Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Кому выгодна межнациональная рознь в Казахстане?

Навигатор, 27.12.2004.

Дилярам АРКИН

Нация — понятие историческое, ее нельзя провозгласить или отменить. И примеров тому история знает немало. Процесс образования многонациональной среды Казахстана убеждает, что даже самая жестокая имперская политика не может положить конец существованию целой нации и созданию новой. Достаточно вспомнить депортацию тысяч корейцев с Дальнего Востока, поволжских немцев, поляков из западных регионов СССР и т.д.

Унификация образа жизни, традиций и культуры, создание, как было объявлено, “новой исторической общности людей — советского народа” — все это делалось по российскому образу и подобию, на базе русского языка. Такой прессинг не мог не вызвать естественное сопротивление коренных жителей советских республик, что и подтвердили события распада СССР. Сталину, как впрочем и остальным генсекам, не удалось тогда создать новую нацию — “советскую”.

С обретением независимости союзных республик вроде бы все стало на свои места. Официально у нас в стране было заявлено: межнациональной розни в Казахстане нет. Но, как оказалось на деле, - это не совсем так.

В августе этого года, прозвучало предложение Нурсултана Назарбаева на встрече с главами национально-культурных центров республики о формировании так называемой "единой казахстанской нации", вызвав тем самым неоднозначную реакцию среди представителей различных народов, проживающих в Казахстане.

“Как можно утверждать, к примеру, что я казахстанец, а не казах, чеченец, узбек или татарин? — слышатся недовольные голоса. — Нельзя приравнивать одну нацию к другой. У каждого свои принципы, свои традиции и свой уклад жизни!”.

Некоторые, правда, трактовали предложение президента страны по-иному: мол, речь шла о том, чтобы все граждане республики считали и называли себя в первую очередь казахстанцами, а их национальная принадлежность была бы на втором плане. Иные, шутя, идею главы государства связали с рождением нового, четвертого по счету, жуза.

Но, так или иначе, в обществе снова возникло недовольство. Скрытое обострение межнациональных отношений стало постепенно выползать наружу. Как ни странно, противников идеи президента оказалось больше, чем сторонников, даже во властных структурах.

— Своим приказом Нурсултан Назарбаев не может принимать решения о создании единой нации. Это же утопия, — негодует генеральный директор “Отан-медиагрупп” Несип Жунисбаев. — Я не представляю, чтобы в моем паспорте в графе "национальность" стояла надпись “казахстанец”. Такой нации быть не может. Я не буду казахстанцем. Я казах. Даже указ президента не сыграет роли в моих убеждениях. Я был казахом и умру казахом. Возможно, через миллиард лет, если Аллаху будет угодно, все народы мира станут единой нацией: не будет ни диаспор, ни народностей.

— Если честно, я не понял этой идеи Назарбаева, — признается главный редактор “Казахской правды” Алдан Аимбетов. — Может, Назарбаев специально затеял эту дискуссию, чтобы на время дистанцировать некоторые разгоревшиеся споры от насущных проблем общества. Казахстанской нации быть не может, мы же не американцы, не искусственно созданная нация. Да и в США язык вовсе не американский, а английский. Вот и в Казахстане должен быть не казахстанский, а казахский язык. Чтобы все эти этносы как-то нашли ось, вокруг которой вращалась бы вся жизнь. Эта ось — казахский язык. Чем раньше это произойдет, тем лучше для людей. Если начнут гробить открыто казахский язык, разразится крупный скандал. Это будет беда. Я хорошо знаю казахский народ. Он очень терпеливый. Но если вспыхнет недовольство, то его ничем не победишь. Я не хочу, чтобы в Казахстане произошло то, что было в Азербайджане и Молдавии.

— Я считаю это просто космополитизмом, присущим больше Олжасу Сулейменову, но не президенту, — рассуждает Заманбек Нуркадилов. — Впрочем, конечно, мечтать не вредно. Хотя я не думаю, что идея президента может привести к обострению межэтнических отношений.

А вот еще одно мнение эксперта-политолога.

Оговоримся сразу: человек, давший это интервью, пожелал остаться неизвестным. У него свои мотивы. По его утверждению, скрытое противостояние между отдельными представителями нации существует и сейчас, определенное ограничение по национальным признакам имеет место в Казахстане. Но эта проблема, на его взгляд, искусственно создается некоторыми силами, чтобы влиять на мир и согласие между проживающими нациями и народностями в Казахстане. Но кем именно? Кому выгодна межнациональная рознь?

— На мой взгляд, межнациональная рознь в Казахстане выгодна представителям самых различных слоев общества. И в первую очередь - руководству нашей страны. Посмотрите сами: когда выступает на официальных встречах президент страны Нурсултан Назарбаев, его речь на казахском языке несколько отличается от его выступления на русском языке. Удивительно, но президент иногда позволяет себе озвучивать высказывания на казахском языке весьма недвусмысленного содержания, которые можно неправильно истолковать. В частности, на одном из совещаний Верховного Совета 12-го или 13-го созыва он как-то обронил такую фразу: “Подождите, пусть все русские отсюда уедут, а потом мы заживем!”.

На мой взгляд, межнациональная вражда присутствует и на бытовом уровне. Например, при поступлении абитуриента в вуз предпочтение приемной комиссией больше отдается не тем, кто обладает хорошими знаниями и желает получить высшее образование, а тем, у кого есть деньги и, в основном, лицам коренной национальности. А коренным населением, на мой взгляд, нужно считать тех, кто считает Казахстан своей родиной. Обострение межнациональной неприязни присутствует и при приеме на работу: в некоторых фирмах стараются принять на работу только казахов, а в иных лишь лиц славянской национальности. Для примера могу привести ситуацию в одной из республиканских газет, в которой бывший главный редактор (сейчас она уехала за границу в связи с замужеством) заявила, что в газете не должно быть казахских фамилий, поэтому придумайте себе псевдоним. До этого она добилась увольнения из редакции все казахов.

— В Казахстане создается большое количество межнациональных браков, о каком межэтническом обострении можно говорить?

— Да, доля этих браков из года в год растет. Но иногда в обществе камнем преткновения выступает казахский язык. Я не видела ни одного человека славянской национальности, который открыто выступал бы против казахского языка. Наоборот, многие русские предпочитают отдавать своих детей или внуков в казахские детские сады или школы, потому что не собираются никуда выезжать из Казахстана и считают эту страну своей родиной. Они хотят, чтобы их дети не сталкивались с языковыми проблемами и были обеспечены в будущем.

— В последнее время национальный вопрос в Казахстане привлекает большое внимание Соединенных Штатов Америки. В чем выражается их косвенный интерес к проблемам нашей страны?

— Америка не косвенным образом, а напрямую заинтересована в том, чтобы иметь влияние на нашу страну. И, скорее всего, этот интерес обусловлен тем, что Казахстан, несмотря на отсутствие открытого доступа к морю, имеет весьма выгодное геополитическое положение. Казахстан является буферной зоной между Россией и Китаем. И его считают воротами в Центральную Азию. Более того, огромные пустынные пространства Казахстана представляют соблазн для ряда других стран. Если рассматривать эту проблему с другой стороны, то Америке просто не выгоден никакой альянс России и Казахстана. США преследует свои интересы в Центральной Азии. Прибавьте сюда огромные сырьевые ресурсы Казахстана, что является лакомым кусочком для некоторых стран. Некоторые казахстанские политологи говорят о том, что Казахстан никому не нужен. С этим можно было бы согласиться, если бы не некоторые факты. Мы видим, как Россия за последние годы пытается усилить свое влияние в Казахстане, и Америка также стремится нарастить свое присутствие здесь.

— Получается, межнациональная рознь в Казахстане выгодна Америке?

— Я думаю, что им это невыгодно. В Казахстане проживает огромное количество представителей самых разных национальностей, и будоражить эту тему чревато большими последствиями. Казахстан — это вам не Украина и не Грузия, где преобладающее большинство составляют мононации. Если в Казахстане произойдет конфликт на межнациональной основе, то это откликнется не только в самой республике, но и в других государствах, в том числе и в тех, которые пытаются вмешиваться во внутренние дела нашей страны.

— Некоторые выезжающие за рубеж русские объясняют свой отъезд тем, что якобы их притесняют в Казахстане?

— Я, к сожалению, могу в некоторой степени с этим согласиться. Мне кажется, что у нас идет перекос. Во времена советского тоталитаризма лица азиатской национальности, евреи не могли получить высшие должностные посты ни в КГБ, ни в судебных органах, ни в правоохранительных по одной простой причине: они не были русскими. То же самое происходит и в Казахстане. Но мне кажется - это пройдет, потому что в основе своей и казахи, и русские, живущие в Казахстане, толерантны. Поэтому рано или поздно этот перекос будет устранен. Кроме того, у нас в Казахстане живут представители других национальностей. Я считаю, что их нельзя называть диаспорой. Это уйгуры, корейцы, немцы, украинцы. В то же время в советское время учитывался национальный вопрос при подборе кадров. В Казахстане это также должны помнить. Народ Казахстана не состоит исключительно только из казахов или русских. Нас много. Мне кажется, что люди должны выдвигаться, прежде всего, по деловым качествам, в силу своих профессиональных навыков, а не по родственным связям. Назначение по кадрам происходит, как бы мы этого не отрицали, по жузо-клановому происхождению. Но, скорее всего, сейчас идет не жузовая, а клановая борьба. Если сегментировать казахстанское общество, то можно выделить различные ФПГ, во главе которых стоят люди из различных жузов. То есть сейчас жузовщина отходит на второй план. Сегодня люди стали сближаться по другим мотивам. На первый план выходят клановые интересы. Они основываются на принципе личной преданности и верности. Потом уже идут кумовство, сватовство и т.п.

— В одно время все упорно говорили о русификации в стране, но почему никто, на ваш взгляд, не говорит о проблемах "китаезации" нашей страны?

— Дело в том, что немногие понимают, что происходит на самом деле. Политологи называют это ползучей экспансией: внедрение китайцев путем создания торговых сетей, браков. Если раньше лица китайской национальности бросались в глаза сразу, то в последнее время их в толпе никто не замечает, потому что их у нас стало очень много. И это должно пугать. Нельзя не прислушаться к советам известного синолога, несколько лет проработавшего послом Казахстана в Китае, — Мурату Ауэзову, который сказал, что существует определенного рода стратегия завоевания Китаем территории Казахстана различными путями, в том числе и через межнациональные браки. Но на самом деле этих болевых точек больше.

А впрочем, стоп-кадр. Об этом мы поговорим в следующий раз.

(Продолжение следует)

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ