Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

"Время Новостей",
10 июня 2002

Троянский конь шанхайской интеграции.

Вашингтон незримо проник в евразийское братство

Председатель КНР и президенты России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана провели в пятницу в Санкт-Петербурге славный день. Полюбовались каскадами фонтанов в Петергофе, прогулялись на теплоходе по Неве, прошлись по анфиладам Русского музея... И в течение всего этого дня, между прочим, продолжали неустанно работать.

Итогом работы стали принятые на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) документы - хартия, декларация и соглашение о создании региональной антитеррористической структуры (РАТС). Владимир Путин назвал эти документы "системообразующими". По его мнению, они будут способствовать "скорейшему превращению ШОС в динамичную и дееспособную организацию". А взаимодействие внутри ШОС станет одним из "ключевых моментов в обеспечении безопасности в регионе и мире". Еще Путин говорил, что задачи ШОС "ясны и прозрачны", что организация эта "не военный блок" и будет открыта для сотрудничества с другими странами. Тем не менее уже в Санкт-Петербурге у наблюдателей возникли легкие сомнения, так ли это. Определенное недоумение вызвало то, что не стала достоянием гласности хартия ШОС - основный уставный документ, в котором изложены цели организации и механизмы ее деятельности. И если ШОС объявлена "открытой структурой" и даже предусмотрены три формы сотрудничества с ней - партнер по диалогу, наблюдатель и, наконец, полноправный член организации, то как потенциальные кандидаты на вступление могут составить о ней представление?

Главное же сомнение в заявленном "невоенном" характере организации внес президент Узбекистана Ислам Каримов. Его публичное выступление на саммите выглядело столь неординарным (Каримов говорил экспромтом, без заранее заготовленного текста), что дало основание журналистке из испанской газеты El Pais спросить Владимира Путина: не кажется ли ему, что на саммите ШОС незримо присутствовали США, чьим послом здесь оказался узбекский президент.

Оговорившись, что он "в основном" полностью согласен с выступавшими перед ним коллегами-президентами, и в особенности с Владимиром Путиным, г-н Каримов затронул самый чувствительный нерв происходящего события. Он заявил, что "ШОС может превратиться в серьезный фактор мировой политики, если организация трезво оценит изменения в мире, произошедшие после событий 11 сентября прошлого года". "Мир меняется, меняется и расстановка сил в мире, - продолжал Ислам Каримов, - и прагматизм руководителей России и США, а также тех лидеров, что подписали документы Россия-НАТО, есть результат такой трезвой оценки и понимания новой ситуации, и мы также не можем не учитывать этого".

Надо было видеть, как выразительно взглянул узбекский лидер, закончив свою речь, на председателя Китая, сидевшего от него поодаль. Для этого Каримову пришлось наклониться вперед, поскольку от Цзян Цзэминя его отделяли Путин и таджикский президент Рахмонов. Мизансцена выглядела еще убедительнее от того, что председатель Цзян, убаюканный привычным ему восточным славословием центральноазиатских лидеров, явно оживился, когда ему стали переводить слова г-на Каримова.

Очевидно, что Ислам Каримов, как это бывало и раньше, снова оказался возмутителем спокойствия. На этот раз среди "шанхайцев". Он был единственным, кто упомянул про 11 сентября в контексте противостояния угрозе террора. При этом узбекский лидер недвусмысленно дал понять, что Ташкент не видит других серьезных аргументов против этой угрозы, кроме сотрудничества с международной антитеррористической коалицией во главе с США. И предоставление военных баз на своей территории западным странам выглядит в этой связи как долговременная стратегия Ташкента.

В общем, ШОС в нынешнем ее составе ждут непростые времена. Еще год назад Пекин рассматривал эту организацию в качестве инструмента усиления влияния на Центральную Азию. Вместе с Москвой он мог рассчитывать на то, чтобы упредить распространение американского "гегемонизма", и включение Узбекистана в эту игру казалось полезной затеей. Теперь же Ташкент, в последние годы самостоятельно выбирающий стратегию защиты своих интересов, может оказаться троянским конем в Шанхайской организации сотрудничества. Кстати, в ходе петербургского саммита президент Узбекистана уже призвал не форсировать учреждение секретариата ШОС в Пекине, а штаба РАТС - в Бишкеке. Комментируя эти предложения, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев продемонстрировал незаурядную находчивость: мол, его узбекский коллега просто не хочет повторения для ШОС печальной судьбы СНГ.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ