Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

«В федеративной системе мы видим развитие, как демократических идеалов, так и экономическую мощь регионов», - председатель Донецкого областного совета Борис Колесников

Интернет-портал Комитета  избирателей Донбасса

В среду, 1 декабря состоялась пресс-конференция председателя Донецкого областного совета Бориса Колесникова. Основными темами, которые более всего интересовали журналистов, стали: федерализация Украины, пути разрешения политического кризиса и отставка правительства. О важности этих вопросов можно судить хотя бы потому, что в пресс-конференции приняли участие более пятидесяти (!) представителей как украинских, так и зарубежных СМИ.

В своем вступительном слове Борис Колесников сразу же отмел все обвинения в сепаратизме. Главная идея федерализации Украины по его словам в том, что нет другого законодательного пути закрепления финансовых ресурсов на местах.

- Хочу отмести все обвинения в сепаратизме. Ни о каком сепаратизме и речи не может быть. Донецкий областной совет - высший орган представительской власти в Донецкой области - никогда не заявлял об отделении. Мы хотим быть равноправным субъектом республики Украины. И все действия будут только конституционными. Этот процесс займет не менее 6-7 месяцев при доброй политической воле. Мы (руководители городов и районов) не видим другого законодательного пути закрепления финансовых ресурсов на местах.

Сегодня директора крупных промышленных компаний получают 7-10 тысяч долларов в месяц. Соответственно, сколько должен получать, так сказать, технический директор Донецкой области - заместитель председателя облгосадминистрации? У местной власти нет мотивации для привлечения специалистов высокого класса. И мы считаем, что федерация упростит это.

Весь мир построен на том, что регионы - прежде всего. Из трех стран, входящих в лидеры по ВВП на душу населения, США и Германия являются федерациями. Япония - не федерация, но местное самоуправление представлено там очень достойно.

Мы рассмотрели массу моделей развития мирового сообщества. И пришли к выводу, что оптимальной для дальнейшего реформирования нашей страны будет внесение изменений в Конституцию о федеративном устройстве Украины.

Никто не хочет ничего делить и разрушать целостность нашего государства. Этот путь - единственный для того, чтобы интересы всех сел, поселков, районных центров, городов и областей Украины были учтены.

Сегодня от оппозиции идут заявления о том, что оценкой деятельности губернаторов является привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест. Внимательно прочитайте украинское законодательство… Как губернатор может создавать новые места и привлекать инвестиции? Ведь для этого у субъектов федерации должны быть определенные преференции. Это реальная демократическая модель развития того или иного региона. И мы готовы к тому, чтобы к ней прийти. Это инициатива с мест. Я не думаю, что она вызовет особые осложнения в Киеве.

Вопрос: Как будет распределяться бюджет в федерации?

Б.В.: Федерация будет украинской. А Донецк - это равнопредставленный субъект. Донбасс не хочет преференций. Ни одной копейкой больше, ни одной копейкой меньше. При сегодняшних темпах роста экономики в резервных фондах регионов нужно оставлять до 70-80% заработанных средств. Есть такие примеры - США, ФРГ, Франции. Это длительный процесс. Но он даст дополнительную мотивацию всем субъектам федерации. В Донецкой области, к примеру, мы можем собрать около 8 млрд. гривен (если бы не случилось политического кризиса). 70%, которые могли бы остаться в области - это 5,6 млрд. грн. (более миллиарда долларов). Если политический кризис затянется - будет меньше даже этой суммы.

Вопрос: Почему оппозиция сейчас так боится федерализации?

Б.В.: Я ни в коем случае не ставлю своей целью поссорить восточные области с западными. Я хочу обратиться к тем политикам, которые спекулируют на этой теме. В свое время никто не обвинял западную Украину в сепаратизме. А сегодня нужно найти какую-то зацепку. Ведь ситуация уже доводит людей до отчаяния.

Можно всегда говорить о федерализме, о той или иной модели развития демократического государства. Но есть реальные доходы. Поэтому сегодня наиболее уместно поднимать этот вопрос. Это стимул для работы местных администраций.

Вопрос: Насколько велика возможность, что идею референдума поддержат и в других областях?

Б.В.: Есть большие противоречия между унией и федерацией. Однозначно эта идея получила одобрение коллег. Может быть, она была недостаточно правильно высказана - из-за чего начались заявления об автономии. Возможно, ввиду неудачного перевода вкралась досадная ошибка. Речь идет исключительно о равнопредставленной демократической стране. Это наша инициатива. Считаем, что это будет способствовать развитию Украины. А тем, кто говорят, что это развалит страну, скажу следующее - страны раскалывались и без федераций.

Вопрос: Как вы прокомментируете решение съезда в Северодонецке о создании Юго-Восточной республики со столицей в Харькове?

Б.В.: Это заявление. Такого решения никогда не было. Это были эмоции местного самоуправления. Мы полностью соблюдаем юридическую процедуру.

Вопрос: Какой вопрос выносится на референдум?

Б.В.: О внесении изменений в Конституцию Украины. О том, что при создании федеративной республики Украина Донецкая область будет равнопредставленным субъектом, как и другие. Мы надеемся на понимание Верховного Совета Украины, максимальную скорость прохождения этой дистанции.

Вопрос: Как будет называться область?

Б.В.: Это решит Верховная Рада. Есть земли, есть штаты. Она будет называться также, как и все остальные субъекты. Этот вопрос еще не решен. Не думаю, что это принципиально. Главное - обеспечить достойную жизнь на местах и найти максимальную мотивацию для развития бизнеса. 8 декабря закончим формирование вопросов для референдума.

Сама по себе инициатива создания федеративной системы родилась уже очень давно. Попытки были в украинском государстве после октябрьской революции, Донецко-Приднепровские государства и прочие. И мы не пытаемся воспользоваться политическим моментом. Регионы просто забыты. Можно уверенно сказать - кто-то что-то потеряет. Думаю, мы заставим своими действиями просто более внимательно посмотреть на численность штатного расписания определенных министерств и ведомств. И там придется подвинуться.

В федерализме наиболее защищены права территорий. Так что это вопрос экономического плана. Для того чтобы развивать экономику мы должны иметь спокойную и стабильную политику. В 1998 году коммунистический Китай получал 30 миллиардов долларов, а капиталистическая Москва всего 3 миллиарда. Мы видим в федеративной системе развитие как политических составляющих - прежде всего на развитие демократических идеалов, так и экономическую мощь регионов.

Мы не хотим референдума ради референдума, ради славы. Мы хотим, чтобы он принес изменения в Конституцию. В украинском парламенте 225 депутатов из мажоритарных округов. Все они из регионов. Я думаю, мы найдем поддержку…

Вообще, референдум о федерализации - это более углубленная политическая реформа. Мы будем убеждать и президента Украины и депутатов Верховной Рады, что политическая реформа, которая есть на сегодняшний день, безусловно, делит полномочия между тремя ветвями власти. Но регионы в этой новой конструкции не участвуют - их права не уменьшаются, но и не увеличиваются, то есть развитие ситуации с мест невозможно. Такая модель очень большой централизации - чисто советская.

Разница между уровнем жизни в Вашингтоне и Сиэтле, наверное, будет не в пользу Вашингтона. А разница между столицей Украины и городами очень велика. Ведь именно в Москву, в Киев, в свое время стягивались лучшие кадры, лучшие фонды. А, например, то, что Шахтер выиграл чемпионат Украины, это уже есть признак развития территории.

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, отставку правительства…

Б.В.: Считаю, что это чисто политическая причина. Правительство пошло в отставку за то, что неделю не могло попасть на работу…

Я понимаю, что в реальной корзине, по которой весь мир оценивает, в жизни простого человека резких изменений не произошло. Но все-таки это правительство оказалось самым эффективным за 13 лет существования экономики Украины.

Вопрос: Каким вы видите восстановление политического и гражданского диалога в Украине?

Б.В.: Это предмет серьезных не политических, а практических переговоров. То потрясение, которое испытала Украина, будет хорошим примером для всего мира, для постсоветского пространства.

Вопрос: И каков выход из данного политического кризиса?

Б.В.: В любом кризисе я всегда вижу переговоры. Виктор Янукович проявил гражданское мужество, заявив, что готов отказаться от одержанной победы, но только вместе с Виктором Ющенко. Для того чтобы спасти страну…

Оппозиция должна пойти на переговоры. Иначе мы развалим страну, и это будет уже необратимо. Меня как уроженца Донбасса очень сильно огорчает, что он преподносится, к сожалению, специально или по незнанию, как более отсталый регион, нежели вся Украина. Я уверен, что Донбасс таких оценок не заслуживает. Выходят народные депутаты и разжигают по сути дела национализм со скатыванием с попыткой скатиться к шовинизму.

Десятки тысяч горных мастеров - это люди с высшим образованием, и начальник участка, и весь инженерно-технический состав. Сами шахтеры закончили горные училища - и это четыре года образования. Я не хочу никого обидеть. Ни одного украинца. Но я не думаю, что мы заслужили такую оценку. И оцениваю это как национализм.

Не думаю, что у какой-то из областей Украины есть такая возможность - отправлять всех школьников - победителей в олимпиадах по путевке в Диснейленд.

Наши сегодняшние шаги направлены на то, чтобы показать людям, что демократия дает больше возможностей. И поэтому задача местного самоуправления - именно убедить людей, что все эти годы прожиты не зря. Всё-таки мы выйдем на высокий уровень развития общества, как в демократическом, так и финансовом плане.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ