Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Прощай, "оружие" № 4180?

19 октября 2004 г, Украинская правда

Ирина Погорелова

Реформа как "мирное соглашение"

Проект 4180 всплыл в Конституционном суде на пике политического предвыборного напряжения, когда все худшее, что может произойти 31 октября, уже на пороге и пугает участников до ужаса. Если не победа Януковича - то "силовой сценарий", если не "силовой" - это безрезультатность выборов...

Понятно, что на фоне этих ужасов возвращение конституционной реформы должно было бы выглядеть как предложение "мирных переговоров" с последующим заключением "мира" без аннексий и контрибуций.

Так оно, кстати, и выглядело в день обнародования выводов КС после полутайного рассмотрения в самом Суде. Почему-то о начале рассмотрения проекта 4180 пресс-служба КС решила не сообщать, поэтому многие уже надеялись, что именно здесь проект и застрянет. И когда он, наоборот, вынырнул совсем неожиданно - это был однозначный сигнал, что без него власти не обойтись.

Об этом свидетельствовало и отсутствие восторга у самих конституционных судей от этого документа. Особенно от его весьма условной неидентичности предыдущему проекту 4105, которая якобы заключается в замене слова "большинство" на слово "коалиция" и изменении переходных и заключительных положений.

Специфическую роль проекта 4180 довольно прозрачно подчеркнул заместитель председателя АП Базив.

Правда, эта очевидная "миролюбивая" роль проекта 4180 за две недели до выборов и накануне последней пленарной предвыборной недели в парламенте выглядела слишком откровенно. Она доказала, что "условия" для его актуализации создавались искусственно, грязная кампания разворачивалась исключительно как давление на Ющенко и Януковича - и больше ничего.

Отсюда автоматически вытекает, что и последние рейтинги Януковича, и угроза силового сценария, и даже поиск процедуры признания выборов несостоявшимися - не больше чем виртуальная игра на нервах у кандидатов и избирателей. Но главным образом – все-таки кандидатов.

И если "условия" для реформы - не настоящие, то о какой реформе можно говорить? Круг замкнулся.

Кучма - "жертва" рейтингов

Вопрос о конституционной реформе в виде проекта 4180 уже можно было бы списать в архив по ненадобности, если бы не оказалось, что буквально за два дня он сыграл роль непростого теста для некоторых фигурантов избирательного процесса.

Прежде всего - для команды Януковича. Это уже после Кучмы сам премьер заявил, что не видит необходимости спешить с реформой до выборов. Здесь, в отличие от вопросов о языке и двойном гражданстве, у Януковича хватило мозгов подождать, что скажет действующий президент.

Но до Кучмы и Януковича, и даже до Базива, чье мнение о темпах проведения реформы как-то не совпало с мысленным взором гаранта, - телеканал "Интер" успел подать довольно жесткую позицию якобы фракции "Регионы Украины".

Лидер фракции Богатырева убедительно выставила чуть ли не ультиматум всем недоброжелателям проекта 4180 (а их в день объявления выводов КС было подавляющее большинство), что если реформа не пройдет - встанет вопрос об "демонтаже" всех договоренностей, заключенных под нее. В частности по пропорциональному закону о выборах народных депутатов.

Как по мне, этот нешуточный подход "Регионов", подтверждающий кричащую неуверенность в победе Януковича на выборах президента, - абсолютно логичный.

Премьеру, конечно, повезло, что запрет на публикацию рейтингов выпал как раз на тот момент, когда социологи только успели зафиксировать эффект от пенсионной взятки. Но голосование за кандидатов состоится уже на фоне другого "подарка" правительства народу - безудержного роста цен.

При этом сам Янукович, ругая местные власти за отсутствие регулирования цен, практически признал, что административная вертикаль - не его. Ссылки на оппозицию - смешные, так как админресурсом владеет Кучма, или никто. Во всяком случае, как показал опыт, - не Янукович.

В этих условиях ни один российский технолог не даст теперь гарантии кандидату от власти, что левый электорат, сначала покинув ради Януковича Симоненко, теперь не ломанется к Ющенко.

А удастся ли компенсировать украинскими бюллетенями из России потерю собственного электората в восточных областях Украины - большой вопрос.

И даже ожидаемый ныне визит в Украину самого Путина, который, как та золотая рыбка на побегушках у неуемной бабы, должен как бы лично поддержать Януковича, - только добавляет уверенности, что без этих чрезвычайных мер о какой-то победе Януковича не стоит и говорить.

Поэтому абсолютно понятно, что именно команде Януковича, которая знает реальную цену рейтингам своего кандидата, в этих условиях нужны конституционные изменения. И именно эта команда, как никто другой, помнит главные преимущества для себя этого проекта.

Которые, напомним, позволили бы нынешнему правительству сохранить свои полномочия и после избрания нового президента, конечно же - Ющенко. И не только позволили бы, а именно гарантировали его от отставки. Независимо от того, какую "социальную политику" и в пользу каких "спекулянтов" это правительство вело до выборов.

Но здесь появился Кучма и... если применить выражение Базива - затормозил "роды" реформы, которой якобы "беременна" Украина.

А в переводе на интересы Януковича и его команды - прямо запретил единому кандидату даже думать о том, что он может при каких-то обстоятельствах хотя бы пытаться договориться с оппозицией.

Вперед, только вперед, до получения должности президента, - так можно перевести табу Кучмы на попытку провести проект 4180 через парламент до выборов.

Что так сильно повлияло на Кучму? Рейтинги?

Если да, то рейтинги Януковича избавили от головной боли по поводу реформы команду Ющенко...

Янукович - президент в администрации Кучмы?

Я не готова анализировать здесь, какое отношение к медико-лирическим выражениям Базива в Киеве и "тормозным" выражениям Кучмы в то же время в Крыму имеет Медведчук, который как раз находился возле Кучмы.

Но, разумеется, не могу пройти мимо угрозы, которая выплывает из специфических аллюзий клерка АП. Мне показалось, он намекал или на "кесарево сечение", или на летальный исход.

В то же время Кучма опровергал россказни оппозиции о силовом сценарии, в частности, связанном с парадом 28 октября. А также предлагал просто "пережить" сложные времена грязной избирательной кампании. Так, будто не он лично 7 сентября в том же Крыму перед рядами спецназовцев грозился "не допустить" и "не позволить".

Сейчас же он даже обещал наложить вето на поправки к закону о выборах президента об определении победителя по 50%-му барьеру благосклонности граждан. Т.е. доказывал, что уж кто-кто, а он совсем не стремится создавать условия для признания выборов несостоявшимися.

Власть мягка и уступчива, как никогда. Кучме уже не нужно ничего - ни реформы, ни срыва выборов, ни силового сценария? Только Янукович как президент со всем объемом полномочий?

Более того: отказ от реформы, то есть от расширенных полномочий главы правительства, означает, что Кучме просто не имеет смысла переться в премьеры. Это - логично, так как после того, как он покинет пост президента, его и так никто в премьеры не выдвинет. Поэтому есть смысл как бы отказаться самому.

Все это, зная характер гаранта, продолжает настораживать.

Вместе с тем странные "разборки" Кучмы с Медведчуком, если именно его зловещие планы высказаны в выступлении Базива, можно толковать даже так: Кучма, вместо того, чтобы просто уволить уже надоевшего и бесполезного "кризисного менеджера", просто "подсиживает" Медведчука в его нынешней должности, чтобы тот вдруг не остался главой АП при президенте Януковиче.

Вы будете смеяться, но этот стиль вызывает у меня даже такое предположение: а что, если Кучма решил оставить себе настоящее полномочное место в нынешней системе власти - должность главы АП? Тогда, в конце концов, древний анекдот получит верное звучание.

Янукович будет работать президентом в администрации Кучмы.

Можно вынудить его подписать такой указ, в случае избрания, между вторым туром и инаугурацией.

Собственно, Кучма и сам может подписать такой или любые другие указы на период, когда он уже не будет президентом. Ведь подписал он указ о 2005 годе - Год Грузии в Украине!

Никто не против Года Грузии, но сам принцип!

Кроме того, Кучма активно перестраивает СБУ, а сколько других структурно-организационных и кадровых указов он еще может издать для будущего нового президента. И, кстати, с юридической стороны даже не известно, что с ними потом делать. Отменять через КС€

С другой стороны, "отменой" реформы до выборов Кучма не оставил себе иного пути, как "Кучма-3". Так как даже закон о гарантиях больше не рассматривается в ВР...

"Коалиция" не нужна

К удивлению, начало последней перед выборами пленарной недели в ВР показало, что, несмотря на обвинения исключительно в сторону "Нашей Украины" и БЮТ по поводу нежелания проводить реформу, - с Кучмой фактически согласились и большевики, и коммунисты, и даже социалисты. Согласительный совет ВР практически не интересовался этим вопросом.

В частности, Гавриш заявил, что главное - это сохранить проект 4180 на послевыборный период. А спикер Литвин предположил, что после рассмотрения его текста в конституционной комиссии и предстоящем согласительном совете – речь будет идти разве что о попытке голосования между первым и вторым турами выборов.

Но уже сейчас спикер раздумывает над тем, следует ли вернуться к очередному политическому соглашению об одобрении реформы при новом президенте.

Кстати, Литвин уже совсем перестал паникерствовать, и советует не упоминать силовой сценарий или срыв выборов. Даже несмотря на то, что предложенная им встреча кандидатов, и его самого (если верить его заверениям) с Кучмой на тему устранения угрозы дестабилизации не состоялась еще с 7 сентября. Кроме неуклюжих попыток СБУ следить за спикером - его, похоже, уже ничто не волнует.

К чему бы это все?

Неужели тот факт, что "Наша Украина" и БЮТ отказываются признавать заранее свое поражение и спасаться через реформу - отменяет заверения некоторых большевиков, данные ранее, якобы в среде Ющенко есть готовые за нее голосовать.

И неужели из-за этого совсем пропала необходимость для Пинчука и Медведчука ограничить полномочия по крайней мере их вынужденного кандидата - Януковича?

Совсем наоборот.

Нежелание ставить проект 4180 на голосование ВР до выборов такое: сторонники реформы не хотят, чтобы, как и проект 4105, его окончательно провалили и не осталось совсем ничего для выдвижения требований новому президенту после избрания.

А требовать они собираются. Хотя их аргументы уже после выборов понять будет сложно не только новому президенту, кто бы им ни стал.

После выборов проект автоматически теряет юридическую оценку, ныне зафиксированную Конституционным судом, некоторые важные нормы, которые отражают нынешнюю конъюнктуру.

В частности, это касается переходных и заключительных положений о сроках введения в действие отдельных полномочий президента, правительства и парламента, что является неотъемлемой частью документа, и каждый раз менялось в соответствии с моментом. После выборов этот раздел снова придется перерабатывать и направлять в КС.

Теоретически от этих положений можно просто отказаться, вместе, кстати, с конституционным закреплением пропорциональных выборов, - но тогда за проект снова не наберется 300 голосов.

Разве что левые, получив абсолютно разгромное поражение на этих выборах, согласятся признать это и в будущем. И отрекутся от пропорционалки ради нескольких квотированных мандатов через восстановленный мажоритарный закон.

А проект такого закона уже снова зарегистрирован и, как предупреждала госпожа Богатырева, разрушает все предыдущие договоренности по реформе.

Но и без пропорционалки избежать полного хаоса с поочередным введением новых полномочий ветвей власти - не удастся. Более того, обязательно - при Ющенко или Януковиче - возникнет вопрос о том, что менять все без исключения полномочия можно только с 2006 года. А это означает - переписывать переходные положения.

Что же касается попытки вообще отделить эти положения от Конституции, а тем более вводить их в действие не законом, а постановлением ВР, - то это уже нонсенс. И за него может зацепиться новый президент, чтобы оттянуть реформу подальше.

Поэтому быстро протолкнуть проект 4180 уже после выборов, но еще на этой сессии ВР - ну никак не удастся.

Вместе с тем за это время новый президент полностью на свое усмотрение изменит правительство, возможно, и силовиков. Что будет иметь от этого, в частности, наынешняя так называемая "коалиция"? Она попробует снова диктовать состав правительства?

Разогнать парламент в случае несогласия с кандидатурой премьера, правда, президент не сможет без дополнительных для этого полномочий, которые предоставляются проектом 4180. Хотя для этого благородного дела у президента уже есть более или менее пригодный вердикт КС по поводу 30 дней недееспособности по действующей Конституции.

Но если парламент разогнать (а для президента Януковича это, наверное, было бы делом номер один при любых условиях) - то кто будет проводить реформу, пусть и на следующей сессии?

Итак приходится констатировать: если Кучма отказался от реформы, не желая рисковать до выборов, то действительно может проститься с ней если не навсегда, то надолго?

Зачем же он о ней продолжает говорить?

Говорите и вы...

Но если на самом деле "загадка Кучмы" может решиться в любой момент возвращением к силовому сценарию (хотя и с непредсказуемым финалом), то совсем не разрешимой остается проблема основных кланов и нынешней "коалиции".

Их давняя мечта поделить Украину "на троих" явно разбивается вдрызги.

Куда там "на троих", когда даже в случае избрания Януковича ему придется всеми их прибылями рассчитываться не то что с какими-то российскими технологами, но и с самим Путиным...

Правда, они еще могут в последние дни избирательной кампании попробовать доказать Януковичу, что якобы работали на него, не опуская рук.

В частности, вместо того, чтобы срывать работу парламента - использовать ее трибуну, как оппозиция, в пользу своего кандидата, а не только против Ющенко.

Это фактически предложил большевикам сам Литвин: говорите и вы. В смысле - если оппозиция делает все время заявления в пользу своего кандидата - то может не поленится и большинство.

А то и в самом деле у Януковича останется стойкое впечатление, будто его коалиция - очень ненадежные партнеры. Это он заметил еще во время развала большинства. А значит, он им ничем не обязан.

Хотя если они даже будут рвать жилы - будет ли результат?

Вместе с тем, как уже говорилось, не имея из-за отсутствия реформы в виде настоящего проекта 4180 никакой "страховки" для себя как премьер-министра, - конечно, Януковичу ничего не остается, как побеждать любым способом.

"Любые способы" отныне перестают считаться прерогативой Кучмы-Медведчука, а могут быть приписаны только Януковичу. В частности, после последних "миролюбивых" выражений Кучмы – только в копилку кандидата от власти зачисляется и "разоблачение террористов" из организации "Пора".

Хотя из премьера так и сыплются популистские обещания, и, казалось бы, ему совсем не нужны другие методы победы, - если, по рейтингам, на них так "клюют" избиратели. Или - не клюют?

Поэтому и не понятно, какую настоящую цель преследуют эти "разоблачения террористов".

Просто запугивание избирателей, что вряд ли даст эффект? Запрет на проведение митингов и пикетов в ночь подсчета голосов с дальнейшим силовым разгоном "нарушителей"?

Подготовку решения СНБО, который до сих пор так и не состоялся по требованию Пустовойтенко, и только ждет большего количества "доказательств"?

Или, может, все идет, например, к "попытке покушения" на важнейшего "члена команды Януковича" - самого ВВП?

Ведь только это, кажется, может выглядеть как более или менее основательная причина для какого-то радикального решения СНБО. Тем более, господин Жириновский уже почему-то считает необходимым напомнить, что у нас с Россией такое общее пространство, вплоть до военного...

Может, для этого в Украину Путин и собирается, - чтобы потом иметь убедительные аргументы уже не для неясного президента Украины, а для всей страны в целом?

Но если бы был именно такой сценарий - чего в нашей ситуации, несмотря на успокоения Литвина, нельзя исключать никак - то куда-то снова исчезает и перспектива победы Януковича... А вместе с тем снова появляется "Кучма-3".

Учитывая все это - я бы не стала ставить окончательный крест на перспективе рассмотрения проекта 4180 даже в ближайшие дни.

Так, на всякий случай.

Возможно, что еще будет попытка изменить сценарий победы и Кучмы, и Януковича, и всей коалиции - но без Путина.

А возможно, шаг к окончательному провалу псевдореформы.

После чего останется только один нормальный вариант развития событий - при сознательном участии коалиции, да и всего парламента также.

Но уже и без Путина, и без Кучмы...

Разработки штапба Ющенко

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ