совет безопасности должны возглавить министры иностранных дел на ротационной основе. Он будет работать под непосредственным руководством Совета глав государств. Надо обеспечить его необходимой информацией для принятия решений по вопросам дипломатического, военного характера, носящим стратегический характер, в первую очередь по борьбе с международным терроризмом». Соответствующие изменения Назарбаев предложил внести и в экономический блок Содружества: «Что касается экономики, то вспомогательным органом мог бы стать совет глав правительств, которому подчиняется экономический совет». Он также советует «упразднить экономический суд как ненужную организацию».

В украинском МИДе пока не готовы комментировать предложения, озвученные казахским лидером. Однако трудно не заметить, что инициатива Назарбаева в случае ее реализации серьезно сместит акцент в деятельности СНГ в сторону военно-политического сектора. А это не соответствует неоднократно повторяющемуся тезису, что «приоритетным направлением деятельности в рамках Содружества является экономическое сотрудничество». К тому же, если будет создан Совет безопасности СНГ, то по всем своим признакам он явится наднациональным органом. А участие в подобных структурах противоречит Конституции Украины, поскольку ограничивает ее суверенитет. Кстати, именно по этой причине в Киеве принципиально выступают и против создания Совета руководителей советов национальной безопасности государств – участников Содружества.

Как можно судить, инициативы Назарбаева не прошли. Впрочем, есть все основания утверждать, что к ним еще вернутся.

В свою очередь, довольно интересны предложения, выдвинутые Киевом. По мнению Леонида Кучмы, поскольку именно «грязные» деньги питают терроризм, необходимо повышать уровень координации совместной деятельности по борьбе с финансированием терроризма не только в рамках ФАТФ. «Речь может идти о развитии таких форм сотрудничества в рамках СНГ, как: обмен информацией с целью выявления, препятствования и пресечения финансовых операций, связанных с «отмыванием денег» и финансированием терроризма; гармонизация законодательной базы в наших странах в соответствии с рекомендациями ФАТФ; осуществление соответствующих скоординированных мероприятий в рамках национальных законодательств, в частности взаимодействие между подразделениями финансовых разведок наших стран».

Во всяком случае, эти меры действительно позволят вести эффективную борьбу с террористическими структурами, в то время как нанесение ракетных ударов — хорошее средство лишь для поднятия пошатнувшегося политического рейтинга.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ