Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Конец политики выборочного диалога

Радио «Маяк». 7 октября 2004 г.

Владимир Аверин, ведущий программы

Палата представителей Конгресса США на днях приняла "Акт о демократии в Белоруссии". О том, как этот акт может отразиться на внутриполитической ситуации в Белоруссии, на ее отношениях с соседями в Европе и СНГ, мы говорим с нашими экспертами. Александр Владимирович Фадеев - заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ, Алексей Демосфенович Богатуров - директор Научно-образовательного форума по международным отношениям.

- Насколько "Акт о демократии", в котором помимо всего прочего говорится о санкциях против Белоруссии, может повлиять на Белоруссию, на то, что в ней и с ней сейчас происходит?

ФАДЕЕВ: Ну, пока что это не документ прямого действия, это законопроект, который требует еще процедуры прохождения, требует одобрения сената, обязательно должен подписать этот законопроект президент Соединенных Штатов. Но, по крайней мере, намерение, единогласно выраженное палатой представителей Конгресса США, ясно. Тот законопроект, который пролежал почти полтора года, наконец поднят, реанимирован, он одобрен нижней палатой Конгресса США, парламента США, и поэтому, конечно, внимание общественности мировой, которое он привлек, понятно.

Что касается санкций, которые предусмотрены законопроектом, то они тоже не прямого действия, они связаны с действиями белорусских властей, и прежде всего главы белорусского государства Александра Лукашенко, поскольку там предусматривается, что если эти требования (их пять в этом законопроекте) президентская администрация Белоруссии и сам глава государства Александр Лукашенко будут выполнять, то эти санкции проводиться в жизнь не будут. В то же время, насколько по своему потенциалу значительны эти санкции, сказать как раз нельзя, поскольку взаимосвязь Соединенных Штатов Америки и Белоруссии во внешней торговле, по другим линиям отношений минимизирована. С точки зрения, например, инвестиций в экономику Белоруссии США занимают одно из последних мест. За последние два года они ушли вместе с Соединенным королевством из инвестиционного поля Белоруссии. Инвестиции и так невелики, приблизительно 120 миллионов в год, и только два процента принадлежит Соединенным Штатам Америки.

Другое дело, что в законопроекте содержится настоятельная рекомендация международным финансовым организациям не предоставлять кредиты, финансовую помощь Белоруссии. Дело в том, что в Белоруссии есть международный институт - это Всемирный банк, который значительные суммы вкладывает в Беларусь, в том числе и на безвозвратной основе. И, конечно, если к этой рекомендации Всемирный банк прислушается (а что он прислушается, у меня сомнений нет), то это окажет влияние на финансирование Белоруссии извне, по крайней мере по линии Всемирного банка.

- 8 октября Венецианская комиссия ПАСЕ рассмотрит вопрос о соответствии международным правовым нормам референдума о продлении президентских полномочий Александра Лукашенко. Может быть, как раз эта угроза, что Европа выскажется в том же духе, что и палата представителей Конгресса США, гораздо более серьезна для Белоруссии?

БОГАТУРОВ: Мне кажется, что надо вообще разделять эти вопросы. Одно дело, насколько устойчив режим Александра Григорьевича Лукашенко в отношении внешних давлений, и другой вопрос, насколько едино международное сообщество в отношении необходимости оказывать на него какое-то более или менее разумное давление.

Что касается санкций и что касается предстоящего принятия резолюции в Европе по поводу ситуации в Белоруссии, то ничего нового ведь в этом нет. Подобные резолюции обсуждались, принимались, раздражали белорусское руководство, раздражали многих других людей, но ничего нового в ситуацию они не вносили и не вносят. Белоруссия фактически находится в ситуации международной изоляции, при этом руководство Белоруссии к этой ситуации давным-давно адаптировалось, и несмотря на то, что российское руководство не разделяет подходов Белоруссии к международным отношениям, Россия, судя по всему, тоже имеет ограниченные возможности воздействовать на Александра Григорьевича, поэтому я принципиальной новизны в этой ситуации не вижу. То есть еще раз будет подтверждено, что то, что делает руководитель Белоруссии, неправильно и не позволит Белоруссии в ближайшие годы вступить в более тесные контакты с международным окружением, получить более широкий доступ к международным заемным средствам (если она в самом деле к этому стремится).

Но ведь вся проблема в том, что санкции работают против меня только в том случае, если я на самом деле стремлюсь с вами дружить. А если мне все равно, существуете вы или нет, то ведь вы любые санкции принимайте - до тех пор, пока вы на меня не напали, как американцы с британцами напали на Ирак, ничего ваши санкции со мной, по сути, сделать не могут. И это ситуация Лукашенко. Мы ему говорим: вы ведете себя неразумно, недостаточно правильно. А он говорит: а меня народ поддерживает. Это достаточно интересная ситуация.

- И помощь финансовых институтов европейских, американских, международных ему не сильно и нужна?

ФАДЕЕВ: Ну, поскольку инвестиции, как я сказал, в белорусскую экономику крайне малы, то да, с этой точки зрения такого уж явного ущерба для экономических, финансовых интересов государства нет. С другой стороны, я бы не согласился с собеседником в том, что Беларусь была в международной изоляции, поскольку тут американская администрация, по крайней мере, выборочно действовала, это называлось политикой выборочного диалога с Белоруссией, это не означало международную изоляцию. Но как раз этот акт, этот законопроект, если он пройдет все инстанции и будет принят, он будет означать, что политика вот такого выборочного диалога, когда по каким-то вопросам президентская администрация прямо или косвенно могла выходить на руководство Республики Белоруссии, решать какие-то проблемы международные, пытаться давить на него либо наоборот, - политика кнута и пряника, больше кнута, чем пряника, но тем не менее пряник тоже присутствовал в виде огромной гуманитарной помощи, особенно в 1996 году, когда 250 миллионов было безвозмездно США предоставлено Белоруссии, - вот эта политика выборочного диалога закончится. Вот с этого момента можно говорить о том, что реально наступает первый этап международной изоляции. Формально ее не было до этого момента.

- Немаловажный, может быть, самый важный аспект - это то, как может отразиться заявление палаты представителей Конгресса на результатах голосования, которое должно состояться 17 октября (одновременно пройдут парламентские выборы и референдум о продлении срока полномочий). Причем в комментариях к этому акту неоднократно подчеркивается, что если недемократично будет проведен референдум, то Запад точно не признает его результатов. Но ведь получается, что речь идет уже не столько о демократичности или недемократичности процедуры, сколько о результате: если Лукашенко получает поддержку, значит, недемократично, если не получает - значит, демократично. Вот такое давление на избирателя может повлиять на результаты выборов?

БОГАТУРОВ: Была такая знаменитая русская деятельница культуры, ученая дама, светская дама Зинаида Гиппиус. Вот она замечательно сказала сто лет назад: "Все диктаторы более или менее совершенны, это предопределено". И фактор личной притягательности Лукашенко, сколько бы мы ни ухмылялись, ни улыбались, ни иронизировали по его поводу, он работает. Поэтому для меня на самом деле интрига заключается в том, как на самом деле белорусы сами к этому отнесутся, как они все-таки проголосуют? Но я уверен, что меньше всего они будут думать о международной реакции, точно так же, как меньше всего о международной реакции думают американские избиратели в Техасе, когда выбирают своего президента. Если они посчитают, что этот человек лучше, чем все другие, а непохоже, чтобы у Лукашенко были сильные конкуренты, то люди могут проголосовать за него еще раз.

Кроме того, месяца не прошло, как Александр Григорьевич встречался с нашим президентом и с президентами других стран СНГ. И о чем они договорились? Мы как-то стыдливо об этом умалчиваем. Да ведь договорились о том, что и российское руководство, и руководители других стран СНГ фактически дают ему карт-бланш, который он из них выбил. Они сказали: да, можно проводить референдум об избрании президентом третий раз. Все же знали, что это не соответствует демократическим нормам и встретит осуждение на Западе, но ведь это уже в кармане у Лукашенко, он ведет себя достаточно смело и уверенно.

- Я думаю, что избирателю, в общем, все равно: дали Лукашенко карт-бланш президенты СНГ или не дали. Но я ставлю себя на место белорусского избирателя: у меня еще нет сформировавшегося мнения, и вдруг мне со стороны говорят: не смей голосовать за него. Ах так, тогда я пойду и проголосую назло врагам! Может быть такое в Белоруссии? Александр Владимирович, вы лучше других знаете ситуацию в этой стране.

ФАДЕЕВ: На мой взгляд, Александр Григорьевич точно просчитал ситуацию, и для него главное сейчас не сколько проголосует за него, потому что, сколько бы ни пришло людей на избирательные участки (я имею в виду референдум), по разным регионам там вилка небольшая, от 65 до 70 процентов из пришедших будут голосовать за то, чтобы разрешить ему участвовать в выборах летом 2006 года. Они определились. Но для него сейчас главная задача, чтобы эти люди, эти избиратели, электорат пришел на участки. Дело в том, что, если он от общего числа зарегистрированных избирателей должен набрать 50 плюс один, а их там порядка семи миллионов, нужно, чтобы пришло по крайней мере больше четырех, а лучше пяти или шести миллионов, тогда фальсификации могут быть минимизированы. Фальсификации потенциально могут быть в Белоруссии, я имею в виду итоги референдума, но они будут минимизированы. То есть важно, чтобы народ пришел.

Что касается "Акта о демократии" и того, что его обнародовали накануне этого важного события - выборов и референдума, то на белорусских избирателей он окажет воздействие незначительное и будет означать повышение рейтинга Лукашенко. Такое уже было в истории независимой Белоруссии и было по отношению к Лукашенко, и известно, что приблизительно на 4-5% повышается его рейтинг в момент каких-то внешних акций, направленных лично против него. Я думаю, что такое повышение, оно невелико, незначительно, но оно будет иметь место, то есть он получит плюс, а не наоборот, то есть этот "Акт о демократии в Белоруссии" не достигнет той цели, на которую, вероятно, рассчитывали его авторы. В данном случае он не работает.

- Россия как ближайший союзник Белоруссии должна каким-то образом реагировать, высказывать свое мнение, оказывать явную поддержку Лукашенко в этой ситуации, протестовать против позиции палаты представителей Конгресса, или достаточно ограничиться сегодняшним заявлением официального представителя МИДа, который выступил и очень осторожно сказал, что Россия за то, чтобы Белоруссия со всеми странами развивала отношения, и экономические санкции неприменимы?

ФАДЕЕВ: Дело в том, что как раз в этом законопроекте содержится прямой призыв к России оказать влияние на Беларусь с тем, чтобы она следовала демократическим принципам, это буквально строчка из этого "Акта о демократии". Как отнесется Россия к этому призыву? Если при предшественнике Владимира Путина Беларусь критиковалась за то, что у нее есть нарушения демократии, что она нарушает права человека, апофеоз был, когда задержали тележурналистов российских в Белоруссии, и Ельцин говорил: это молодой, неопытный политик, надо его поправить, надо его наставить на демократический путь, то при Владимире Путине наблюдается тенденция не критиковать белорусское руководство за нарушение прав человека, за отход от принципов демократии. Поэтому я думаю, что призыв, содержащийся в этом документе, вряд ли изменит эту позицию.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ