Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Торговля - ключ к интеграции?

Александр Фадеев

Начало нового 2005 года ознаменовалось неожиданными осложнениями во взаимной торговле России и Белоруссии. Суть их состояла в том, что по инициативе российской стороны у Белоруссии был отнят статус торгового партнера с особым режимом взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров. Кроме того, новый порядок уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов («по стране назначения») распространился не только на товары, но и на сферы оказания услуг и выполнения работ. Благодаря такому шагу российского правительства Республика Белоруссия с 1 января с.г. во взаимной торговле с Россией встала в один ряд со всеми другими странами, ее торговыми партнерами. Более того, Россия официально объявила «закрытым» вопрос о компенсации Белоруссии потерь ее бюджета в 1998-2004 гг. от взимания НДС по стране происхождения товара.

В этой связи напомним, что летом 2001 года, когда все другие страны СНГ перешли на общий порядок уплаты косвенных налогов (за исключением нефти и газа), уникальное положение Белоруссии по уплате косвенных налогов было сохранено, идя навстречу Александру Лукашенко, который тогда во второй раз баллотировался на пост президента  республики. Однако такого рода политический подтекст накануне очередных президентских выборов в Белоруссии если и учитывается Кремлем, то в противоположном плане.

В целом следует подчеркнуть, что само межправительственное соглашение о новых принципах взимания налогов готовилось правительством России в спешке, без достаточной проработки отдельных его положений и консультаций с Минском. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что при подготовке текста соглашения российская сторона забыла сделать оговорку о правилах налогообложения при поставке товаров из третьих стран (для них порядок не изменился). В связи с этим 9 декабря 2004 г.(!) по настоянию министра экономического развития и торговли России Германа Грефа потребовалось срочное редактирование документа, уже прошедшего стадию согласования с белорусским правительством. Соглашение удалось перед самой отправкой в Государственную Думу на ратификацию «завернуть» вместе с фельдъегерем. Заметим при этом, что поправка по поводу налогообложения товаров из третьих стран была внесена в соглашение правительством России в одностороннем порядке, несмотря на то, что в Москве уже была известна отрицательная позиция министерства финансов Белоруссии по этой проблеме.

В результате того, что белорусские торговые организации, предприятия, имеющие связи с Россией, а также их партнеры в России оказались не готовы к реализации нового механизма налогообложения, взаимный товарооборот двух стран в январе резко сократился. Российские предприниматели, в основном, приостановили сделки с белорусскими партнерами. Часть других бизнесменов встала на путь повышения контрактных цен. Это противоречит, как отметил Минск, официальному заявлению, которое сделали стороны при подписании 15 сентября 2004 г. в Астане известного соглашения - «переход на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения не создает экономических предпосылок и не является основанием для повышения цен на экспортируемые товары»

По мнению посольства РБ в Москве за первую половину января с.г. взаимный товарооборот между Россией и Белоруссией упал почти в два раза. Белорусское правительство через посольство РБ в Москве официально заявило о том, что в возникших трудностях виновата Федеральная налоговая служба России, которая якобы не проинформировала свои собственные инспекции и службы на местах, а также российских хозяйственников и торговцев о новации в области косвенного налогообложения. Однако это утверждение позже в Москве лично опровергла заместитель министра по налогам и сборам Белоруссии Лариса Кондратова, которая сообщила, что формы всех необходимых документов были согласованы с Федеральной налоговой службой России еще в конце октября 2004 г. и были доведены до всех низовых подразделений. Более того, по словам Кондратовой, налоговые ведомства двух стран установили между собой электронный канал связи, который позволяет оперативно отслеживать все факты уплаты налогов. В любом случае выполнение двусторонних контрактов и договоров о поставках в январе частично были сорваны или выполнялись с задержкой, а от других российские субъекты хозяйствования просто отказались.

Поток комплектующих, полуфабрикатов и сырья из России, предназначенных для белорусских предприятий почти иссяк. В республику в начале года не поступали и продовольственные товары российских производителей. Из-за неразберихи с оформлением необходимых документов (счета-фактуры российских налогоплательщиков с отметкой налогового органа, налоговой декларации, заявления о ввозе товара, копии выписки банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов, копии договора по импорту/экспорту, транспортных документов и т.п.) не велась отгрузка белорусских товаров для экспорта в Россию.

Специально обратим внимание и на тот факт, что любой межправительственный документ, если он направлен на развитие, а не торможение взаимного сотрудничества в сфере экономики и торговли, должен соответствовать своему предназначению – обеспечивать торгово-экономический прогресс, облегчать и сокращать субъектам хозяйствования стран-партнеров путь друг к другу. Поэтому помимо сложностей, которые несет с собой реализация нового порядка косвенного налогообложения, и которые были отмечены выше, следует подчеркнуть и другой негативный аспект -  соглашение не устраняет такого пережитка во взаимных отношениях двух государств, как бартерные операции. Более того, такая примитивная форма обмена как бартер, с которой давным-давно пора покончить, закреплена в соглашении в качестве второй основной формы расчетов.

Скорее всего, еще длительное время взаимная торговля России и Белоруссии останется проблемной зоной. Сохраняется опасность того, что вслед за другими странами Содружества оба государства будут вынуждены использовать их опыт налогового контроля, что фактически приведет к восстановлению таможенных барьеров. Поскольку теперь энергоресурсы, сырье, полуфабрикаты и комплектующие импортируемые из России субъекты хозяйствования Белоруссии вынуждены будут покупать по цене на 18% выше, чем  ранее, то они будут вынуждены повышать цены и на собственную продукцию, что негативно отразится не только на динамике российско-белорусского товарооборота, но и на экономическом состоянии Белоруссии.

Заметна поэтому крайняя озабоченность белорусского правительства, поскольку уровень рентабельности огромного числа предприятий республики зависит в первую очередь от возможности их выхода на рынок России и импорта российских нефти и газа. Именно российский вектор обеспечил в прошлом году определенное оживление экономического роста Белоруссии, благодаря поставкам в Россию разгрузились склады готовой продукции большинства республиканских заводов и фабрик, стабилизировался курс белорусского рубля, снизилась кредиторская и дебиторская задолженности многих субъектов хозяйствования. На время была даже купирована извечная проблема Белоруссии, порождавшая хронические неплатежи – недостаток валютных средств.

Основные усилия Минска в этом году, как представляется, будут направлены на создание более благоприятного климата для белорусских экспортеров на российском пространстве. Следует ожидать активизации попыток наладить новые схемы товарообмена с российскими предприятиями на межрегиональном уровне, устраивающие белорусских экспортеров. Одновременно будет расширена практика бюрократического воздействия на регулирование импорта из России, что объясняется неспособностью хозяйствующих субъектов республики выдержать растущую экспансию российских товаров в рамках свободной конкуренции. С другой стороны, правительство Белоруссии не может отказаться от вмешательства в регулирование импорта «сверху», поскольку все нарастающий натиск российских товарных потоков грозит привести к свертыванию производства основных потребительских товаров внутри республики. Поэтому процесс квотирования импортных товаров будет в 2005 г. только расширяться, что самым непосредственным образом отразится на формировании фискального и таможенного режимов, которые будут иметь тенденцию к ужесточению.

Причин, по которым Белоруссия не в состоянии вести нормальный, свободный товарообмен с Россией, несколько. И здесь дело даже не в разности форм собственности, не в различиях сырьевых, ресурсных баз обоих государств. Главным препятствием, с нашей точки зрения, является сохранение пресловутой белорусской модели экономики, которая по своей сущности не направлена на развитие инновационной сферы, на обновление основных производственно-технологических фондов. Технологический регресс, старение производственной базы приводят к деформации всего хозяйственного механизма республики, снижают конкурентоспособность продукции белорусских предприятий, подрывают их экспортный потенциал. Модернизация экономики идет, но идет темпами, которые отстают от объективной потребности в обновлении производственных мощностей реального сектора экономики.

Отставание белорусской экономики становится все заметнее, но для его преодоления требуется значительные капитальные вложения. Республиканское руководство таким объемом бюджетных средств не располагает, национальный банковско-кредитный сектор, контролируемый и регулируемый правительством, мобилизовать значительные ресурсы не в состоянии, нет достаточных свободных средств на модернизацию производства и у хозяйствующих субъектов. Государственная инвестиционная программа на 2005 год, утвержденная Александром Лукашенко и финансируемая преимущественно из госбюджета (455,5 млрд. бел. руб.), имеет ярко выраженную социальную направленность, что не удивительно, учитывая приближение президентских выборов. Все предшествующие программы правительства по наращиванию внешних инвестиций неизменно проваливались из-за низкой привлекательности Белоруссии для иностранного капитала. Это объясняется, прежде всего, спецификой законодательной, правовой базы республики, высоким уровнем налоговых изъятий, а также бюрократическим (преимущественно президентским) волюнтаризмом в сфере ее применения. Кроме того, иностранных инвесторов не устраивает государственная политика в области акционирования республиканских предприятий, при которой управление ими, независимо от вложенных средств, остается в руках правительственных чиновников.

Помимо прочего, развитие нормального товарообмена предполагает наличие у сторон стабильной национальной валюты, подкрепленной достаточными золото-валютными резервами. В этом отношении накопления в твердой валюте у Минска невелики, а потенциал белорусского рубля, видимо, близок к исчерпанию. Дело в том, что в предшествующий период правительство и Национальный банк Беларуси, как представляется, искусственно завышали курс республиканской валюты, прибегали к практике административного регулирования финансово-кредитной сферы, пытаясь таким образом субсидировать экспорт продукции белорусских товаропроизводителей. Однако все это, в конечном счете, ложилось тяжелым бременем на бюджет, часть расходной части которого вынужденно покрывалась за счет внешних заимствований. Одновременно главным источником выплат по внешнему долгу становились бюджетные платежи. Такая политика не могла способствовать преодолению дефицита торгового баланса между Белоруссией и Россией в перспективе, к чему столь явно стремится Минск, зато способствовала росту дефицита совокупного платежного баланса республики.

Белоруссия в 2004 г., как и в предшествующие годы, неоднократно прибегала к значительным заимствованиям заграницей, однако идти и далее этим путем довольно опасно, поскольку республиканский бюджет, доходная база которого ограничена, будет уже не в состоянии их обслуживать. Быстрее всех эту тенденцию уловил президент Александр Лукашенко, который недавно предостерег правительство от чрезмерного увлечения поиском новых кредитных линий на внешнем рынке. Поэтому, скорее всего, белорусское правительство прибегнет к выпуску новых государственных ценных бумаг, вынуждая банки и предприятия вкладывать в их приобретение свободные средства, а также погашая ими часть своей задолженности перед ними. Не исключено, что в республике появится и новый вид государственных ценных бумаг, рассчитанный на принудительно-побудительное распространение среди физических лиц. Правительству РБ предстоит срочно разработать программы, направленные на подавление инфляции, недопущение потенциального обвала национальной валюты. Это довольно актуально, если брать во внимание, что белорусский рубль остается чрезвычайно мягкой валютой, покупательная способность которой почти в три тысячи раз ниже евро.

Экономика Белоруссии показала, что не выдерживает конкуренцию со стороны России ни на внешнем, ни на своем внутреннем рынке. Попытки же наладить альтернативные торговые связи с ЕС и продвинуть белорусские товары на рынки других стран пока не принесли ощутимых результатов. Тем не менее, Белоруссия демонстрирует стремление защищать национального производителя, прибегая при этом к методам, противоположным принятым, например, во всемирной торговой организации, а также добиваться односторонних преимуществ в товарообмене. В этих условиях роль государственных органов Белоруссии в торговле с Россией будет только возрастать в силу необходимости понижения барьеров на пути белорусского экспорта и повышения всевозможных барьеров для российских товаров. Интеграция же будет только отодвигаться...

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ