Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Московская интрига в карабахском вопросе

“Росбалт“13.01.05

Самвел Мартиросян

Россия усиливает активность в переговорном процессе по Карабаху, поскольку решение этой конфликтной проблемы по своему сценарию может стать для посредника ключом ко всему региону.

В Баку и Ереване одновременно заговорили о том, что в карабахском вопросе намечается новый этап. Причем в обеих столицах власти ясно дают понять общественности, что именно для их стран этот этап будет позитивным. Обе стороны утверждают, что 2005 год станет переломным, что в переговорном процессе по поводу карабахского урегулирования дело дошло уже до обсуждения каких-то подробностей.

Говоря о последней пражской встрече глав МИД Армении и Азербайджана 11 января текущего года министр иностранных дел Армении Вардан Осканян отметил, что у сторон появились определенные общие подходы. «Первый этап пражских переговоров был неплохим: были выведены общие вопросы, но на втором этапе переговоров стало ясно, что общих граней все же немного. Мы вошли в более серьезный этап и мы это понимаем», — заявил глава армянского внешнеполитического ведомства.

Следует напомнить, что переговорный процесс по Карабаху в течение долгих лет имеет одну важную особенность, а именно — закрытость для широких слоев общественности и большей части политической элиты Армении и Азербайджана, которые при этом крайне заинтересованы в информации. Поэтому обе стороны подчас дозированно вбрасывают информацию о переговорах для достижения своих тактических целей. Исключением не являются и посредники на переговорах, что видно из их последних заявлений....

Итак, публично Баку и Ереван продолжают уверять свою общественность в том, что не идут ни на какие компромиссы по основным пунктам. Для Азербайджана это — территориальная целостность, для Армении — невозможность существования Карабаха в составе Азербайджана. При таком раскладе ясно, что никакого устраивающего обе страны решения быть, вроде бы, не может. Однако не так давно российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию Юрий Мерзляков сделал довольно смелое заявление о том, что стороны уже «были в шаге от подписания соглашений», но «желание Азербайджана вынести Карабахскую проблему на обсуждение в ООН смешало все карты». (Речь идет о внесении в повестку дня Генассамблеи ООН резолюции о так называемых оккупированных территориях Азербайджана).

В то же время с весьма неожиданным, на первый взгляд, предложением выступили на страницах французского издания «Le Figaro» глава Парламентской ассамблеи НАТО Пьер Леллуш и бывший министр иностранных дел Испании Ана Паласио. «Европейцам, американцам и россиянам предстоит сообща найти компромисс, согласно которому Армения получила бы временный контроль над Карабахом, в дальнейшем статус Карабаха был бы определен на референдуме — в течение пяти или десяти лет. Минская группа ОБСЕ, работающая под председательством США, России и Франции, могла бы гарантировать достижение компромисса и способствовать проведению политики экономической помощи... Наконец, в обмен на сотрудничество с Азербайджаном в этом конфликте Запад должен завязать тесные партнерские отношения с этой страной», — предлагают европейские дипломаты. Подобное предложение (тем более со стороны высокопоставленного чиновника НАТО) вряд ли может восприниматься только как точка зрения частных лиц.

Кроме того, президент Армении Роберт Кочарян почти год назад, в период, когда вновь после долгого перерыва возобновились карабахские переговоры, намекнул на возможность проведения референдума и решения вопроса в таком формате, напомнив о том, что ситуация в мире относительно подобных Карабаху конфликтов меняется, и привел пример Судана. Там прорабатывается та же модель, которая неудачно была апробирована на Кипре — решение вопроса через референдум. Как раз на днях в Судане было подписано соглашение между севером и мятежным югом, согласно которому вопрос о статусе южных областей Судана будет решен через 6 лет на референдуме.

И вот, после предложенного со стороны Запада варианта референдума, за несколько дней до начала переговоров в Праге Юрий Мерзляков делает свое сенсационное заявление. По его словам, армяне дали согласие на поэтапное урегулирование нагорно-карабахского конфликта. Именно этот компонент являлся все минувшие годы камнем преткновения переговорного процесса. Армянская сторона отказывалась идти на поэтапный вариант, так как он предполагал вывод карабахских войск из так называемой «зоны безопасности» — семи районов Азербайджана, превращенных в труднопроходимую, с военной точки зрения, полосу с эшелонированной обороной. Начав урегулирование с оставления этой буферной зоны, карабахцы опасаются уже на втором этапе столкнуться с интервенцией со стороны Азербайджана. Вместо этого армяне предлагают решать всё пакетно — сразу.

В принципе, именно попытка пойти на поэтапный вариант стала, в свое время, причиной отставки первого президента Армении Левона Тер-Петросяна. Однако, есть вероятность того, что сегодня под поэтапным урегулированием подразумевается нечто типа кипрско-суданской модели, с временным переводом Карабаха под протекторат Армении и дальнейшим проведением там референдума. Именно на это намекнул глава армянского МИДа Вардан Осканян, порекомендовав журналистам ознакомиться с вышеупомянутой статьей из «Le Figaro».

По другим намекам можно понять, что между сопредседательствующими в Минской группе ОБСЕ странами нет согласия относительно путей решения конфликта. Для России вариант с референдумом вряд ли будет приемлем, если он предполагает реальные гарантии безопасности со стороны Запада — ведь в этом случае не исключено размещение в зоне конфликта миротворческих европейских и американских войск. Последние высказывания Ильхама Алиева о деструктивной роли Москвы в карабахском вопросе также говорят о том, что российская сторона вынуждена активизировать свою деятельность, чтобы не допустить неблагоприятного для себя решения, которое еще больше ослабит влияние Москвы на Южном Кавказе.

Можно предположить, что заявление Мерзлякова было своего рода вбросом информации, направленным на срыв планов по решению вопроса именно в этом, не желательном для Москвы, русле. Иначе трудно понять, почему сопредседатель, который на всех пресс-конференциях отказывался хотя бы приоткрыть завесу тайны вокруг переговоров, мотивируя это договоренностями о неразглашении, вдруг решил разоткровенничаться, причем по самому болезненному пункту...

Весьма вероятно, что согласие руководства Армении на поэтапное решение карабахской проблемы может стать причиной серьезного внутриполитического кризиса, так как общественность и политическая элита страны (кроме узкого круга посвященных в подробности переговоров) вряд ли простят Кочаряну то, что в свое время стало причиной отставки Тер-Петросяна. Не исключено, что на тайных переговорах стороны уже пришли к принципиальному согласию, и дело только за длительной обработкой общественности, которая как в Армении, так и в Азербайджане по-прежнему не готова на компромиссы. Своим заявлением Юрий Мерзляков сделал этот процесс намного сложнее.

По имеющейся информации, в Вашингтоне настроены решить вопрос Карабаха в 2005 году. Агрессивная политика американцев способна сломить сопротивление Еревана и Баку и привести к выгодному для Белого Дома развитию событий. Российская же сторона, похоже, пошла ва-банк — для того, чтобы развернуть карабахский процесс в благоприятном для себя направлении.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ