Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Бюджет-2005

Белорусская газета, 4 октября 2004

Ярослав Романчук

В 2005г. консолидированный бюджет Беларуси планирует потратить 26,88 трлн. рублей - на 30,4% больше, чем в 2004г., или $1212 на душу населения. Понятно, что одна душа получит доступ к ресурсам в тысячи раз больше, а другая - в два раза меньше (если брать пенсию $50). В начале 90-х для перераспределения денег от бедных к богатым власти использовали инфляцию. Механизмы изменились, но суть осталась. Бюджет стал своеобразной волшебной лампой Аладдина. Только джинн исполняет любые желания номенклатуры и 200-300 госпредприятий и коммерческих структур вертикали, а не малого бизнеса и потребителей. «Забрать налогами и поделить субсидиями» - вот лозунг бюджета на следующий год.

В 2003г. расходы консолидированного бюджета составили 16,8 трлн. ($8,2 млрд.). В этом году они планируются на уровне 20,6 трлн. ($9,5 млрд.). В 2005г., чтобы успешно рапортовать о выполнении заданий второй пятилетки, расходы консолидированного бюджета увеличатся до $12 млрд. Власти никому не хотят доверить хрупкий сосуд ВВП, который нужно донести до цели, несмотря на отток иностранных инвестиций, бегство частного капитала и интенсивную утечку мозгов.

   За последние два года расходы консолидированного бюджета в долларах выросли на 46,3%, в то время как ВВП за этот период увеличился с $17,5 млрд. до $22,1 млрд. (на 26,3%). Доля всех расходов к ВВП за последние три года меняется по странной траектории. В 2003г. они составили 46,1%, в т.г. - по уточненному плану составят 42,3%, а в 2005г. - 45,6%. Логику такой синусоиды понять трудно, особенно если учесть, что в первой половине 2004г. с учетом инновационных фондов расходы достигли почти 50% ВВП.

   Сравним динамику средней зарплаты по стране за этот же период: 2003г. - $123, в 2004г. планируется на уровне $161, а в 2005г. - $208,5. Эти темпы роста заметно превышают темпы роста ВВП и расходов бюджета. Для работников бюджетной сферы к концу 2005г. Минфин обещает зарплату в $220-225. Во взаимосвязи этих показателей нет никакой линейности и строгой пропорциональности. Бюжет-2005 - это бюджет проедания, т.е. текущее потребление зарабатываемых тяжелым потом средств. Производительность труда в нашей экономике явно не поспевает за стремлением увеличивать зарплаты.

   Основной капитал обновляется крайне медленно. Судя по всему, приватизация вновь останется на приколе. Укрепление института частной собственности не входит в планы Совмина и администрации президента. ВВП будут традиционно увеличивать ТЭК, строители, химики и все те структуры, которые обслуживают сельское хозяйство. МВФ, Всемирный банк в один голос с белорусскими независимыми экспертами говорят о крайне негативных последствиях резкого увеличения зарплаты без привязки к увеличению производительности и сокращению издержек. В 2005г. мы будет иметь экономику, в которой очень комфортно будут чувствовать себя те люди, которые традиционно обслуживают бюджетные потоки и являются их непосредственными бенефициарами.

   Структура расходов практически не изменится. Незначительное уменьшение доли многих статей связано с тем, что в него включены инновационные фонды, которых в прошлом году здесь не было. В 2004г. впервые в бюджет был включен Фонд соцзащиты. Теперь дошла очередь и до инновационных. Это почти 900 млрд. рублей. При этом речь не идет об анализе эффективности работы данных структур.

   Тем временем уходит в историю еще один целевой республиканский бюджетный фонд - «Энергосбережение». И вновь ни тебе причин такого решения, ни наказания виновных за структурную ошибку, вылившуюся в бездарное инвестирование сотен миллионов долларов. Кто-то сделал себе состояние - страна в целом приобрела только долги.

Отсутствие аудита бюджетных программ - один из самых больших недостатков белорусской бюджетной политики. Это относится и к традиционно закрытым структурам - Минобороны, МВД, КГБ и т.д. По своему усмотрению будет распоряжаться деньгами от переработки отходов стеклянной и бумажной тары Минторг. Минстат уверенно превращается в коммерческую структуру по продаже информации и сдаче в аренду своих зданий и сооружений. В списке привилегированных на 2005г. нет Минтранса, который получал доход от выдачи разрешений на проезд, зато в будущем году в доход республиканского бюджета не будут включаться средства, «полученные от сдачи в аренду зданий, сооружений и других помещений, находящихся в республиканской собственности». Самым крупным оператором рынка нежилых помещений в Беларуси является управление делами президента: речь идет о нескольких десятках миллионов долларов. Кстати, ГХУ УД президента РБ формирует всего лишь 0,69% бюджета Минска и 0,23% консолидированного.

   За местной властью остались широкие полномочия по регулированию налоговой нагрузки. Они имеют право «изменять сроки уплаты земельного налога, налога на недвижимость, платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов отдельными категориями плательщиков». Они могут не более чем в два раза увеличивать или уменьшать ставки этих налогов, а также давать льготы по уплате физическими лицами подоходного налога.

    Гораздо большие полномочия по предоставлению индивидуальных льгот и выделению бюджетной помощи имеет президент. Согласно ст. 39, Совмин может вносить президенту предложения о господдержке плательщиков индивидуально. Любимчикам может быть изменен срок уплаты налогов, сборов и пени. Если в бюджете на 2004г. были ограничения - до 1% доходной части республиканского бюджета, то в проекте на 2005г. их нет. Президент может решить заплатить часть процентных платежей за пользование кредитом из бюджета, выделить субсидии на капвложения, поддержать общественные организации, что иллюстрирует пример БРСМ (5,3 млрд. рублей).

   Белорусский закон о бюджете - это своеобразный путеводитель для стран ВТО, которые хотят ввести антидемпинговые санкции и другие ограничения в отношении целого ряда белорусских товаров. ОАО «Витебские ковры» планирует получить из бюджета 251 млн. рублей, ОАО «Доломит» - 51 млрд., Барановичское хлопчатобумажное объединение - почти 3 млрд., Новополоцкий завод белково-витаминных концентратов - 1,1 млрд., УП «Белфармация» - 189 млн. Известно, что прямая финансовая помощь предприятиям запрещена ВТО. Если учесть, что белорусские предприятия получают деньги от отраслевых концернов, то под санкции и нетарифные ограничения может попасть около половины белорусского экспорта.

Табель о рангах госструктур четко виден при анализе их бюджетов. Нацсобрание получит в будущем году всего 13,4 млрд. рублей. Это меньше, чем служба безопасности президента (14,2 млрд.). Аппарат Совмина получит 9 млрд., а УД, которое, между прочим, зарабатывает деньги, претендует на 84,9 млрд. бюджетных денег. Администрация президента, секретариат Совбеза и аппарат УД получат больше, чем весь парламент, - 14,4 млрд. рублей. После перечисления практически всех госструктур, организаций и даже коммерческих предприятий в бюджете идет загадочная статья «Прочие министерства и организации», по которой планируется израсходовать 1,34 трлн. рублей (7% расходов госбюджета).

   Среди любопытных статей отметим резервный фонд президента: его размер в 16 раз превышает расходы на парламент - 215,2 млрд. рублей. Самая загадочная статья идет последней: «финансовая помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям» - 131 млрд. А критики еще заявляют, что власти не поддерживают бизнес! Законодателям было бы полезно поинтересоваться, как эти деньги были потрачены в прошлом и какую выгоду от таких инвестиций получил бюджет. Как успели убедиться депутаты ПП НС, задавать коварные вопросы о трате бюджетных денег правительству и главе государства - это подписывать приговор своей политической и деловой карьере.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ