Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

О политике власти и власти политики

19.11.2004. Слово Кыргызстана

Интервью подготовил Л. Павлович

Уинстону Черчиллю приписывают такое высказывание: "Политик думает о следующих выборах, государственный муж - о следующем поколении." Cледуя этому критерию, приходишь к выводу, что у нас в стране острая нехватка государственных мужей, зато политиков - явный перебор. Не потому ли именно в этой сфере чаще всего находят себе применение несостоявшиеся чиновники: поле для кипучей деятельности широкое, ответственности минимум, и при определенной сноровке можно получить неплохие дивиденды. В какой мере политика и госслужба дополняют друг друга и на каком этапе начинают конфликтовать? Тему для этого разговора предложил человек, прошедший все ступени госслужбы: от экономиста до губернатора,от министра до заместителя руководителя администрации Президента, а ныне глава "чрезвычайного" ведомства - Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций - Темирбек АКМАТАЛИЕВ. Его мнения и суждения подчас расходятся с общепринятыми, и он никогда не стремится к репутации собеседника, приятного во всех отношениях. Он готов отстаивать свои принципы, даже если для этого приходится проявлять жесткость, принимать непопулярные меры, и всегда готов держать удар.

- Темирбек Асанбекович, вы, наверное, помните известную чеховскую шутку: "У меня жена - медицина и любовница - литература". Если применить это к политике и госслужбе, то как, по-вашему, будут распределены приоритеты?

- Нельзя оставаться вне политики, находясь на государственной службе, ведь именно госслужащие являются проводниками внутренней политики государства и действующей власти. Кстати, еще один из известных людей заметил: "Если мы не займемся политикой, политика займется нами".

Но большинство наших государственных мужей чрезвычайно пассивны в проведении политики власти.

Мало сегодня быть простым исполнителем-функционером от конкретного ведомства. Есть неписаная простая обязанность действующего госслужащего уметь объяснить людям суть проводимой политики.

- Да полноте, если чиновник взяток не берет и работает профессионально, уже честь ему и хвала. Политинформации и обязательные политзанятия - в школе, вузе, на производстве, в учреждении - все это мы уже давно прошли. А для разъяснения и популяризации реформ у нас есть СМИ и всяческие неправительственные организации.

- Наши СМИ, к сожалению, в последнее время теряют доверие читателей, тиражи их падают. Почему? Они желтеют, политизируются, обыденным делом стали заказные материалы. Об экономике в газетах пишут очень мало и обычно неэкономисты.

Неправительственные организации же очень разные бывают. Не секрет, что большинство существует на зарубежные гранты, их задача - отработать проект да отчитаться перед грантодателем. Его добрую и щедрую руку будут пропагандировать лидеры этих организаций, его политику проводить. А политика эта не всегда совпадает с интересами страны.

Думаю, что реформы в стране шли бы куда быстрее и мы достигли гораздо большего, если бы умели убедительно объяснять людям на каждом этапе: для чего это нужно, что даст каждому из них, чего мы уже достигли и чего ожидать в будущем.

Надо признать, что сегодняшнего уровня рыночного сознания большая часть населения достигла методом проб и ошибок, самообучения. А это, как изучение иностранного языка. Одно дело - заниматься по самоучителю, и совсем другое - с опытным педагогом. Тут и качество выше, и сроки короче. А ведь прочная рыночная психология - мощный ускоритель развития рыночной экономики.

Вот и получается, что чиновники своей политической вялостью тормозят реформы.

А вакуум в сознании людей, дефицит информации весьма напористо стремятся заполнить совсем другие "учителя", умело переводя энергию недовольства части людей своей сегодняшней жизнью не в созидательное русло, а в русло протеста.

- Мысль о том, что государственная политика должна подкрепляться соответствующей идеологией, не нова. И попытки выработать такую идеологию, закрепить ее в определенных программах, манифестах предпринимались не раз. Но результатов что-то не видно.

- В свое время Президентом были систематизированы семь заветов Манаса. Перечитайте их. Они охватывают весь спектр человеческих ценностей, лучшее из национальных традиций и ясно показывают, что нужно делать и к чему надо стремиться.

Просто системной реализацией, внедрением этих заветов, их популяризацией никто серьезно не занимался.

Государственная политика - это продукт, хотя и специфический. И этот продукт не меньше нуждается в рекламе, чем какие-нибудь памперсы или стиральные порошки. А если не занимаемся такой рекламой,то тем самым даем карт-бланш конкурентам, то бишь оппозиции. Скажете - у нее есть серьезные аргументы, чтобы перечеркнуть все, что делается в стране? Нет, и быть не может! Потому главные средства политической борьбы у них - эмоции, крикливые заявления. А что за этим? Пшик!

Из года в год вот уже почти десятилетие наша оппозиция (я не имею в виду ее конструктивную часть) эксплуатирует три темы: коррупция, кредиты, нищета.Но давайте посмотрим на вещи трезвыми глазами. Коррупция? А где ее нет? И в Европе, и в США, и в большом Китае, и в маленькой Андорре эта проблема существует столько, сколько существует власть. У нас сегодня уже многое сделано для формирования антикоррупционного законодательства, и донорские организации признают, что инициатива по разработке и реализации совместных антикоррупционных проектов всегда исходит от руководства нашей страны.

Другое дело, что механизмы антикоррупционной политики еще не заработали в полной мере - для этого нужно время, но то, что политическая воля для борьбы с коррупцией у власти есть, - этого может не видеть только тот, кто ослеплен жаждой власти или ненавистью к тем, кто стоит у руля страны.

Без кредитов у нас не было бы цифровой связи, дороги Бишкек - Ош, современных аэропортов и многого другого. Сопоставление внешнего долга с ВВП в нашем случае некорректно. ВВП нам надо хорошо посчитать. А называя сумму внешнего долга, говорить и о сроках выплат, перспективах реструктуризации исполнения. Нет в мире такой страны, где так разнятся уровень благополучия и показатель ВВП на душу населения.

Идем дальше. Нищета? Большинство населения едва сводит концы с концами? Откройте глаза! А откуда у нас в стране с населением в пять миллионов человек двести тысяч студентов-контрактников?

Аудио- и видеоаппаратура, бытовая техника, телевизоры - все это товары длительного пользования, и стоит это недешево. Но они пользуются постоянным спросом. А сколько появилось фирм по производству мебели, стройматериалов и других товаров? Значит, есть спрос.

Факты - вещь упрямая. Власть не утверждает, что у нас нет бедных. Более того, она трубит о проблеме бедности по всему миру, пытаясь привлечь больше помощи, чтобы быстрее решить ее. И результаты есть, это главное.

- Выборы в местные кенеши, которые состоялись в октябре, называют генеральной репетицией предстоящего большого избирательного марафона. Оценки, которые дают этой репетиции наблюдатели, весьма различны. Одни называют их апофеозом чистоты и прозрачности, другие делают упор на низкую активность избирателей, рассматривая это обстоятельство как следствие тотального недоверия к власти во всех ее проявлениях.

- Что ж, еще Мандельштам писал: "Власть отвратительна, как руки брадобрея".Но тем не менее количество желающих урвать хотя бы кусочек власти не уменьшается, а только растет. Ну а борьба за кресла в высшем органе законодательной власти, по сути, началась уже давно, и накал ее будет расти в геометрической прогрессии.

Но большинству людей сегодня это уже неинтересно. Они заняты своими делами, им не до политики. Спад активности избирателей - свидетельство не недоверия к власти, а уличшения благосостояния людей: сытому политика не очень нужна.

- Мы все с немалым напряжением следили за ходом президентских выборов на Украине. По российским телеканалам проходили сообщения, что в этот день могут быть спровоцированы беспорядки: в случае, если выборы пойдут не по тому сценарию, который устраивал бы заокеанские правящие круги, возможно повторение "грузинского варианта". Вы верите в возможность такого развития событий у нас?

- Не исключаю такой вероятности. Не надо делать вид, что ничего не происходит. Определенные внешние силы готовы пойти на это для достижения своих геополитических интересов. Есть и внутренние политические силы, готовые выступить в качестве пятой колонны своих зарубежных покровителей. Внутри страны идет процесс размежевания по группам, "клубам по интересам", растут как грибы после дождя какие-то коалиции, движения, объединения. Но какие бы цели ни декларировали эти группировки - борьбу за гуманное отношение к тараканам или за разведение крокодилов на Иссыккуле, движет всеми одна цель - борьба за власть, за деньги.

Что же касается геополитических интересов супердержав, давайте посмотрим,как развивались в последние десятилетия события новейшей истории. Их анализ, а также высказывания отдельных политиков и политологов позволяют выделить четыре цели, преследуемые в этот период определенными силами так называемого Запада. Вернее, четыре мишени.

Первой мишенью была Югославия, которая, имея социалистическую конституцию, сумела достичь более высокого уровня развития, чем страны Запада, что, естественно, вызывало раздражение. Второй мишенью стал СССР, развал которого произошел хотя и по объективным причинам, но не без внешней помощи. Третьей мишенью выбран исламский мир, и в первую очередь страны, имеющие богатые ресурсы и проводящие самостоятельную политику. Наконец, четвертой целью, судя по всему, будет Китай.

Не думаю, что наши оппозиционеры и их "карманные" СМИ настолько наивны, чтобы не видеть, не знать этого. И все же за горстку "зелени" они готовы участвовать в этой далеко не безобидной игре,одним из условий которой является также отторжение Кыргызстана от своего стратегического партнера - России, с которой нас связывает общая историческая судьба.

Нам уже предлагают роль послушного исполнителя воли заокеанского "старшего брата". Где это видано, чтобы посол зарубежного государства лоббировал через парламент независимой страны законопроект, унижающий чувство собственного достоинства ее граждан и к тому же посягающий на их личную неприкосновенность?

- Вы имеете в виду маркировку избирателей?

- Именно. Когда я работал в селе, мы занимались маркировкой скота. Но чтобы клеймить таким же манером людей, граждан страны с более чем двухтысячелетней историей государственности? Может, это и тешит надежды отдельных политиков-неудачников на то, что теперь-то их точно изберут во власть. Напрасные надежды. А вот то, что люди, не желая подвергаться унизительной процедуре, не пойдут на выборы - не исключено.Но, видимо, кого-то устраивает именно такой поворот событий.

- Что вы думаете о предстоящих выборах и смене Президента?

- Хочу сказать со всей определенностью, что я категорически против смены Президента. Даже его недруги признают, что на сегодня лидера подобного масштаба в стране нет. Разве можно в угоду формальному праву ставить под угрозу стабильность страны, ее развитие? В Турции и сейчас считают,что если бы Сулейман Демирель оставался у руля государства, страна избежала бы многих потерь. Мохаммад Махатхир возглавлял правительство Малайзии больше двух десятилетий, пока ее экономика не обрела устойчивость. Наконец, сама Маргарет Тэтчер, премьер-министр страны, считающейся колыбелью демократии, сохраняя при этом как национальную традицию статус конституционной монархии, сказала в свое время: "Я останусь до тех пор, пока не устану. А пока Британия во мне нуждается, я никогда не устану".

Я считаю и уверен, что у меня в единомышленниках большинство кыргызстанцев, что Кыргызстан сегодня как никогда нуждается в Акаеве - выдающемся политике с большим опытом, высочайшим международным авторитетом, политике-интеллектуале и настоящем патриоте своей страны. Я бы сказал так: кто сегодня против Акаева, тот против кыргызского народа, против благополучия и процветания нашей страны.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ