Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Право на свободу выбора места жительства

В.Михайлов

Как явствует из неоднократных обращений российских соотечественников - мигрантов в Институт диаспоры и интеграции, а так же в правозащитные организации, до сих пор существует порочная практика, когда при  регистрации в муниципальном жилье, паспортные службы жилищно-эксплуатационных организаций и органов внутренних дел направляют материалы на рассмотрение комиссий по жилищным вопросам (либо жилищных отделов) при главах муниципальных образований.

Эти действия паспортных служб носят незаконный характер.

В силу ст. 4 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.93 г., п. 2 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.95 г. № 713, п. 1.3. «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области», утвержденных постановлением Правительства Москвы и Правительства Московской области от 30.03.99 г. № 241-28, создаваемые жилищные комиссии и отделы, органами регистрационного учета не являются, в связи с этим, они не вправе рассматривать материалы по регистрации граждан и принимать по ним решения.

Аналогичная позиция изложена в постановлениях Конституционного Суда РФ от 04.04.96 г. № 12-П, от 02.02.98 г. № 4-П и др.

Однако, в нарушение перечисленных правовых актов, жилищные органы администраций районов и городов, например Московской области, рассматривают вопросы регистрации граждан и принимают по ним решения.

 Вызывает удивление не только формулировки отказа, но и само рассмотрение   должностными лицами материалов о регистрации.

Повторимся. Жилищные отделы городских Администраций не являются органами регистрационного учета!

 Законодательство не только не предусматривает какой-либо необходимой для регистрации нормы площади, но и прямо запрещает увязывать регистрацию с размером жилья (постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.98 г. № 4-П и др.), поскольку это не соответствует уведомительному характеру регистрации и является вмешательством в жилищные, гражданские, семейные и иные правоотношения граждан.

Ссылки работников паспортно - визовых служб  на ст. 679 ГК РФ, определяющую порядок вселения граждан в муниципальное жилье, с согласия в том числе и наймодателя, несостоятельны, так как она регулирует жилищные правоотношения (вопросы вселения), а не административные, к которым относится регистрация.

Поскольку обязанность зарегистрироваться возложена на каждого гражданина Законом (ст.ст. 1, 3 Закона РФ «О праве граждан… на свободу передвижения…»), то ни одно должностное лицо не вправе освободить его от этой обязанности, воспрепятствовав в регистрации. Соответственно, предоставление при регистрации гражданином двух необходимых документов во всех случаях порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность оформить регистрацию в установленный законом срок (абз. 3 п. 4 постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.98 г. № 4-П).

Давно пора соответствующим областным ведомствам, где имеются подобные нарушения, направить всем паспортным подразделениям жилищно-эксплуатационных организаций и органов внутренних  дел указания о недопустимости передачи материалов регистрирующихся граждан на рассмотрение комиссий по жилищным вопросам и жилищных отделов администраций муниципальных образований.

В публикации использованы материалы правозащитной организации «Восход».

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ