Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Демарш конгресса США

Александр Фадеев

В первой половине октября, накануне выборов в нижнюю палату Национального собрания РБ и республиканского референдума, Палата представителей конгресса США, а затем и Сенат одобрили законопроект «Акт о демократии в Белоруссии». Согласно этому документу международным финансовым организациям настоятельно рекомендуется временно приостановить все виды операций в Белоруссии, а правительство США должно отказаться от предоставления белорусским властям займов, кредитных гарантий и любых форм финансовой помощи, вводится также запрет на поставку в республику некоторых видов товаров и технологического оборудования. Ограничения вводятся до выполнения пяти сформулированных в законе требований: освободить заключенных за политические и религиозные убеждения, отозвать обвинения на основе политического подхода против оппозиционеров и журналистов, предоставить полное объяснение исчезновения оппозиционных функционеров и журналистов, прекратить запугивание и репрессии против политической оппозиции, независимых СМИ, профсоюзов, неправительственных и религиозных организаций, провести свободные и честные президентские и парламентские выборы. Поскольку законопроект не определяет прямо продолжительность периода, на который вводятся потенциальные санкции, но содержит упоминание о президентских выборах в Белоруссии, то можно предположить, что речь идет о попытке ввести ограничения на весь срок, оставшийся до выборов главы белорусского государства, т.е. до лета 2006 г.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко был, как представляется, застигнут врасплох известием из Вашингтона и явно раздосадован содержащимся в законопроекте  требованием обнародовать его личные доходы. Он охарактеризовал «Акт о демократии в Белоруссии» фактором глупого давления, задуманного конгрессменами, которые «отупели и опупели, и не знают, что делать». Министерство иностранных дел республики акцентировало внимание общественности на том, что законопроект является попыткой вмешательства во внутренние дела суверенного государства, направлен на оказание Соединенными Штатами политического давления в преддверии выборов и референдума 17 октября с.г. и был принят в большой спешке. С первым утверждением внешнеполитического ведомства нельзя не согласиться, хотя бы исходя из того, что «Акт» предусматривает выделение из бюджета США в течение двух лет 40 миллионов долларов на поддержку белорусских оппозиционных партий и неправительственных организаций, а это – прямое и неприкрытое вмешательство во внутренние дела Белоруссии. Однако многое в заявлении МИДа Белоруссии выглядит довольно странным. Дело в том, что законопроект «Акт о демократии в Белоруссии» был внесен в конгресс США сенатором Б.Н.Кэмбелом и членом Палаты представителей К.Смитом еще 1,5 года назад, о нем много писали в прессе, его содержание было предметом рассмотрения в эфире многих электронных СМИ.  Первый же вариант данного законопроекта увидел свет вообще в 2001 году, более того, с 1997 года администрация США уже имела детальный план мероприятий по оказанию финансово-экономического давления на Белоруссию. Поэтому пассаж из заявления МИД РБ о том, что «Акт» якобы срочно протолкнули через Палату представителей конгресса США, вызывает недоумение.

Кроме того, вполне очевидно, что санкции, предусмотренные в американском законопроекте, не ставят задачи решительно повлиять на результаты парламентских выборов и референдума 17.10.2004 (для этого время было давно и окончательно упущено). Их цель другая – обеспечение приемлемого для США результата выборов белорусского президента в 2006 году. Даже беглый анализ «Акта о демократии в Белоруссии» свидетельствует о стремлении конгрессменов задействовать арсенал жестких мер, призванный в течение двух ближайших лет последовательно создать необходимые условия для прихода к власти в республике представителя ориентированной на США политической оппозиции. К тому же в законопроекте содержится ряд требований к властям Белоруссии, который опережает события, рассчитан на прогнозируемое развитие политической ситуации в республике (ужесточение репрессий против религиозных организаций, лишение свободы за политические или религиозные убеждения).

В целом же, белорусское общество на демарш конгресса США реагировало довольно вяло. Среди экспертного сообщества Белоруссии мнения по поводу принятого конгрессом «Акта» разошлись. Многие белорусские аналитики склоняются к тому, что появление подобных законов в США, повышенное внимание ПАСЕ к республике стали возможными из-за позиции Кремля, который якобы начинает «сдавать» союзную Белоруссию. В американском законопроекте, напомним, помимо прочего есть и призыв к правительству России использовать свое влияние, чтобы поддержать демократическое развитие Белоруссии. Это также, по мнению отдельных белорусских политиков, косвенно подтверждает «предательство» руководства России по отношению к Белоруссии и вызывает опасения.

Смоленская площадь отмежевалась от попыток введения экономической блокады Белоруссии, назвав метод санкций неприемлемым во взаимоотношениях с этой страной. Что касается конгресса США, то его внешнеполитическая линия Кремля в данном вопросе, как надо думать, волновала меньше всего. Почти сто лет государственно-политические руководители Соединенных Штатов позиционирует себя как не только элиту мировой державы, но и как правящий класс, ответственный за распространение и защиту демократических идеалов и свобод во всем мире. Американский опыт демократии был провозглашен вершиной развития мировой цивилизации. С легкой руки видного общественного деятеля США Г.Кроули, изложившего в начале прошлого века видение задач американской элиты в своей книге “The Promise of American Life”, политики этой страны стали считать распространение по всему миру американских стандартов демократии (как самых лучших и уникальных) главной миссией Америки. При этом они, заметим, меньше всего озабочены тем, в какой мере мощь США, включая военный потенциал, при силовом приведении всего остального мира к американским стандартам пойдет во благо или во зло другим народам и государствам.

Конгресс США по отношению к Белоруссии действует в духе имперской идеологии мирового лидерства, представляя себя как бы планетарным законодательным органом, наследником римского сената. С этой точки зрения «Акт о демократии в Белоруссии» представляет собой типичный “senatus consultum ultimum”. Вот только кто возьмется определить какой ущерб может потерпеть американское государство от референдума, президентских выборов в маленькой, не обладающей ядерным и иным оружием массового уничтожения Белоруссии, не представляющей собой страну-конкурента США и отделенной от этого государства Атлантическим океаном, громадным, на многие и многие тысячи километров пространством?

Пока в торгово-экономических отношениях США и РБ все осталось без изменений: сохраняется режим наибольшего благоприятствования для товаров, экспортируемых из Белоруссии. Если же исходить из того, что США все-таки попытаются ввести финансово-экономические санкции против Белоруссии в будущем, то последствия от этого шага для республики будут минимальными. Это объясняется тем, что более половины внешнеторгового оборота Белоруссии сейчас приходится на страны Европейского союза, почти 37% - на Россию, а вот с США у республики минимальный товарооборот – 2,7%. Следует учитывать к тому же, что еще два года назад США и Соединенное Королевство практически перестали инвестировать экономику Белоруссии, еще раньше свернули свою деятельность в республике, заморозив большинство программ, международные финансовые институты (МВФ и др.), за исключением Всемирного банка (ВБ). Внешние прямые инвестиции, объем которых был, например, в прошлом году невелик - 120 млн. долларов – не играют пока заметной  роли в экономическом развитии республики. Сегодня лидером на инвестиционном поле Белоруссии выступает Швейцария. Что касается порядка 400 белорусских предприятий с участием американского капитала, то на них санкции не отразятся, поскольку их инвестирование идет преимущественно через структуры, зарегистрированные на Виргинских островах (С.К.).

Помимо прочего, «Акт» направлен преимущественно на блокирование внешнего финансирования президентской администрации иправительства республики, но в нем нет запрета на финансирование и кредитование белорусских субъектов хозяйствования, на предоставление т.н. гуманитарной помощи… Так что Соединенным Штатам «задушить» Белоруссию путем организации частичной финансовой и торговой блокады, оказать на нее давление и добиться политического результата не удастся. Вместе с тем, последняя акция конгресса США является побудительным сигналом к переводу отношений этой державы с Белоруссией на еще более низкий уровень и означает окончательный отказ от политики «выборочного диалога», которая осуществлялась госдепом с февраля 1997 г.

Напомним, что до конца зимы 1997 г. внешнеполитическое ведомство США всячески демонстрировало, что развитие отношений с Минском идет по восходящей линии. Причем, цинизм американской внешней политики просто потрясает. Немногие белорусы, например, знают, что, несмотря на национальный референдум по изменению конституции РБ, который затеял президент Александр Лукашенко в 1996 г. с целью продлить и расширить свои полномочия, правительство Соединенных Штатов предоставило республике экономическую, техническую и продовольственную помощь на 500 миллионов долларов. В том же 1996 г. еще почти 80 миллионов долларов США выделили Белоруссии дополнительно в рамках программы Нанна-Лугара, а по линии ЕБРР американские вливания в республиканскую экономику составили 170 миллионов долларов. В год референдума 1996 года США открыли в Минске представительство американской Торговой палаты, широко развернула свою деятельность американо-белорусская Комиссия по предпринимательству, целью которой было содействие деловой активности США на территории Белоруссии. Тогда же посол США в странах СНГ Д.Коллинз разработал в Минске совместно с правительством республики план мероприятий по радикальному улучшению экономического сотрудничества двух стран.

Как видим, вся эта политика американской администрации в год референдума 1996 года резко отличается от сегодняшнего демарша конгресса США по отношению к Белоруссии накануне референдума 2004-го. На первый взгляд это совсем не логично. Ведь к 1996 г. в США уже сложилось мнение о белорусском президенте Александре Лукашенко как авторитарном руководителе государства, капризном и посредственном политическом актере. Более того, все чаще раздавались голоса официальных представителей правительства Соединенных Штатов, которые указывали на распространение в Белоруссии диктатуры Лукашенко. К тому же белорусские силы ПВО осенью 1995 г. сбили воздушный шар с американскими путешественниками, экипаж которого в результате этого погиб. Тогда в чем  причина таких странных предпочтений американской внешней политики?  Она довольно проста – Соединенные Штаты в 1996 г. были озабочены вовсе не развитием демократических процессов в Белоруссии и соблюдением там прав человека, а тем, чтобы ядерное оружие, оставшееся на территории республики после распада СССР, было выведено в Россию. Поэтому все внимание американского правительства было сосредоточено на досрочном выводе оставшихся к 1996 году на территории Белоруссии 7 межконтинентальных ракет с ядерными БЧ  «СС-25».

Вообще на вывод 81 МБР «СС-25» из Белоруссии американское правительство выделило Минску 63 миллиона долларов США и еще 8 млн. долларов на демонтаж стартовых установок МБР. Помимо этого, упоминавшаяся выше значительная финансовая и экономическая помощь США республике должна была побудить белорусское политическое руководство быстрее выводить ядерные ракеты со своей территории. Кроме того, и это – главное, шел политический торг, в результате которого американская сторона, как представляется, взяла на себя обязательство не препятствовать никак проведению республиканского референдума в ноябре 1996 г., а Минск обещал сразу после референдума вывести оставшуюся базу межконтинентальных ядерных ракет со своей территории. Между тем, договор между Россией и Белоруссией, подписанный к тому времени, не предусматривал передислокацию МБР «СС-25» на российскую территорию в столь сжатые сроки (графиком на это отводилось семь лет). Тем не менее, в ноябре 1996 г. последняя ракета «СС-25» по железной дороге была отправлена из Белоруссии в Россию, вместе с ракетными комплексами в «чистое поле» были вынуждены выехать и русские офицеры-ракетчики вместе со своими семьями.

После этого для Вашингтона наступил момент с помощью своих спецслужб убедиться в том, что Белоруссия превратилась в безъядерное государство, а затем уже стало возможным дистанцироваться от белорусского режима, потребовав гарантий от Минска в том, что он не будет нарушать права человека и демократические принципы. В феврале 1997 г. недемократический характер белорусского референдума по изменению конституции РБ (спустя почти четыре месяца!) был заклеймен госдепом США. Глава белорусского государства Александр Лукашенко при этом впервые был публично подвергнут правительством США не только резкой, но просто уничижительной критике. Правительственные структуры США в отношениях с Белоруссией теперь главным образом озаботились решением вопроса о недопущении поставок технологического оборудования и технологий из РБ в Иран. Весь предшествующий «Акту» период контакты официальных властей США на политическом уровне с Белоруссией были ограничены и осуществлялись исключительно «соразмерно с целями США». Суть этой политики «выборочного диалога»  по отношению к Минску американский политолог Роберт Легволд (Колумбийский университет) метко выразил формулой: политика «кнута и пряника», когда даже пряники используются в качестве дубинки.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ