Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Передавать миграцию в милицию — все равно, что присоединять общество защиты животных к мясокомбинату

По оценкам МВД, в России около 5-ти миллионов нелегальных мигрантов. Федеральная миграционная служба, переживающая сегодня очередную реорганизацию (уже седьмую за последние шесть лет!), главной своей целью ставит борьбу с нелегалами. Однако их количество, как ни странно, только увеличивается.

«Лучший способ борьбы с нелегальной миграцией – это легализация», - круглый стол под таким девизом прошел недавно в здании Федеральной миграционной службы (ФМС). Впервые с тех пор, как миграция была передана в ведение милиции, общественное мероприятие «впустили» под крышу силового ведомства.

Инициаторами круглого стола были: «Форум переселенческих организаций» и программа «Миграция и право» (Правозащитный центр «Мемориал»). Поддержку оказали: Международная организация по миграции (МОМ) и Аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ.

О результатах состоявшейся дискуссии беседуют Председатель Исполкома «Форума переселенческих организаций» Лидия Графова и Валерий Тишков, член корреспондент РАН, директор Института этнологии и антропологии РАН.

09.07.2004., Вестник Форума

Лидия Графова

- Валерий Александрович, Ваше выступление на круглом столе было самым радикальным. Это потому, что Вы смотрите на ситуацию с особой «глобальной колокольни»? И вот, прежде чем говорить об «иммиграционной амнистии», расскажите, пожалуйста, что это такое Глобальная комиссия по миграции, в которую Вы вошли, как известно, по приглашению Генерального секретаря ООН Кофи Аннана.

- Global Commission of International migration возникла потому, что процесс глобализации выдвигает миграцию в число главных мировых приоритетов. В комиссии всего 25 ученых и общественных деятелей из разных стран. Я представляю там не только бывшие республики Советского Союза, но и государства Восточной Европы. Комиссия готовит доклад о нынешней миграционной ситуации в мире и даст рекомендации правительствам об адекватных способах решения проблем в их странах.

- Вы заявили, что миграционная политика России по сути является антимиграционной и что частичными поправками в законы ситуацию не исправить.

- Да, уверен: нужно как можно скорее менять концепцию запретительной миграционной политики. Бессмысленно жестокие законы “О гражданстве” и “О правовом положении иностранных граждан” принимались вроде бы для борьбы с опасной нелегальной миграцией, а ударили в первую очередь по значительной части жителей нашей страны и потенциальным мигрантам – нашим бывшим соотечественникам, которые остаются во многом культурно-родственными россиянам людьми, обладают многими ценными качествами, крайне необходимыми для нашего общества и, самое главное, - желают жить и работать в России. Два или даже три миллиона новожителей, давно и законно (по безвизовому режиму) переехавшие в Россию, успевшие интегрироваться, найти работу, выплачивающие налоги государству, вдруг узнают, что по новым законам они - нелегалы, и что каждого из них власти могут в любой день депортировать. Это же абсурд. Иммиграционную амнистию надо было проводить, как это делается во многих странах, по крайней мере, за полгода до введения новых законов.

- Много недоумений вызвало само название: «иммиграционная амнистия». Амнистируют, мол, только преступников, а тут – жертвы…

- Этот спор, как мы с вами знаем, начался еще два года назад, на Всероссийском Чрезвычайном съезде в защиту мигрантов. Съехавшиеся с разных концов России лидеры переселенческих организаций уже тогда понимали вредоносность двух этих законов и пытались удержать власти от роковой ошибки. Меня поразило, что мигранты совсем не жаловались на свою тяжкую долю, а говорили исключительно об интересах государства. Съезд принял резолюцию с требованием немедленного проведения «иммиграционной амнистии». Помните, никто из присутствующих высоких должностных лиц не возразил по сути. К слову «амнистия», да, придирались. Ну, ладно, давайте заменим этот принятый в мировой практике термин словом «легализация». Какая разница? Только не надо ж лицемерить. Наше государство, сделавшее ни в чем не повинных мигрантов «нелегалами», действительно обращается с ними как с преступниками. И понятие «амнистия» было бы вполне уместно.

- Если б Вы только знали, Валерий Александрович, сколько трагедий происходит из-за того, что процедура легализации немыслимо усложнена, будто нарочно запутана, и любой чиновник может всласть поиздеваться над «новожителем» (Ваш термин). Недавно в подмосковном Серпухове мы проводили встречу работников паспортно-визовой службы с переселенцами, и вот не могу забыть, как старая женщина с орденами (была партизанкой в войну) встала перед президиумом на колени и со слезами молила: «Милые! Сделайте мне подарок ко дню Победы – даруйте российское гражданство». Она, Анна Федоровна Смирнова, переехала к дочери с Украины и уже два года мучается без пенсии, без медстраховки. Из-за отсутствия каких-то справок ей не дают ни вида на жительство, ни гражданства. Даже 90-летних стариков заставляют, например, сдавать анализы на СПИД. Причем, если какой-то одной справки не хватит (а их нужно собрать больше десятка и все, конечно, не бесплатно), пока человек недостающее добывает, остальные бумажки могут устареть и экзекуция начинается по новой.

- Я сам лично вот уже два года наблюдаю за мучениями семьи из Узбекистана (он – узбек, она – кореянка), которые имеют хорошую профессиональную подготовку и прекрасные человеческие качества, но претерпевают унижения и немыслимые трудности для того, чтобы жить и работать в России. Даже письмо в ОВИР ЮЗАО г. Москвы, подписанное мною, как членом Правительственной комиссии по миграционной политике, и положительная резолюция председателя комиссии о продлении регистрации без выезда в Узбекистан, никак не помогли: поезжай, вернись, заплати штраф 500 рублей за один день просрочки (попали выходные и праздники) и только потом – еще на три месяца. Можно ли после этого удивляться, что переселение в Россию практически прекратилось. Тем временем Россия нуждается в главном ресурсе для своего развития – это в мигрантах, причем, не просто временно работающих, а в постоянных жителях . Закрытие миграции представляет собой масштабную диверсию против национальных интересов страны, расплачиваться за которую будут не нынешние борцы против миграции, а их дети и внуки. Еще раз повторяю: угрозу национальной безопасности страны представляет именно антимиграционная политика, а вовсе не так называемая нелегальная миграция. «Нелегалы» хоть как-то исправляют разрушительные действия антимиграционистов.

- Согласитесь, Валерий Александрович, легализация разных категорий мигрантов могла бы стать «прорывом» в создавшейся абсурдной ситуации.

- Но кто ж будет эту деликатную работу по легализации исполнять; если из-за реорганизаций миграционная служба фактически развалена, опытные сотрудники ее покинули, а люди в погонах часто мало компетентны. Мне показали на днях проект Указа Президента о новой структуре ФМС. Оказывается ее объединяют с паспортно-визовой службой, а та, как известно, имеет свои отделения в каждом городе и даже поселке, - огромный штат. Миграция как проблема в этом котле потонет. Однако называться это ведомство будет все-таки Федеральной миграционной службой. И как ни странно, теперь все мы, россияне, пойдем менять паспорта почему-то в миграционку. То есть все станем немножко мигрантами. В тоже самое время до сих пор ни в каких концептуальных и нормативных документах по миграционной политике не записано, что главная цель миграционной политики и соответствующих служб - это обеспечение миграции в Россию. Если нет достаточной миграции – это провал политики и увольнение тех, кто за это отвечает. Таков должен быть основополагающий принцип.

- О том, чтобы передать в ФМС вопросы регистрации, вида на жительство и гражданства разговоры идут давно. И был уже проведен эксперимент в трех пилотных регионах. Учитывая, что сегодня именно вопросы легализации стали главной мукой для мигрантов, возможно, было бы логично, чтобы все они решались в одном «родном» ведомстве.

- Но мы же знаем, какие «родственные» чувства питает наша милиция к мигрантам. В свое время, помните, было замечено: передавать миграцию в ведение милиции - все равно, что «зоопарк присоединять к мясокомбинату». В новом проекте нарисован совсем устрашающий монстр, которому предстоит выполнять сугубо контрольно-учетные функции, причем, в отношении всего населения страны. Я читал и глазам своим не верил: ФМС должна разрабатывать и осуществлять «комплексные меры по мобилизации заданий и мероприятий гражданской обороны», обеспечивать «функционирование госсистемы воинского учета». Вести розыск каких-то должников… Что за вселенский размах?! И причем тут миграция? Куда вообще приведут нашу страну такие вот амбициозные и до смешного непрофессиональные мечтания?

- Этот проект читали уже многие эксперты и у всех, как и у Вас, он вызывает активное неприятие.

- Я категорически не понимаю, как можно было важный для России документ сочинять в закрытых кабинетах той структуры, которая провалила работу с позитивной миграцией. Да и наивно было бы ожидать, что силовое ведомство, как бы оно ни разрасталось в дальнейшем, может привлечь в Россию полезных мигрантов. Странные вещи происходят: Президент заявляет, что нам нужны не запреты и препоны, нужна эффективная миграционная политика, а ему на подпись готовят документ, который можно назвать «надгробным рыданием по миграции».

- Есть надежда, что в таком виде проект Указа к Президенту не поступит. Текст сочинялся до того, как генерал Черненко вернулся в ФМС, и я знаю лично от него, что сейчас этот документ редактируется.

- Конечно, неплохо, что Андрей Григорьевич Черненко вновь назначен главой ФМС. Ему, по крайней мере, не придется изучать проблему с нуля. Хотя невозможно понять, почему этот энергичный и толковый руководитель, всего лишь год проработал начальником ФМС, успел заявить о своих больших планах (в их числе, кстати, значилась и легализация законопослушных мигрантов) и вдруг прошлой весной был переведен на другую работу. Теперь вернулся. Но чем объяснить такие зигзаги?

- Говорят: таинство браков совершается на небесах. Так и высокие кадровые назначения в нашей стране тоже - там, «на небесах». То есть в Администрации Президента.

- Да, идеология антимиграционной (и антигосударственной!) политики разрабатывалась некой Межведомственной рабочей группой, которую возглавлял заместитель руководителя Администрации Президента Виктор Петрович Иванов. Группа называлась будто в насмешку – «по совершенствованию миграционного законодательства». Именно эти люди виноваты в том, что были приняты сумбурные и противоречивые законы. Президенту, как известно, пришлось вносить поправки в закон «О гражданстве» и фактически извиняться за чужие ошибки. Спрашивается: почему же истинные виновники никакой ответственности не несут?

- Президентские поправки могли бы создать правовую основу «иммиграционной амнистии» (легализации). Однако буквально на последнем этапе под проект была подложена мина. Получение гражданства жестко связали с наличием «регистрации по месту жительства», то есть с обязательным требованием постоянной прописки. Но ведь ее отсутствие как раз и есть главная беда бездомных переселенцев. Эксперты Комиссии по правам человека, которую возглавляет Элла Памфилова, предлагали простой выход: пусть наряду с регистрацией (пропиской) дорогу к гражданству открывают и «иные подтверждения факта постоянного проживания». Всего пять слов надо было добавить. Но они были выброшены из проекта, и тем самым многие тысячи «нелегалов поневоле» были опять обречены барахтаться в омуте бюрократических издевательств. Даже судебные решения о факте постоянного проживания многие чиновники просто игнорируют.

- Знаете, я много думал над вопросом: откуда такая мигрантофобия в нашей стране? Объяснить все бытовым невежеством («понаехали тут…») было бы слишком просто, да и несправедливо. Наш народ никогда не отличался особой злобливостью. К тому же неприятие чужаков свойственно всем местным сообществам. Но вот чтобы антимиграционизм становился официальной политикой – это наше российское ноу-хау. Спрашивается: зачем? Кому выгодно?

Совершенно очевидно, что репрессивное миграционное законодательство на руку коррупции. Недаром же те два закона называют «взяткоемкими». Однако не это главное. И нельзя всю вину сваливать на исполнителей (у милиции, мол, такой профессиональный менталитет – в каждом человеке подозревать преступника). И негодные законы, и не соответствующие проблеме исполнители возникли не сами по себе, а потому, что были востребованы антимиграционной политикой. Не думаю, что идеологи этой политики специально хотели «подставить» Президента, который, как мы помним, не раз говорил, что России нужны мигранты и что Россия готова с радостью принять своих соотечественников. Нет, сторонники запретительных мер действовали (и неумолимо продолжают гнуть свою линию) из, как говорится, добросовестных заблуждений. Формируя антимиграционную политику, они считают, очевидно, что уловили настроение широких народных масс и что этой ненавистью к «понаехавшим» можно консолидировать электорат, поддержать высокий рэйтинг Президента.

- Мигрантофобия как национальная идея? А мы-то с Вами, Валерий Александрович, уже 15-ый год пытаемся доказать, что мигранты не обуза, а благо для России. И я по-прежнему твердо убеждена, что доброжелательный прием гонимых соотечественников может и государство наше укрепить, и поднять дух нации.

- Увы, установка на позитив дается всегда труднее, чем разжигание дурных страстей. Вот СМИ и политики говорят: мы всего лишь отражаем настроение в обществе. Неправда. Эти настроения буквально «зеркалят» вчерашние телепередачи, в которых тон задают шовинисты националистического толка. А вот если бы нашим людям по чаще объясняли, что те же таджики - строители только по тому живут тут у нас в совершенно скотских условиях, чтобы хоть раз в неделю послать мешок крупы своим семьям – спасти от голода. И если бы наши ученые задались целью посчитать, какую существенную экономическую выгоду уже принесли мигранты стране и, между прочим, многим из нас лично (дешевые ремонты, строительство дач, уход за детьми и больными и т.д.), настроение улицы, думаю, изменилось бы. Все мы в какой-то степени причастны к эксплуатации этих бесправных людей. И многим, наверное, кажется, что если прогнать с рынков «черных» торговцев, то арбузы-дыни-овощи все равно останутся, да?

- Что же все-таки делать, Валерий Александрович?

- Можно, конечно, смириться: плетью обуха не перешибешь. Просто ждать. Ведь года через два, как предсказывают демографы, рынок все поставит на свои места: в России, как и во всей Европе, рабочая сила станет самым дорогим дефицитом, и страны начнут переманивать друг у друга мигрантов. Но сколько еще таджикских девочек и африканских студентов погибнет за эти два года от рук скинхедов ? И поедут ли в такую опасную страну будущие мигранты?

Итак, если кого-то интересуют рекомендации, которые я как член Глобальной комиссии по миграции собираюсь дать Правительству России, то главный мой вывод таков: приоритетом миграционной политики необходимо сделать не борьбу с …, а наоборот – активное привлечение новожителей в Россию. Мы имели уникальный шанс после распада Союза забрать к себе миллионы новожителей, но наделали столько ошибок. И спасти зашедшую в тупик миграционную стихию в России могут только быстрые, решительные, но стратегически выверенные меры.

- Собираетесь ли Вы войти в ту инициативную группу по продвижению «иммиграционной амнистии», создание которой при Экспертном совете Уполномоченного по правам человека в РФ стало практическим результатом нашего круглого стола?

- Да, я готов, конечно, к сотрудничеству. И считаю закономерным, что эта группа, куда войдут и общественные эксперты, и заинтересованные государственные чиновники, будет работать именно под патронажем Уполномоченного. Ведь в отношении к российским мигрантам происходит самое массовое из известных мне нарушений прав человека в мире.

(В сокращенном варианте статья была опубликована в газете «Известия», 8 июля 2004г.)

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ