Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Новый министр обороны Грузии закусил абхазские удила

“Известия“, 21 декабря 2004 г.

Наталья Ратиани

Новый министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили обещал справиться с вопросом восстановления территориальной целостности Грузии за пять лет. Обещания прозвучали в присущей ему агрессивной манере. Так, еще не избранному президентом Сергею Багапшу он посоветовал за эти пять лет "вернуться в свою родную Россию или отправиться к праотцам". Назначение на пост министра обороны человека, который настаивал на силовом решении летнего цхинвальского кризиса, вполне может обернуться для Грузии не размораживанием, а замораживанием дискуссии о "восстановлении территориальной целостности страны".

На раскатистые как гром заявления Окруашвили незамедлительно ответили в Цхинвали и Сухуми. И южные осетины, и абхазы однозначно поняли - период аккуратных уговоров со стороны Грузии прошел. Если президент Михаил Саакашвили выставил на передний план кампании по восстановлению территориальной целостности своего главного "ястреба", то ни на какой позитив рассчитывать не приходится, убеждены и в Цхинвали, и в Сухуми. Окруашвили не Георгий Барамидзе (экс-министр обороны Грузии) и не Георгий Хаиндрава (госминистр по урегулированию конфликтов). Те, учитывая законные интересы Грузии, тем не менее пытались отыскать взаимную точку опоры, в которой сошлись бы и интересы обеих непризнанных республик, и были бы учтены интересы России. К которой, как известно, в споре о восстановлении территориальной целостности все время апеллируют как южные осетины, так и абхазы.

Экс-министр внутренних дел Окруашвили действует всегда с позиции силы. Причем - это доказывают и летние события в Цхинвали, и период шквальных арестов коррумпированных чиновников в Грузии - готов использовать любые, даже самые крайние методы. О решимости нового грузинского министра обороны побыстрее утрясти вопрос с территориальной целостностью страны свидетельствует и факт уже начавшихся серьезных чисток в доверенном ему ведомстве. Старые кадры - высший и средний состав - убираются, а на их место Окруашвили приводит своих проверенных людей из МВД.

С одной стороны, причина торопливости Грузии вполне понятна. Пускай "ценой Окруашвили", но Тбилиси важно было бы зафиксировать вопрос о статусе Абхазии еще до решения в 2005 году во многом схожего вопроса о статусе Косово. Что касается Косово, то ситуацию планируется решить отнюдь не в рамках Сербии, без соблюдения демократических стандартов и специального решения Совбеза ООН. Если в Косово все сложится по такому сценарию, то будет создан очередной невыгодный Тбилиси прецедент.

С другой стороны, во всех предложениях по возвращению Абхазии в состав Грузии Тбилиси говорит исключительно о предоставлении Абхазии расширенной автономии. Очевидно, что Абхазию, в отличие от Южной Осетии не ведущую дискуссию о вхождении в состав России, навряд ли в обозримом будущем устроит даже самая расширенная автономия в составе Грузии. Возможно, ситуация могла бы сдвинуться с мертвой точки, предложи Грузия Абхазии вариант конституционной хартии государственного сообщества Сербии и Черногории. В 2003 году такое сообщество было основано на равноправии двух государств-членов, а их названия были вынесены в название объединяющего их сообщества. Вместе с тем в хартию было включено положение о том, что по истечении трех лет государства-члены имеют право выхода из сообщества. Кстати, авторство такого решения принадлежит Европейскому союзу в лице Хавьера Соланы. А ЕС, как известно, держит руку на пульсе "восстановления территориальной целостности" Грузии.

Вполне приемлемыми для начала дискуссии между Грузией и Абхазией можно было бы считать и предложения, подобные "плану Кофи Аннана" по всеобъемлющему урегулированию кипрской проблемы. "План Аннана" предполагает учреждение нового государственного образования "Объединенной Республики Кипр", причем для двух образующих его государств - греко-кипрское и турко-кипрское - предусматривается равный статус. Однако пока назначение Окруашвили, увы, только заморозило любые варианты урегулирования самого чувствительного для Тбилиси вопроса. С ним уже отказались дискутировать в непризнанных республиках, и пока не горит желанием развивать диалог Москва

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ