Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Казахстанский лидер перестраховывается

16.11.2004. IWPR

Коллектив IWPR в Казахстане

Президент Назарбаев принимает дополнительные меры, чтобы обезопасить себя от оппонентов

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с критикой в адрес крупных корпораций. Стороннему наблюдателю может показаться, что казахстанский лидер таким образом отказывается от курса, проводившегося им на протяжении последних десяти с лишним лет, когда крупные финансово- промышленные группы при потворстве власти прибрали к рукам наиболее «лакомые» куски казахстанской экономики.

Однако ряд экспертов в интервью IWPR отмечают, что выпад главы государства – часть возможного продуманного плана, цель которого – отобрать инициативу у потенциальных противников накануне предстоящих в конце 2005 – начале 2006 г. президентских выборов.

Решение Назарбаева о досрочном начале работы вновь избранного парламента также указывает на то, что казахстанский лидер чувствует себя «на коне» и не намерен и впредь выпускать инициативу из своих рук.

По итогам сентябрьских выборов Нижняя палата Парламента оказалась по большей части укомплектована представителями пропрезидентской партии «Отан». Оппозиции досталось всего одно место, но сопредседатель партии «Ак-жол» Алихан Байменов демонстративно отказался от него в знак протеста против якобы имевшей место фальсификации результатов голосования.

Новый состав Нижней палаты должен был приступить к работе в начале декабря, но вместо этого по инициативе главы государства провел свое первое заседание на месяц раньше срока – 3 ноября.

Выступая с обращением к депутатам, глава государства неожиданно обрушился с критикой на «олигархов», обвинив их во множестве «грехов» - от уклонения от уплаты налогов до отсутствия финансовой прозрачности и монополизации рынков.

«Десяток мега-холдингов контролируют почти 80 процентов ВВП Казахстана», - заявил он.

Президент не сказал ничего нового. Присутствовавшим в зале политикам было и так известно, что преимущественно сырьевая экономика Казахстана сконцентрирована вокруг нескольких гигантских консорциумов, контролируемых или самим государством, или протежируемыми им корпорациями.

Если кого-то и удивил внезапный выпад президента, то вскоре подоспели разъяснения президентского советника Ермухамета Ертысбаева, который заявил в интервью агентству «Интерфакс»: «Президент хотел сказать, что те несколько олигархических финансовых групп, которые контролируют 80 процентов казахстанской экономики, не должны оказывать влияние на процесс принятия решений в правительстве и в парламенте».

Иными словами, концентрация гигантских экономических ресурсов в руках небольшой группы олигархов – не беда, но вот использовать свое экономические могущество в политических целях – недопустимо.

Ведущий аналитик Центра коммуникативных технологий «Репутация» Николай Кузьмин отмечает, что казахстанские «мега-холдинги» в последние несколько лет диверсифицируют состав своих активов, не ограничиваясь монопольным присутствием в сырьевых отраслях. Ими приобретаются, в частности, отдельные СМИ, причем предпочтение отдается печатным изданиям, так как «доступ к телеканалам очень сложен».

В принципе, любой такой холдинг может в какой-то момент создать и свою политическую партию, тем самым превратившись, по выражению Кузьмина, в «группу влияния».

Не все олигархи вынашивают политические амбиции. Люди, приближенные к Назарбаеву и его кругу, знают свое место, и выпад президента относился не к ним.

Один из примеров - Евразийская промышленная ассоциация (ЕПА), в которую входят крупные металлургические, угольные, энергетические и горнодобывающие предприятия, и за которой стоит Александр Машкевич, считающийся близким соратником президента.

Политолог Андрей Чеботарев рассуждает: «По всей вероятности, он имел в виду те финансово-промышленные группы, которые пытаются действовать независимо от власти».

Возможно, в их числе можно назвать «Казкоммерцбанк», в адрес которого уже выступал с критикой советник президента Ертысбаев, обвиняя «Казкоммерцбанк» в лоббировании собственных интересов и связях с оппозиционной партией «Ак-жол».

«Казкоммерцбанк» - крупная холдинговая группа, сформировавшаяся вокруг одноименного банка – является ведущим игроком на рынке корпоративного кредитования и имеет солидную международную репутацию. Во главе динамично развивающейся финансовой сферы Казахстана стоят в основном молодые технократы-реформаторы, оттеснившие на второй план новоиспеченных бизнесменов из числа бюрократов советского образца.

Некоторые наблюдатели напрямую связывают критику Назарбаева в адрес «плохих» олигархов, а также его решимость сплотить вокруг себя лояльный парламент с итогами парламентских выборов.

Казалось бы, его сторонники одержали сокрушительную победу, оппозиции досталось всего одно место, сильного соперника на следующих президентских выборах у Назарбаева пока не предвидится. Так чего же опасается президент?

Возможно, ответ кроется в следующем. Назарбаеву без особого труда удалось оттеснить на задворки политической сцены традиционную оппозицию в лице «Демократического выбора Казахстана» (ДВК) и коммунистов. Но главная опасность исходит не от них, а от влиятельных политических деятелей, которые могут внезапно перейти в стан противников правящей администрации.

Последний подобный случай – неожиданный политический шаг со стороны спикера парламента Жармахана Туякбая.

В прошлом месяце Туякбай, который также занимал высокий пост в структуре партии «Отан», одновременно покинул и его, и пост спикера, публично раскритиковав при этом организацию прошедших выборов и назвав их «фарсом».

Ранее жалобы на несправедливость и непрозрачность выборов являлись исключительно уделом оппозиции и международных организаций, и такую критику Назарбаев вполне мог игнорировать.

Но выпад от человека, считавшегося третьим лицом в государстве, ранит гораздо больнее и, естественно, вызвал сенсацию в политических кругах Казахстана.

Несколькими месяцами ранее Туякбая в лагерь оппозиции перешел бывший глава Агентства по чрезвычайным ситуациям Заманбек Нуркадилов.

Туякбай, похоже, всерьез отмежевался от президентской администрации и, по мнению экспертов, может попытаться заручиться поддержкой определенных политических или экономических кругов.

По мнению директора Группы оценки рисков (ARG) политолога Досыма Сатпаева, демарш спикера продемонстрировало президенту о наличии серьезных проблем в межэлитных отношениях, которые с каждым годом будут, скорее всего, обостряться. Следовательно, в недрах режима могут появляться новые влиятельные «диссиденты», которые способны бросить вызов президенту.

Наиболее перспективным партнером для «перебежчиков», стремящихся в преддверии президентских выборов заявить о себе на политической арене, является, пожалуй, партия «Ак жол», сформированная на основе крепкой реформаторской платформы, а не слепой враждебности режиму Назарбаева. Партия «Ак жол» выступила с инициативой проведения всенародного референдума по вопросу отмены результатов выборов и предпринимает шаги по формированию широкой коалиции с ДВК и коммунистами.

Сатпаев полагает, что финансово-промышленные группы с политическими амбициями, к примеру – тот же «Казкоммерцбанк» - вполне могут поддержать Туякбая в качестве соперника Назарбаева на предстоящих президентских выборах. Другое дело захочет ли он получить такую поддержку, возможно сделав ставку на самостоятельную игру. В этом случае, еще одним потенциальным кандидатом может стать сопредседатель «Ак-жол» - бывший Министр информации и общественного согласия Алтынбек Сарсенбаев.

Поспешные упредительные действия президента могут свидетельствовать и о том, что слухи о возможном переносе президентских выборов на более ранний срок – не просто слухи.

Официально выборы намечены на начало 2006 г. Президентский срок Назарбаева истекает в конце следующего года, и по закону выборы должны состояться в течение 30-ти дней после его окончания.

Сатпаев не исключает, что президент с помощью послушного законодательного органа может провести конституционную поправку, дающую ему возможность назначить выборы на более ранний срок.

«Для президента было бы желательно провести выборы до того, как оппозиция или другие политические силы перегруппируются и превратятся в более серьезного соперника», - полагает он.

По мнению политолога Андрея Чеботарева, президент дает всем политическим силам понять, что «все под контролем руководства, и в случае необходимости оно готово померяться силами с любым противником».

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ