Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

,

Джавахетия: новая центральная власть и старые подходы

Голос Армении, 9 ноября 2004 г.

Арташес Паланджян

В постсоветский период за Джавахетией четко закрепились характеристики конфликтогенного региона, \"наиболее чувствительного региона\", одного из очагов кризиса в ближайшем будущем. Демократические перемены, происходящие в стране, мало чем затронули Джавахетию, если не сказать, что создали определенную нервозность среди населения и неуверенность в завтрашнем дне. И все это вопреки ожиданиям населения в период парламентских выборов в ноябре 2003 года, революции и последующих событий.

Приходится констатировать, что новая власть в Грузии, сознательно или нет, пытается форсировать ожидания электората по части восстановления уязвленного национального самолюбия, благо для этого создана прекрасная почва в лице Аджарии. Почему-то вектор действия направляется именно в регионы с компактным проживанием национальных меньшинств. Создается впечатление, что новая политическая элита решила галопом разрешить все проблемы с национальными меньшинствами в стране. Действительно, политическая и бюрократическая система национального государства трудно совместима с существованием такого фактора, как национальное меньшинство. Сегодня на фоне громогласных заявлений о желании вступить в Евросоюз Грузия не спешит присоединиться к рамочным конвенциям по национальным меньшинствам и к Европейской хартии регионов, считая, что пока этническое самосознание превалирует над общегосударственным, принятие этих документов может помешать внедрению государственного языка и интеграции национальных меньшинств. Учитывая то обстоятельство, что неприсоединение к этим договорам закрывает путь в Евросоюз, а невыполнение - грозит определенными санкциями, осмелюсь предположить, что именно здесь кроется причина спешки и недальновидных действий в отношении национальных меньшинств.

Армянские и грузинские лидеры всячески стараются отметить опасность превращения армянского населения в этом регионе в политический фактор и недопустимость манипулирования им. По мнению руководства Армении, проблемы носят социально-экономический характер и их решение является внутренним делом Грузии. 95% проблем этого края носят экономический характер, заявляла еще в марте 2002г. Н. Бурджанадзе. В последнее время к этому добавляется и проблема изучения грузинского языка и как следствие - интеграция в общественно-политическую жизнь Грузии. То, что существующая политика в этой области показала свою несостоятельность, признают также и власти Грузии, хотя причину они видят в некачественном преподавании и в пассивности населения.

Частично соглашаясь с этим, надо отметить, что это весьма упрощенный подход к данной проблеме. Никто не хочет признать, что форсированная экспансия в этой несомненно актуальной области вызывает отторжение как из-за нерешенных социально- экономических и политических проблем, так и из-за новой стратегии в решении проблем нацменьшинств, которое выбрало нынешнее правительство.

International IDEA в 2003 году в качестве позитивного элемента политики по отношению к нацменьшинствам отмечала: \"Представители самых крупных этнических групп могут получить образование на родном языке. Сегодня в парламент Грузии представлен законопроект \"Закон Грузии о среднем образовании\", в котором в общеобразовательном учреждении языком обучения является грузинский, а в Абхазии также и абхазский. А в национальном учебном плане в числе обязательных предметов указывается грузинский язык и литература (в Абхазии - также и абхазский) и нет ни слова о других языках, оставляя вопрос образовательных учреждений местным органам самоуправления. Как это может отразиться на судьбе преподавателей и учеников 104 армянских и 4 русских школ только в Самцхе-Джавахетии - нетрудно догадаться.

Утверждается, что именно такой подход приведет к качественному изучению языка, а это в свою очередь позволит вовлечь национальные меньшинства в общественно- политическую жизнь страны. Все правильно, если бы это подкреплялось реальными примерами в кадровой политике в республике как в советский, так и постсоветский период. Ныне армяне, составляя более 10% населения Грузии, в исполнительных структурах центральной власти представлены одним замминистра, а в губернских структурах при 50% населения - 1 замгубернатора. Ссылки на незнание языка могут относиться только к жителям Джавахетии, но вовсе не к остальным 70-80% армян Грузии. А ведь, по признанию International IDEA, в Грузии, \"когда национальная принадлежность некоторых политических деятелей Грузии сыграла против них в ходе политической борьбы, многие представители национальных меньшинств восприняли это как сигнал того, что их участие в политике на равных условиях невозможно\". (Building Democracy in Georgia, may 2003. )

А ведь кадровый вопрос - веский аргумент при выборе жизненных ориентиров. В прежние годы стремление джавахкцев к карьерному росту отчасти компенсировалось работой на различных должностях в Ахалкалакском и Ниноцминдском районах. Уже сейчас в Ниноцминдском районе не существует своей прокуратуры и суда, а объединенные с Ахалкалаки эти структуры представлены без учета национального компонента. Аналогичная ситуация в системе налоговой инспекции, в таможенных и пограничных структурах на границе с Арменией и т. д. Что это - недоверие к гражданам своей страны, представителям нетитульной национальности или определенная политика по окончательному вытеснению их из административных органов?

До урегулирования абхазского и южноосетинского конфликтов административное управление осуществляется в соответствии с указом N237 от 1994 года, согласно которому введен институт уполномоченных в краях. Однако в этом указе ничего не говорится о создании краев. В Грузии прекрасно понимают, что объединение Джавахетии с Месхетией в губернию не в последнюю очередь преследовало цель снизить долю представительства армян и других нацменьшинств в общем населении края. Центр, по его мнению, свел к минимуму возможность роста сепаратистских настроений в местах компактного проживания нацменьшинств и исключил возможность требований о предоставлении автономии.

Следует обратить внимание и на такой институт местного самоуправления, как сельское правление, или сакребуло. Закон от 2001 года обозначил произвольное формирование выборных участков. В результате каждый грузинский населенный пункт имеет одно сакребуло и столько же приходится на 4-5 армянонаселенных пунктов. Поскольку орган управления районного уровня создается из председателей всех сакребуло, это отражается на пропорциональном представительстве армянского населения в данной структуре местного самоуправления, то есть происходит искусственное сокращение числа депутатов-армян на районном уровне. К этому надо добавить ограниченность, если не отсутствие, каких-либо четких полномочий у районного гамгебели как в кадровой политике, так и в делах района. Губернатор обладает реальной исполнительной властью и использует ее, оказывая давление на представителей администрации более низкого уровня. Местные органы имеют доступ лишь к незначительным ресурсам.

В вопросах региональной политики в Джавахетии со стороны центра превалирует упорное желание работать по старому, проверенному веками принципу \"разделяй и властвуй\".

Даже сейчас, несмотря на значительные изменения в стране в плане коррупции и обновления кадров, власть идет на заигрывание с представителями старой власти на уровне региона. Сознательно или нет дискредитируется нынешнее руководство, обреченное на пассивное следование указаниям сверху. Причем никто не учитывает то обстоятельство, что, действуя по старому принципу, центральная власть несознательно радикализирует недостаточно контролируемые ею определенные силы. В центре констатируют о существовании в Джавахетии клановой системы, почему-то не признавая, что эта система создается из Тбилиси, что центр всячески вдыхает жизнь в эту систему и старается сохранить ее. По всей стране происходит сокращение в структурах правоохранительных органов, однако это никак не сказывается на Джавахетии. Здесь, более того, создается дополнительно и жандармерия. И опять-таки непонятно, зачем, кто в этом заинтересован, кому выгодно создавать очередную горячую точку. Ведь все это происходит на фоне ухудшающегося социально- экономического положения региона, отсутствия транспортных коммуникаций, постоянно всплывающего требования о выводе российской военной базы и упорного нежелания со стороны центральной власти разрешить элементарные вопросы (как в случае подачи электроэнергии из Армении).

Эти проблемы нельзя рассматривать в отрыве от геополитической составляющей, от интересов внешних игроков. Не изменив кардинально политику по отношению к национальным меньшинствам, власти Грузии рискуют столкнуться с ситуацией использования против себя недовольства населения Джавахетии в угоду интересам оппозиционно настроенных лиц как в самом регионе, так и в центре страны, а также со стороны определенных внешних игроков (не случайно уже несколько месяцев функционирует в Джавахетии офис партии \"Справедливость\" Игоря Гиоргадзе). Последствия всего этого могут затронуть не только Грузию и Армению, но и сопредельные страны.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ