Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

«Время Новостей»,
24 июня 2002

Каспийский поход Украины

На польско-украинском экономическом саммите, прошедшем в минувшую пятницу в городе Жешуве, президенты Александр Квасьневский и Леонид Кучма одобрили проект нефтепровода Одесса - Броды - Гданьск, по которому уже в 2006 году в Западную Европу должна пойти каспийская нефть. Речь идет не о новой магистрали, а об участке, который позволит соединиться с существующей системой транспортировки сырья. Прежде всего с нефтепроводом "Дружба", который на выходе из России разветвляется на два участка: северный - по территории Белоруссии, Польши и Германии, и южный - через Украину, Словакию и Венгрию. Сейчас по "Дружбе" можно перегонять до 14,5 млн тонн нефти ежегодно. После модернизации и дополнительных инвестиций пропускная способность может увеличиться втрое.

Украинский 670-километровый участок Одесса - Броды и нефтетерминал "Южный" в Одессе торжественно открыли в декабре прошлого года. Теперь дело за недостающим звеном. Его стоимость оценивается в 520 млн евро, из которых 90 млн приходится на украинскую сторону (Броды - граница с Польшей), а 430 млн - на трубу от границы до польского Плоцка, откуда нефть пойдет уже по существующему нефтепроводу до Гданьска.

Конечный пункт привлекает особое внимание. Нефтяной терминал в Гданьском порту благодаря теплому климату практически не имел бы проблем с круглогодичной эксплуатацией, в отличие от подобных сооружений в других балтийских странах или нового терминала в российском Приморске. Именно поэтому сейчас наблюдается большой интерес к приватизации Гданьского НПЗ, в том числе и со стороны российского "ЛУКойла", который одновременно, как известно, участвует в каспийских проектах.

Строительство нефтепровода Одесса - Броды - Гданьск - полностью коммерческое предприятие. Его будет осуществлять международный нефтяной консорциум Golden Gate ("Золотые ворота"), куда входят польские, украинские и американские фирмы. Консорциум практически завершил проектную разработку польской ветви, заявила газете "Время Новостей" пресс-секретарь "Укртранснефти" Татьяна Ефремова.

Для Киева проект трубы до Гданьска имеет важное политическое значение: благодаря ей Украина надеется приобщиться к будущему дележу каспийских богатств и повысить свое значение как транзитной страны - не только газовой, но и нефтяной. Как считают украинские специалисты, по новой трубе может в принципе пойти нефть не только из России, но и из Казахстана, Азербайджана (морем до Одессы) и даже с Ближнего Востока. Эксперты компании Halliburton Kellogg Brown & Root и CERA, проводившие оценку проекта по поручению Агентства развития и торговли США, предлагают переориентировать на Одессу - Броды нефть Тенгизского месторождения, которая сейчас экспортируется в ЕС через Босфор и Дарданеллы по системе контролируемого Россией Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Ограниченная пропускная способность перегруженных турецких проливов требует увеличения тоннажности танкеров со 100 тыс. до 150 тыс. тонн уже при нынешних объемах экспорта в 28 млн тонн в год. "Игольное ушко" Босфора и Дарданелл станет ощутимым препятствием для наращивания объемов прокачки КТК до запланированных 67 млн тонн. Польская часть трубопровода до Гданьска откроет перед тенгизской нефтью рынки Балтии, Германии, Польши и Австрии.

Тенгизская нефть примирила бы Украину и Россию в вопросе объединения трубопроводов "Дружба" и "Адрия", считают в Киеве. Изначально российский проект, который активно поддерживает ЮКОС, был рассчитан на экспорт в Хорватию (а в перспективе и в США) "уральской экспортной смеси" (urals). Глубоководный хорватский порт Омишаль позволяет принимать танкеры тоннажностью до 500 тыс. тонн и через Адриатическое и Средиземное моря отправлять их в Атлантический океан. Для этого на территории Венгрии объединяют построенный в советские времена трубопровод "Дружба" и балканскую "Адрию". Чтобы сделать маршрут рентабельным, Украину принудили снизить тариф на сквозную прокачку нефти: в ином случае Россия грозила направить свою нефть в обход украинской территории. Но если к проекту "Дружба" - "Адрия" подключить нефтепровод Одесса - Броды с тенгизской нефтью, доходы Украины возрастут за счет увеличения объемов прокачки даже после снижения тарифов, заявили корреспонденту газеты "Время Новостей" в пресс-службе "Укртранснефти". Качество каспийской нефти при этом не ухудшится: "Дружба" имеет две параллельные ветви, по одной из которых будет идти смесь urals, по другой - высококачественная тенгизская нефть.

Правда, наполнение трубопровода потребует огромных затрат на разработку месторождений северного Каспия, в частности Кашагана, где сосредоточена чуть не половина всех нефтяных ресурсов Казахстана. Джан Мария Грос-Пьетро, президент итальянской компании ENI (оператор международного консорциума, осваивающего Кашаган), считает, что в течение десяти лет инвесторам придется потратить на эти цели 6 млрд долларов.

Чтобы запустить в эксплуатацию украинский трубопровод, необходимы заказчики на каспийскую нефть. Halliburton Kellogg Brown & Root и CERA называют три западноукраинских НПЗ, чешские, польские и немецкие заводы. "Транснефть" ранее заявляла, что заявку подала словацкая Transpetrol, чешская Rossinaria, австрийский ONV. Позаботиться о рынках сбыта могли бы западные компании, которые экспортируют через КТК тенгизскую нефть и являются совладельцами месторождений Казахстана, к примеру Chevron и ВР-Атосо. "Приход западных компаний сдерживает нерешенность вопроса собственности на трубопровод Одесса - Броды", - заявил газете "Время Новостей" депутат Верховной рады Юрий Костенко. В Halliburton Kellogg Brown & Root и CERA рекомендуют создать организационную группу, которая впоследствии станет ядром консорциума.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ