Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Учения закончены, угрозы остаются

Александр Фадеев

В первый день лета завершились оперативно-тактические учения «Березина-2002», на завершающем этапе которых в них принял участие главнокомандующий ВС республики Александр Лукашенко. Учения, которые были задуманы как комплексные, с привлечением подразделений МО, МВД, МЧС и Погранвойск, позволили определить степень готовности силовых ведомств республики к развертыванию в условиях военной угрозы. Впервые на учениях задействовались т.н. территориальные войска(партийно-советские активисты-истребители, ландштурм, национальная гвардия?), только недавно организованные в рамках программы реформирования ВС Белоруссии. На деле активная фаза учений не носила комплексного характера, сами учения распались на показательные, заранее отрепетированные действия спасателей, пожарных, спецназовцев на отдельных учебных точках. Не обошлось и без выставки образцов модернизированной белорусскими «оборонщиками» техники советских времен.

В это же время части и подразделения 120-й гв. отдельной механизированной бригады без всякой связи с остальными участниками демонстративно утюжили Борисовский полигон.

Интересно, что накануне на Дретуньском полигоне прошло тактическое учение 37-й базы хранения вооружения и техники(бхвт), да не просто, а, как сообщило МО РБ, с боевой стрельбой! Другие обозы военных запасов уже из 34 бхвт тоже маневрировали: форсировали Березину по специально наведенной понтонной переправе. Оставалось только ждать сообщений о передвижениях и развертывании палаток маркитанток. Действительно, Белоруссия и в военной области пытается не походить ни на одно другое государство мира, внося некую собственную «изюминку» в практику организации военных учебных действий. Порой складывалось впечатление, что штаб «Березины-2002» руководствовался исключительно наставлениями военных теоретиков позднего средневековья – «Приготовление к войне состоит в сборе людей, артиллерии, амуниции, багажа и денег» (см. Записки Раймонда графа Монтекуколи или главные правила военной науки.М.,1760,с.2). Между тем, самым актуальным вопросам организации оборонных мероприятий (приведение в действие всеракурсной ПВО-ПРО, ликвидация последствий повсеместного нарушения систем управления и связи, топливно-энергетической блокады, борьба с массовыми постановками взрывоопасных предметов,  и т.п.) в сценарии учения места не нашлось.

Кстати, стоит остановиться на материальных затратах на организацию «военных игрищ». Бывший министр обороны РБ Павел Козловский, например, заявил, что учения обошлись государственной казне в 200-300 тысяч долларов США. Однако на поверку размах учений (включая и финансовые затраты) оказался достаточно скромным: в общей сложности в них было задействовано  около 8 тысяч военнослужащих   Вооруженных Сил РБ, подразделений МВД, погранвойск, МЧС, а также 85 единиц тяжелой боевой техники, 45 реактивных систем залпового огня, орудий и минометов, 28 зенитно-ракетных комплексов, 27 самолетов и вертолетов, полторы тысячи автомобилей и другой специальной техники.

За учениями наблюдали 15 военных атташе, аккредитованных в РБ,  из РФ, Украины, Казахстана, США, Германии, Китая, Перу, Чехии, Дании, Польши, а также представители военных ведомств России, Украины, Польши, Латвии и Литвы. В рамках  учений на центральном командном пункте ВВС и войск ПВО Белоруссии побывала делегация  из Туркмении во главе с заместителем  министра обороны по вооружению капитаном первого ранга Реджгельды Нурсахатовым, которая ознакомилась с автоматизированной  системой управления войсками, производимой в республике. Предполагается, что учения подобного уровня будут проводиться в Белоруссии ежегодно.

 В целом, сам замысел и итоги учений «Березина-2002» свидетельствуют о недостаточно четком представлении высшего республиканского руководства по поводу потенциальных внешних вызовов, к которым необходимо готовить армию и общество. Действительно, Минск, с одной стороны, осенью прошлого года объявил о своем присоединении к международной антитеррористической коалиции, осудил террор как явление, но с другой – Белоруссия продолжает находится в известной международной изоляции, обвиняется в нарушении прав человека и общепринятых в цивилизованном мире норм демократии. Более того, слышны и более тяжкие обвинения в незаконной торговле оружием, поставках вооружений террористическим структурам. Подливает масло в огонь соседняя Польша: в мае там появилось очередное «разоблачение» незаконных поставок оружия из Белоруссии в одном из польских средств массовой информации. Посол США в Минске Майкл Козак немедленно и жестко отреагировал, предупредив белорусское руководство о том, «что продажа оружия либо предоставление возможности обучения или технологий тем государствам или группам, которые занимаются террористической деятельностью или иным способом дестабилизируют международную обстановку, должны прекратиться»

Таким образом, не исключено, например, что из субъекта, участника борьбы с международным терроризмом Белоруссия в любой момент может превратиться в объект военной операции совместных антитеррористических сил глобалистов. Сами ответственные политические руководители РБ по-прежнему считают такой сценарий не только маловероятным, но вообще фантастическим. Президентская администрация и МИД РБ уповают при этом на нерушимость международных гарантий безопасности, международное право и Организацию Объединенных Наций, членом которой является Белоруссия. Однако за последнее десятилетие силовые акции в рамках и по мандату ООН большей частью не соответствовали международным правилам таких операций, разработанных самой же ООН. Таких (в сущности неправомерных) военных кампаний под флагом ООН было более двадцати: здесь можно вспомнить и Руанду, и Сомали, и Либерию, но, главное, Боснийскую эпопею(на ее первом этапе, до НАТОвской подмены) и операцию в Косово-Метохии. Кроме того, не следует забывать и того, с какой легкостью американцы в 90-х гг. выгнали Югославию из ООН, запретив Международному валютному фонду, Всемирному банку и другим экономическим и финансовым организациям мира сотрудничать с нею, заморозив все зарубежные авуары Федерации.

Более того, исходя из последних документов Организации Объединенных Наций, в правовом плане суверенитет государства не может рассматриваться международным сообществом исключительно как внутреннее дело конкретной страны, поскольку суверенный статус накладывает, прежде всего на молодые, независимые государства и их властные элиты, ответственность за положение внутри страны. При этом если новая власть в какой-то из этих стран не справляется с точки зрения общепризнанных правовых норм и принципов демократии со своими функциями, то международное сообщество не только вправе, но и обязано вмешаться в дела этого государства для наведения порядка, включая использование в этих целях военной силы. Поэтому сам по себе суверенный статус, утверждению которого все последние годы так много внимания уделяет президентская администрация РБ, ничего абсолютно не добавляет для государственной безопасности Белоруссии.

Преступником в эпоху глобализации вполне можно объявить и главу государства, руководителя федерации государств, премьер-министра, вообще любого государственного или политического деятеля, немедленно начав бомбить и наносить ракетные удары по городам и весям страны, где проживает этот «изгой цивилизации». Если для того, чтобы добиться отставки и предать «международному» трибуналу С.Милошевича США и НАТО не остановились перед бомбардировкой Белграда, без всякого мандата ООН, то чем в таком случае Минск лучше югославской столицы, ведь в нем резиденция А.Лукашенко, политика, как считают в Вашингтоне,  с диктаторскими замашками, подавляющего свободу и демократию?

Возвращаясь к современному состоянию международного права (о следовании нормам которого в этом году постоянно твердит белорусское министерство иностранных дел, другие высокопоставленные чиновники республики), подчеркнем что оно является весьма шаткой и слабой опорой в деле гарантий безопасности Белоруссии. Здесь можно коснуться в первую очередь проблемы обеспечения взаимной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств. Так, в частности, республике напрасно надеяться на то, что членство ее в Договоре о коллективной безопасности может оградить страну от внешних угроз, – по правовым нормам ООН организация ДКБ не подпадает под критерий региональной организации со всеми вытекающими отсюда последствиями. Да и недавнее войсковое учение на Гороховецком полигоне МВО частей, присланных на него странами-участницами ДКБ, в котором приняла участие и одна(!) мотострелковая рота из Белоруссии( 1 рота 11-ой (Слонимской) гв. отдельной механизированной бригады), показало, что его организаторы поставили перед собой сверх облегченные задачи. Такого рода действия войск, если исходить из практического осуществления сценария данных военных игр, были словно «списаны», причем со значительными лакунами, с тактических учений стран ОВД 60-х гг. прошлого века.

Внутри СНГ , несмотря на всю демонстрируемую миру все последние месяцы поддержку антитеррористической борьбы со стороны национальных элит, до сих так и не создан координирующий орган по контртеррористическим операциям, нет соответствующей военной компоненты. Нет проявлений и высшей формы военного взаимодействия в виде проведения совместных силовых операций. Складывается впечатление, что руководители стран Содружества собираются отражать внешние потенциальные угрозы своей безопасности лишь теоретически - с помощью десятка принятых ранее, но так и не действующих на практике «модельных» законов.

Есть и другая проблема, коренящаяся в сохранении республикой конституционных принципов, препятствующих участию белорусских военных контингентов в действиях коллективных сил СНГ как внутри Содружества, так и вне его границ. В отличие от России, Украины, Грузии и Азербайджана Белоруссия никогда не посылала воинские формирования за пределы республики, абсолютно не имеет опыта проведения операций в зонах конфликтов.

С сожалением приходится констатировать и тот факт, что сближение, «примирение» России с НАТО, эйфория от вхождения РФ в «двадцатку» министра иностранных дел, других государственных мужей РФ, явно не отдающих себе отчета во временном характере этого явления, объективно вынудят руководство России пойти на встречные шаги, оправдывающие авансы Альянса и те ожидания, которые демонстрируют ее новые западные союзники. Суть их будет состоять в радикальном изменении российских позиций по принципиальным вопросам международной политики, что может затронуть и отношения с Белоруссией Лукашенко. Современная риторика о равноправном характере отношений НАТО-Россия, уверения в партнерстве со стороны евроантлантистов не должны заслонить того явного положения вещей, при котором Россия окончательно оттесняется в сторону от решения важнейших проблем европейской и мировой политики. «Партнерство» с Североатлантическим альянсом, что очевидно, ограничено локальным, тактическим уровнем, ни  о каком стратегическом союзе пока говорить нельзя, да и нет признаков продвижения к нему, поскольку руководство России продолжает проводить соглашательскую линию во внешней политике, предпочитая играть по правилам, разработанным в Вашингтоне и Брюсселе.

В условиях развернутой США и «демократическим пулом» глобальной программы антитеррористической борьбы национальная безопасность Белоруссии не укрепилась, а, наоборот, ее потенциал заметно снизился. Сегодня в мире не существует устоявшегося определения самого терроризма, характеристики этого явления весьма расплывчаты, что дает возможность определенным политическим силам трактовать его с позиций собственных интересов, занося в список террористических не только отдельные организации и структуры, но и целые страны. Нет четкого понятия и о пределе необходимого применения военной силы, поэтому нельзя исключать и намеренной, спланированной из-за рубежа провокации на территории РБ с тем, чтобы в дальнейшем обвинить руководство Белоруссии в превышении уровня силового противодействия внутренним дестабилизирующим факторам. Какие санкции со стороны мирового сообщества по отношению РБ последуют потом нетрудно предвидеть.

В этих обстоятельствах достаточно перспективной выглядит концепция укрепления национальной безопасности республики с помощью соседней России. В частности это касается и отведения угрозы ракетного поражения особо важных государственных и оборонных объектов и населения. Не секрет, что сегодня весь совокупный потенциал радиотехнических систем ПВО Белоруссии способен отслеживать воздушные цели лишь над собственной территорией и, отчасти, территории прилегающих государств. В современных условиях ВС РБ на такой основе не имеют возможности предотвратить ракетный удар по объектам на белорусской земле. В то же время российская РЛС в Ганцевичах (РБ), цель которой и состоит в предупреждении и купировании ракетного нападения(включая отведение угрозы от территории Белоруссии), никак не может встать на боевое дежурство: сроки ввода ее в эксплуатацию переносятся из года в год, начиная с 1999-го.

Напомним, что эта СПРН («Волга») строится и оборудуется уже шестнадцать лет, несмотря на то, что система предусматривает полный контроль за ракетными пусками на самых опасных западном и северо-западном направлениях. Радиус действия – практически вся Европа на Запад от Москвы, включая восточную часть Атлантики и западное Средиземноморье.  Удивительно и другое, - в то время как США вышли из договора по ПРО, российские военные продолжают затягивать ввод в эксплуатацию Ганцевичской СПРН, обещая (в очередной раз) в будущем лишь частично активизировать ее в рамках экспериментальных включений. Подчеркнем, что объект ПРО в Ганцевичах взят (не бесплатно) в аренду Россией у РБ несколько лет назад, а отдачи от него ни Россия, ни Белоруссия так пока и не дождались, за что несет прямую ответственность министерство обороны РФ.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ