Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Русины Молдавии

Сергей Суляк, председатель общественной организации «Русь», г. Кишинев

Этноним «русин» сегодня звучит, пожалуй, столь же архаично, как и имена давно исчезнувших этрусков и галлов. В начале XX в. численность  русинов составляла  4,5 млн. человек. Они проживали на территории Австро-Венгерской и Российской империй. К сожалению, после 1917 г. все разработки по истории русинов были прекращены. В СССР признание самобытности русинов осложнило бы процесс построения украинской социалистической нации. Восточноевропейские ученые, как и их советские коллеги, не могли преодолеть идеологические «табу» и старались русинскую проблематику в своих трудах не поднимать. Румыния с самого начала своего создания игнорировала национальные меньшинства, взяв курс на их ассимиляцию. Польша в 1947 г. «решила» русинскую проблему, депортировав в ходе операции “Висла” 120 тыс. русинов-лемков в Западную Силезию.

Но, несмотря на  это, русинский этнос сумел сохраниться.  В настоящее время русинами и их потомками считают себя около 2 млн. человек, проживающие в Закарпатье, Словакии, Венгрии, Румынии, Сербии, США, Канаде и других странах.

История русинов насчитывает более 1500 лет. Она  восходит к временам скифов и сарматов, которые оставили значительные следы в культуре восточных славян. Основные территории расселения русинов входили в зону первичного славянского этногенеза. В IX - X вв. предки русинов - уличи, тиверцы и белые хорваты - вместе с другими восточнославянскими племенами вошли в состав Древнерусского государства и приняли участие в формировании древнерусской народности. 

Набеги печенегов и половцев, а затем монголо-татарское нашествие вызвали отток населения лесостепного Поднестровья  в Карпаты. В результате в XI - XII вв. численность древнерусского населения в данном регионе резко возросла. В миграциях этого периода приняли участие потомки не только уличей, тиверцев и хорватов, но и других древнерусских племен. В середине XIII в., когда Северное Причерноморье оказалось под контролем татар, часть населенной русскими территории Карпато-Днестровских земель была включена в состав католических стран - Венгерского и Польского королевств.

Во второй половине XIV и в начале XV вв. территория наиболее плотного расселения предков русинов становится ареной войн за так называемое галицкое наследство, в которых приняли участие Венгрия, Польша и Великое княжество Литовское и Русское. Последнее во второй половине XIV в. расширило свои пределы до Черного моря, вытеснив татар из Пруто-Днестровских земель.

К середине XIV в. усиливается  «волошская колонизация» восточных склонов Карпат. В 1359 г. волохи вместе с русинами образуют православное Молдавское княжество. Это позволило русскому населению Карпато-Днестровских земель избежать полонизации и религиозных притеснений. Старинная молдавская легенда, о том, как пастухи из Марамуреша (Трансильвании, которая в то время называлась Семиградская Русь и в ней, наряду с волохами проживало значительное количество древнерусского населения) во время охоты встретили в этих краях пасечника русина Яцко отражает этническую ситуацию в регионе. В Новгородской и Воскресенской летописях перечислены русские города конца XIV - начала XV в., в том числе расположенные в Карпато-Дунайских землях, вошедших к этому времени в состав Молдавского княжества: "А се имена всем градом рускым, далним и ближним:  На Дунаи: Видычев град, о седми стенах каменных; Мдин. И об ону страну Дунаа: Тернов, ту лежит святаа Пятница. А по Дунаю: Дрествин, Дичин, Килиа. А на усть Дунаа: Новое село, Аколякра. На море: Карна, Каварна. А на сеи стороне Дунаа, на усть Днестра над морем: Белгород, Черн, Яськыи торг на Пруте реце, Романов торг, Романов торг на Молдове, Немеч в горах, Корочюнов камен, Сочява, Серет, Баня, Чечюн, Коломыя, Городок на Черемоше. На Днестре Хотен". О том, что волохи под предводительством Богдана или Драгоша "явились на берегах Прута, нашли там еще многих россиян и поселились между ними на реке Молдаве", писал Н. М. Карамзин в своей "Истории государства Российского". "Язык наш, - отметил историк, - до самого XVII века был не только церковным, но и судебным, как то свидетельствуют подлинные грамоты молдавских господарей".

В XIV в. русины составляли около 40% населения Молдавского княжества, русский язык того времени был официальным языком княжества до конца XVII в. На протяжении всей его истории постоянно встречаются упоминания боярских родов русинского происхождения: Яцко, Стецко, Гренько, Ивашко, Величко, Босой… Контакты с русинским населением обусловили формирование у молдаван этнокультурных особенностей, отличающих их от других восточнороманских групп. В основном фонде современного молдавского языка насчитывается свыше 2 тыс. восточнославянских заимствований. Некоторые антропологические черты в физическом облике современных молдаван (жителей Республики Молдова и Румынской Молдовы) имеют четко выраженную восточнославянскую (русскую) направленность.  

Со временем часть русских насельников этих земель приняла участие в формировании молдавской народности и утратила память о своем русском происхождении, русский язык, особенности духовной и материальной культуры. Однако на севере Молдавского княжества, благодаря компактному проживанию и пополнениям за счет миграций из Галицкой Руси, русское население сохранило свою русскую этнокультурную идентичность.

Проживая в контакте с единоверными молдаванами в составе Молдавского княжества, русины обрели специфические черты духовной и материальной культуры, отличающие их от других этнических групп русинов, живших под властью католиков. Благодаря вхождению Пруто-Днестровского междуречья в состав Российской империи в 1812 г. русины Бессарабии в большей степени, чем другие группы русинов, сохранили свою "русскость", т.е. характерные черты русского народа (т.н. русский менталитет).

К началу XX в. русинов насчитывалось в Бессарабии свыше 250 тыс. чел. (более  1/8 населения Бессарабской губернии). Они проживали в основном на севере и северо-востоке Бессарабии. Русские этнографы конца XIX - начала XX в. отмечали  специфические черты этой этнографической группы Бессарабии, отличающие их от малороссов (украинцев), великороссов и молдаван.

Интерес представляет само происхождение этнонима. "Русин" - самоназвание населения Древней Руси, сохранившееся до сих пор. В  тексте  договора  киевского князя Олега с греками (912 г.) сказано: "Аще хто убиетъ крестиянина русин, или христианинъ русина, да умрет,  иде же аще створитъ убииство...". Слово  "русин", обозначающее русских, приводится в договоре 7 раз. В Новгородской летописи упомянута "правда рускаа" (1016 г.), где тоже встречается этноним "русин" применительно к русским людям того времени. Слово  "русин",  производное от слова Русь,  соответствовало нормам русского языка домонгольской эпохи, да и последующих времен. К примеру, литвин, производное от Литва,  обозначало не только литовцев, но и русских жителей Великого княжества Литовского и Русского. Немчин,  т.е.  иноземец немецкого, датского, шведского и т. п., а также вообще западноевропейского происхождения, встречается в русской литературе даже в XVIII веке.

Определение из "Энциклопедического словаря" Брокгауза и Ефрона (Санкт-Петербург, 1899 г.) гласит: "русины, рутены (нем. russinen, rutnenеn) - употребляемое преимущественно поляками и немцами название русского населения австро-венгерских земель, в отличие от русских (русских подданных). Причем название рутены - средневековое латинское название русских, а русины - неправильное образование множественного числа от единственного числа русин. Сами русины зовут себя в ед. числе русин. Во множественном  числе - русскими, веру свою - русскою, свой народ и язык - русскими". В свою очередь русины подразделялись на ряд этнокультурных групп: бойки, лемки, подоляне, гуцулы, покутяне, верховинцы, долиняне и другие.

Этноним "руснак" (первоначально - "русняк") в свою очередь -  производное от слова "русин". Население Карпатской Руси  издавна проживало в соседстве с  поляками. Само слово "руснак" возникло как противопоставление этнониму "поляк". Этноним "руснак" получил наибольшее распространение среди коренного русского населения Молдавии, что подтверждается значительным числом носителей фамилии Руснак - 4696 чел.

Русины являются частью древнерусского этноса, который сохранился в Карпатах благодаря относительно изолированности от внешнего мира.  Русины смогли сберечь многие старинные обычаи, свой особый говор, в основе которого лежит древнерусский язык.

Из древнерусской народности впоследствии вышли три восточнославянских народа: русские, украинцы и белорусы. Поднимать сегодня вопрос о принадлежности всех русинов и их потомков к одному из трех образованных позднее этносов представляется спорным. Долгое проживание в составе других государств, конфессиональные отличия привели к возникновению различий у частей этого ранее единого этноса. К примеру, русины Словакии, Воеводины (Сербия), Румынии, Венгрии  и Польши, никогда не проживавшие в составе России, СССР, Украины, могут считаться отдельным этносом, четвертым восточнославянским народом. Русины Словакии и Воеводины официально признаны нацменьшинствами в своих странах,  располагают собственным литературным  языком. 13 районов Венгрии, населенных преимущественно русинами, имеют самоуправление. В то же время большая часть галицкой интеллигенции вошла составным компонентом, причем весьма активным, в состав украинской нации.

В ХХ веке русинов целенаправленно унифицировали, принуждая  к выбору идентичности одной из официально признанных наций. Сегодня потомки русинов, проживающие в Молдавии, предпочитают публично не заявлять о своей принадлежности к русинскому этносу и отдают предпочтение не этнической, а государственной идентичности, официально именуя себя украинцами, молдаванами, румынами. Но немалая часть руснаков хранит традиционное русское национальное самосознание, свой особый, отличный от литературного, русский язык и православную веру. Новое поколение руснаков вправе решать вопрос о своей этнической самоидентификации в условиях подлинной свободы, со знанием подлинной истории своего Отечества и своего народа.   

Прямым преемником Древнерусской государственности является Московская, в пределах которой сформировались одна из русских народностей - великороссы. Правопреемницей Московской Руси, Российской империи и Советского Союза является Российская Федерация. Поэтому русины Молдавии, сохранившие свою русскость, по праву могут считаться одной из этнокультурных групп русского народа. В наше время российской научной общественностью поднимается вопрос о принадлежности русинов к русскому народу. В статье "Русские: Историко-этнографические группы. Этнонимы", помещенной в энциклопедии  "Народы России" (Москва, 1994), коренное население Карпатской Руси причислено к русскому народу.

В Республике Молдова сегодня создана и начала функционировать Республиканская общественная организация “Русь”. Ее цель – культурное возрождение коренного русского (русинского) населения Молдавии.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ