Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Кто будет жить в России в 2015 году

Российская газета, 17.12.2004

Ольга Добромыслова

- Сегодня много говорят о депопуляции - абсолютной убыли населения. Обратима ли она? Или уже есть основания квалифицировать депопуляцию как смертельную опасность для России?

- В 1992 году в России было зарегистрировано смертей больше, чем рождений. На протяжении последующих 8 лет ситуация усугублялась. И вот уже четвертый год мы наблюдаем медленный, но неуклонный рост рождений. 2004-й подарил России около 1,5 миллиона детей и забрал 2,3 миллиона жизней. Кстати, по последнему показателю мы далеко позади всех развитых стран. Причины - печальное зеркало российского бытия: в прошлом году зарегистрировано 52 тысячи самоубийств, 42 тысячи убийств, 43 тысячи человек погибли от травм, полученных в катастрофах на транспорте, 41 тысяча смертей - в результате отравления некачественным алкоголем, а всего - 328 тысяч смертей от несчастных случаев, отравлений и травм. Очень высоко число смертей от сердечно-сосудистых заболеваний - более 1,3 миллиона. Мужчины в трудоспособном возрасте умирают в 4 раза чаще, чем женщины. Если бы в России смертность трудоспособного населения была на том же уровне, что и на Западе, мы сохраняли бы до 500 тысяч (!) человек в год.

Россия сегодня принадлежит к числу стран с самой низкой рождаемостью: 1,3 ребенка на женщину. Рождаемость снижается уже несколько десятилетий. Но снижение происходит волнообразно: за падением обязательно следует небольшой рост. На рост работает наше демографическое прошлое. Предыдущий всплеск рождаемости был в 1983-1987 годах. А ему, в свою очередь, предшествовала высокая рождаемость 50-х годов прошлого века. Пики и спады рождаемости повторяются примерно через каждые 25 лет. И это понятно: количество детей зависит от количества молодых матерей.

- Если следовать вашей логике, то рождаемость будет расти просто потому, что расти ей пора.

- Именно так. В этом смысле сегодняшней России повезло. В последние годы молодых семей прибавилось, да и отложенное ранее рождение второго ребенка кое-кто реализовал. Хотя часто отложенное превращается в неосуществленное. Сейчас и рождение первого ребенка стали откладывать, что раньше было редкостью. У нас стало заметно меньше мам до двадцати лет. В среднем по России рожают в 22-24 года. А в Москве - в 25-27, почти как на Западе. Оно и понятно: сначала молодые люди хотят выучиться, встать на ноги, подготовиться к рождению детей, а потом и детей заводить. На помощь старшего поколения, как раньше, уже надеяться не приходится. Да и от государства существенной помощи не ждут.

- Рожать-то рожают, но при теперешней дороговизне всего и вся, при теперешней "доступности" качественных медицинских услуг "по карману" ли среднестатистической российской семье хотя бы один ребенок?

- Давайте посмотрим. Средняя зарплата по России на октябрь этого года 7100 рублей. Средний по России прожиточный минимум ребенка - 2336 рублей, взрослого - 2629 рублей (в Москве он превышает 3,5 тысячи). И вот человек родился. Единовременное пособие 4,5 тысячи (в Москве и некоторых других городах есть городские доплаты к федеральным пособиям) потрачено на коляску, кроватку, ванночку и прочие предметы ухода за ребенком. А дальше как? Сложите три прожиточных минимума (папа+мама+ребенок), сравните результат с зарплатой нашего среднестатистического главы семьи (предположительно единственного ее кормильца на ближайшие пару лет) - и вы поймете, что с рождением ребенка такая семья оказывается у черты бедности или за чертой.

Правда, мама в первые полтора года жизни малыша будет получать от государства по 500 рублей в месяц. В середине 90-х размер этого пособия составлял около 20 % от средней заработной платы, сейчас - 7 %. Так что погоды и эти деньги, сами понимаете, не делают. Более того, анализ сумм, предназначенных к выплате по уходу за ребенком до полутора лет, говорит о том, что полностью пользуются этим "оплачиваемым" отпуском далеко не все россиянки из числа тех, кто имеет на него право (включенных в систему социального страхования). Не каждая женщина может себе позволить таким образом "сидеть на шее у государства". Не всякая семья решится вторично поставить себя на грань выживания. А кто-то, насмотревшись на друзей и соседей, и на первого ребенка не решится. Основной фактор бедности сегодня в нашей стране - дети. Среди бездетных молодых семей бедных практически нет, среди однодетных - немало, среди двух-трехдетных - больше половины. В большинстве случаев, появляясь на свет, дети делают семьи, в которых родились, бедными. Сегодня более 18 из 30 миллионов детей живут в семьях с доходами ниже прожиточного минимума, и на них семьи получают пособие... аж 70 рублей в месяц.

- Очевидно, единовременные пособия увеличат. Но ведь что-то нужно делать, чтобы семья не оказывалась постоянной заложницей неразворотливости и равнодушия властей.

- Да, есть информация, что со следующего года единовременное пособие при рождении ребенка будет составлять уже 6000 рублей. Очевидно, это будет преподнесено как существенный шаг в поддержку семьи. На самом же деле это всего лишь компенсация инфляции - за три года (с 2002-го) размер пособия ни разу не индексировался. Как и ежемесячное пособие, как и пособие по уходу за ребенком. Увеличение оплаты отпуска по уходу за ребенком в проекте бюджета Фонда социального страхования на 2005 год не предусмотрено. А ежемесячные пособия и вовсе в федеральном бюджете не значатся. Теперь, как и в 90-е годы, они будут выплачиваться за счет средств регионов. Кто-то повысит, а кто-то и 70 целковых не осилит без помощи центра. Пособия на детей у нас как-то незаметно превратились из социальных гарантий в льготы. А с льготами государство повело решительную борьбу путем их "монетизации".

Я считаю: поможет семье "не быть в заложниках", как вы сказали, принятие федерального закона о минимальных социальных стандартах и, в его развитие, закона о государственных гарантиях поддержки семей с детьми. Был Закон 1995 года "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Но большая часть расходов (на ежемесячные пособия) должна была финансироваться из региональных бюджетов, а деньги на детей нашли, увы, далеко не все. Стали расти долги по детским пособиям, пока не превысили 30 миллиардов рублей. Так что пришлось проблему решать все-таки за счет федерального бюджета. Но ведь в следующем году мы опять переходим на выплату пособий за счет регионов... А время-то не ждет: через несколько лет начнет сокращаться численность трудоспособного населения. Иждивенческая нагрузка на работающих возрастет. Рост ВВП и реальных доходов замедлится, нагрузка на пенсионный фонд увеличится. Угроза для экономики страны.

- В какой мере убыль населения компенсируется иммигрантами?

- В середине 90-х поток иммигрантов покрывал ее в значительной мере. Потом пошел на убыль. В 1998 году иммигранты компенсировали убыль населения на 40 %, в 2000-м - на 20 %, в 2002-м - на 10%, в 2004 году, скорее всего, эта цифра составит менее 5 %.

- Какой, на ваш взгляд, должна быть миграционная политика России?

- Приток мигрантов будет благом для России. Мы хотели бы преимущественно молодых, здоровых, образованных, приехавших работать, а не пополнять этнические преступные группировки. Сейчас, увы, дело обстоит совсем иначе. Поэтому нужно финансировать программы стимулирования переезда в Россию русскоязычного населения из бывших республик СССР, расширять обучение в российских вузах молодежи, еще не забывшей русский язык. Нужно научиться регулировать трудовую миграцию, сделать выгодной ее легализацию, создать систему учета мигрантов.

- Что еще можно и нужно предпринять, чтоб преодолеть демографический кризис?

- Не стоит считать ситуацию безвыходной, как и не стоит уповать на чудо. Нужно, чтобы заработная плата позволяла иметь более чем одного ребенка. Я уже говорил, нужен федеральный закон о социальных гарантиях поддержки семей с детьми. Не запреты и даже не стимулы, а гарантии стабильной и предсказуемой жизни - вот что главное в социальной политике. Эти гарантии должны включать налоговые льготы, пособия, отпуска, жилищные кредиты, дошкольные учреждения, охрану здоровья детей, летний отдых и т.д. Какие гарантии должен обеспечивать федеральный уровень, какие - регионы? Вопрос. Давайте искать ответ на него.

Нужна демографическая экспертиза всех принимаемых решений: важно видеть их демографические последствия, в том числе отдаленные. Нужно повысить уровень демографической грамотности органов управления. Демография - это стратегический взгляд на развитие страны. Хватит под ноги смотреть. Наконец, нужно пропагандировать ценности семьи и здоровья и стимулировать их. Быть родителем - должно быть престижно, быть здоровым - выгодно.

- Валерий Владимирович, наш разговор мы начали с того, что Россия у опасной черты. Коснулись того, как удержаться, не шагнуть за нее. Так кто же, по-вашему, будет населять нашу страну к 2015 году?

- Через 10 лет в России будет не 143,5 миллиона человек, как сейчас, а на 6-8 миллионов меньше. Свое 16-летие в 2015 году отметит поколение 1999 года - самое маленькое в нашей современной истории. В брак будут активно вступать родившиеся уже не в СССР, а в новой России - поколение начала 90-х, а их было меньше, чем тех, кто родился в 80-х. Так что свадеб будет меньше, чем сейчас. Пенсионного возраста достигнут мужчины 1955 года рождения и женщины 1960 года - их будет более 2 миллионов. Впрочем, думаю, к этому времени уже возраст выхода на пенсию будет иным. Это неизбежно. Несмотря на долгожданное удвоение ВВП, достижение которого будет с 2010 года отодвинуто примерно на 2015 год. Это тоже неизбежно.

Если хоть часть из того, о чем было сказано выше, будет реализована, то Россия станет страной более пригодной для рождения детей и полноценной жизни, чем сегодня.

Вторые дети будут рождаться чаще, чем сейчас. Детей, родившихся вне брака, абортов, разводов и бедных семей с детьми будет меньше, чем ныне. Продолжительность жизни мужчин повысится до 63-64 лет, а женщин - превысит 75. Увеличится доля тех, кто родился не в России, но переехал в Россию жить и работать. Ксенофобии (ненависти к чужакам) станет меньше, а толерантности (уважения к людям иной внешности и культуры) больше...

Подождем 10 лет.

Александр Чуев, зампредседателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций

- Александр Викторович, считаете ли вы, что убыль российского населения достигла таких темпов, что может стать необратимой?

- Проблема действительно становится близкой к катастрофе: население России ежегодно уменьшается более чем на миллион человек. Прежде всего мы теряем население на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири, в Центрально-Черноземном районе и на Северо-Западе, то есть в регионах, где большинство населения - русские.

- Какие меры могли бы сегодня изменить ситуацию к лучшему?

- Я считаю, пособие на первого ребенка должно быть не менее 5 тысяч рублей, на второго - 15 тысяч, на третьего - 30 тысяч. Тогда женщины начнут рожать. Но только единовременное пособие проблемы не решит. Необходимо действительно оплачивать матерям отпуск по уходу за ребенком до полутора лет - в размере, близком к прожиточному минимуму. И следующий за этим отпуск тоже должен оплачиваться - хотя бы на уровне минимальной заработной платы. Особенно это касается многодетных семей. Многодетным семьям необходимо вернуть льготы - касающиеся жилья, проезда, медицинского обслуживания.

Если говорить о жилье, так у нас нет государственной политики в области жилья. У нас есть государственная политика, которая сводится к созданию рынка жилья. Но семья и рынок - вещи абсолютно несовместимые. Я считаю, молодым семьям необходимо выдавать специальные кредиты, которые те возвращали бы государству рождением ребенка.

Важно, чтобы государство обратило внимание на семью и начало формировать демографическую политику. Необходимо создать министерство или федеральную службу, которая занималась бы демографией. Должна появиться президентская программа сохранения и сбережения народа. У нас вымирают районы Сибири и Дальнего Востока. Мы можем потерять территории.

- Как не допустить этого?

- Необходимо говорить о государственной программе заселения этих земель. Нужно широко открыть двери для тех жителей бывших союзных республик, кто хочет вернуться на свою историческую родину. Но важно помогать переехать туда и российским семьям, которым сейчас трудно. Дать им возможность начать новую жизнь: бесплатно предоставлять землю, выделять деньги на строительство жилья. Нужен закон о репатриации, чтобы разделить репатриантов и иммигрантов. Миграцию необходимо тормозить, ужесточать условия въезда представителей других государств, наций, народностей. Выходцам же из России необходимо предоставлять режим наибольшего благоприятствования. Это должно стать государственной политикой. Я подготовил пакет законов и надеюсь их вынести на обсуждение в весеннюю сессию.

- Но ведь реализация предлагаемых вами законов потребует немалых средств. Вы уверены, что они найдутся?

- Я не говорю об увеличении бюджетных расходов. Для детских пособий, к примеру, можно взять средства из Стабилизационного фонда. А вообще, конечно, важно осознавать: семейную политику рассматривать в отрыве от политики в целом нельзя. Все, о чем я говорю, не изменив политики в целом, сделать трудно.

- Так кто же, по-вашему, будет жить в России в 2015 году?

- Если все пустить на самотек, то к 2015 году население страны уменьшится до 125-127 миллионов человек. Если будет принят предложенный мной пакет законов, то в ближайшие три-четыре года уменьшение численности населения остановится и начнется ее рост. Надеюсь, рождаемость увеличится на 500-700 тысяч человек в год.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ