Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Дожить до весны

Белорусская деловая газета, 8 декабря 2004 г.

Павел Дядин

К президентским выборам 2006 года на политическом поле Беларуси может остаться только один активный политический субъект — действующий глава государства Александр Лукашенко. Власти продолжают планомерную зачистку политического пространства — партий и структур третьего сектора. Весной парламентариям предстоит принять пакет законопроектов, ужесточающих условия деятельности всех субъектов политической жизни. Это — новые редакции законов «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах». Последним в этом ряду стал проект закона «О противодействии экстремизму».

Политические партии, негосударственные объединения и независимые СМИ и без того переживают нелегкие времена. Из более чем четырех десятков партий, которые были зарегистрированы в середине 1990-х, к настоящему времени осталось 17. Стремительно сокращается и количество общественных объединений, связанных с политической или правозащитной деятельностью. Только в 2003–2004 годах их стало меньше на 56. Такая же ситуация и с независимыми профсоюзами, которые все больше подминает под себя железная пята ФПБ, и с негосударственными СМИ.

2005 год, вероятнее всего, станет годом очередной перерегистрации всех субъектов общественно-политической жизни, которая последует после принятия названного пакета законов. Фактически перерегистрация партий и общественных организаций уже началась. До 1 февраля 2005 года все их офисы должны быть переведены в нежилой фонд. Переводу, по информации как оппозиционных, так и пропрезидентских партий, подлежат более 90% структур. Министерство юстиции заявляет, что данное требование не имеет никакой политической подоплеки, и ссылается на нормы Жилищного кодекса. Но вспомнил о них Минюст почему-то только после завершения парламентских выборов и референдума, когда Центризбирком объявил о сокрушительной победе Александра Лукашенко.

Перерегистрация структур потребует приложения огромных сил и средств, которыми партии и общественные организации не обладают. Отсутствие зарегистрированных офисов, с одной стороны, исключает партии из легальной политики, с другой — может стать основанием для постановки Министерством юстиции вопроса об их ликвидации в судебном порядке.

Вторая сложность перерегистрации — получить согласие специальной государственной комиссии, которую возглавляет заместитель главы Администрации президента Олег Пролесковский. Через эту комиссию за последние годы не проскочили ни одна политическая партия, ни одно общественное объединение, в уставных целях которых значится правозащитная деятельность или оказание содействия в построении в Беларуси гражданского общества.

Сам Минюст, направляя документы в эту комиссию, дает свои рекомендации, кого регистрировать, а кого нет. «Волчий билет» сразу выдается тем организациям, среди учредителей которых значатся известные оппозиционные деятели.

Новые редакции законов «О политических партиях» и «Об общественных объединениях» налагают на тех и на других дополнительные требования по финансовой отчетности, численности, а также обязывают ежегодно предоставлять сведения о проделанной работе. Введение данных требований в действие превратит субъекты общественно-политической жизни в некий придаток Минюста, полностью ему подотчетный.

Лидеры политических партий уже назвали эти требования невыполнимыми и рассчитывают на здравый смысл властей. Если эти расчеты окажутся иллюзорными, Беларусь может в историческом развитии откатиться дальше эпохи страны Советов. При коммунистах была однопартийная система, а в Беларуси может сложиться и вовсе беспартийная.

Но даже те партии и общественные организации, которые выживут после перерегистрации, будут связаны по рукам и ногам законом «О противодействии экстремизму». Определение самого этого понятия занимает в проекте целую страницу. Под экстремизмом понимается деятельность политических партий, общественных объединений, религиозных и иных организаций, средств массовой информации, лиц (граждан Беларуси и иностранцев) «по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя и территориальной целостности Беларуси, захват либо удержание государственной власти неконституционным путем, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, унижение национальной чести и достоинства, организацию и осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам расовой ненависти, вражды или розни, а равно по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы…» Цитата, как вы понимаете, не полная.

Если бы аналогичный закон существовал, к примеру, в Украине, то лидер оппозиции Виктор Ющенко, а тем более его знаменосец Юлия Тимошенко, неделями выводящие на улицы сотни тысяч людей, уже давно сидели бы в следственном изоляторе.

О том, что Александра Лукашенко надо либо хвалить, либо о нем молчать, уже хорошо знают многие демократические кандидаты в депутаты Палаты представителей, строившие свои избирательные кампании на критике политики президента. Предвыборные выступления некоторых из них до сих пор изучаются прокуратурой на предмет наличия в них оснований для возбуждения уголовного дела по факту клеветы на президента и должностных лиц белорусского государства. С принятием этого закона все политические выступления будут изучаться и на предмет наличия экстремистских высказываний. В соответствии с законопроектом одним из приоритетов деятельности государственных органов по предотвращению экстремистских проявлений станет их профилактика. Набор профилактических средств вполне традиционен для Беларуси: вынесение письменного предупреждения, приостановление деятельности, ликвидация. Приостановление деятельности означает полную изоляцию организации. Ей запрещается пользоваться СМИ, проводить собрания, уличные акции и иные массовые мероприятия, использовать банковские счета, за исключением уплаты платежей в бюджет и государственные бюджетные и внебюджетные фонды.

Основанием для ликвидации организации также может послужить признанное экстремистским высказывание кого-либо из ее руководителей, сделанное без указания, что это его личное мнение. В таком случае организация должна в течение пяти дней откреститься от такого высказывания. Иначе оно может рассматриваться «как факт, свидетельствующий о наличии в ее деятельности признаков экстремизма».

Законопроект предусматривает запрет деятельности иностранных организаций и их представительств, признанных белорусским законодательством экстремистскими. При этом не разрешается даже создавать организации-преемники таких объединений. А если какое-нибудь слишком смелое издание осмелится распространить информацию о деятельности признанной экстремистской организации, его согласно законопроекту можно будет ликвидировать. Получается замкнутый круг. Государство само определяет, кого считать экстремистами, само карает и делает все это в информационном вакууме. Противникам действующего президента останется либо замолчать, либо уйти в подполье. А критиковать власти придется так витиевато, что прослывешь или шутом, или законченным лицемером.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ