Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Киргизия накануне выборов

Грозин Андрей

Оценивая развитие ситуации в Киргизии, следует отметить, что сейчас очень многое зависит от того, как пройдут выборы в Жогорку Кенеш (ЖК) – парламент. Предстоящие парламентские выборы являются генеральной репетицией президентских выборов которые должны пройти в октябре текущего года. От того, как пройдут выборы высшей законодательной власти Киргизской Республики (КР) будет прямо зависеть процесс смены высшего руководства республики.

Официальный старт парламентских выборов должен начаться 2 февраля, но уже сейчас многие кандидаты и политические силы ведут активную работу по расчистке политического пространства для начала избирательной борьбы. События последних дней убеждают в том, что ранее предсказанные «бархатные технологии» в КР вступают в открытую фазу. Сейчас, с началом митинговой активности оппозиции (появление с 7 января в Бишкеке пикетчиков с характерной символикой – желтыми шарфами, бантами, повязками и т.д.) следует ожидать ужесточения борьбы между официальной властью и оппозицией. Борьба эта уже идет и можно ожидать того, что это будут самые жесткие в истории Киргизской Республики выборы.

Оценивая происходящее сейчас в КР можно сделать ряд выводов общеполитического характера:

1. У киргизской оппозиции самый сильный в сравнении с оппозиционерами других азиатских новых независимых государств (ННГ), «боевой дух». Ее лидеры решительны и имеют давний опыт политической борьбы. Но в Киргизии пока нет своего «Ющенко», который смог бы получить поддержку хотя бы более трети населения страны, как это произошло на Украине. В организационном плане оппозиционеры еще слабы и представляют собой многочисленных «генералов без армии». Если в пятнадцатимиллионном Казахстане действуют всего 12 политических партий, то в четырехмиллионном Киргизстане существуют немногим менее 50 партий. Имеется около двух десятков ярких фигур, но их оргструктуры разрознены и пока многочисленные оппозиционные партии и движения смогли объединиться лишь частично, создав целых четыре предвыборных блока. Вместе с тем попытки дальнейшего объединения не прекращаются и нельзя исключить того, что в случае серьезного давления со стороны власти, а также со стороны внешних «кураторов», требующих «единения оппозиции», большую часть оппозиционных лидеров, партий и движений удастся собрать в пару-тройку крупных групп.

В киргизской политике очень сильно влияние региональных, этнических, клановых, родовых и иных факторов. Подавляющее большинство нынешних лидеров оппозиции — «южане», выходцы с Юга КР. Поэтому оппозиция не имеет общенационального влияния.

Вообще, стоит отметить, что ход избирательной кампании в киргизском обществе зависит не от классических методов ведения избирательной борьбы, а от включенности кандидата в существующие родоплеменные связи (в Киргизии родовое деление развито чрезвычайно сильно и, в этом плане превосходит то, что наблюдается в Казахстане). Именно родоплеменные «завязки» являются ключевым фактором при определении шансов на победу кандидатов в депутаты ЖК.

Основная причина слабости оппозиции - недостаток серьезных финансовых ресурсов. Поэтому ей приходится рассчитывать только на зарубежные гранты.

2. Правительственный лагерь также не имеет реального взаимодействия. Руководство республики явно серьезно опасается повторения в КР «украинского сценария» и пытается принять в этой связи определённые меры, пытаясь, например, ограничить право граждан собираться на митинги. Наблюдаются попытки воспрепятствовать регистрации кандидатов в депутаты ЖК от оппозиции.

Однако, при этом, ситуацию осложняет отсутствие единого координирующего центра. В Бишкеке принимаются одни решения, в регионах — другие. Администрация президента Акаева и аппарат премьера Танаева до сих пор не выработали какой-то единой политики проведения выборной компании. Есть основания полагать, что до выборов эта неопределенность не будет преодолена - в системе власти нет единства. Не способствует улучшению ситуации и то, что и элиты все больше воспринимают А.Акаева как «уходящую натуру», «хромую утку». Можно ожидать того, что по мере приближения президентских выборов все большее количество высших руководителей республики будет всячески дистанцироваться от нынешнего президента.

Многих настораживает неопределенность в период ожидаемой смены верховной власти, что может ударить и по бизнес-интересам высших чиновников. Для большинства из них статус депутата парламента дает хорошую возможность «пересидеть смутные времена» и обрести какой-то правовой иммунитет.

Не смотря на отсутствие единства во власти, АП и аппарат премьера через свои партийные структуры, в первую очередь, используя ресурсы партии дочери президента Бермет Акаевой «Алга, Кыргызстан!» («Вперед, Киргизстан!»), оказывают активную помощь, в том числе и политтехнологическую, всем кандидатам от власти.

3. В КР сложилась ситуация, когда и правительство и оппозиция одинаково зависят от международной (западной) помощи. Запад, и в частности США, внимательно следят за предвыборным процессом в Киргизии. Американское правительство и Фонд Сороса взяли на себя все финансовые расходы по маркировке пальцев избирателей и просто «завалили» страну прозрачными избирательными урнами.

Киргизские власти (от президента, до руководства ЦИК и Службы национальной безопасности) в течение последних недель не раз говорили о неприемлемости «экспорта «цветочных революций», спецслужбы КР, по некоторым данным, начали активную работу по выявлению каналов финансирования оппозиции: перед руководством МВД была поставлена задача отследить финансовые потоки международных организаций, которые действуют в стране (в первую очередь - «Фридом хаус» и Фонда Сороса). 13 января Акаев поведал общественности южной Ошской области, что зарубежные силы, поддерживаемые Соросом, заинтересованы в смене политической власти в Киргизии.

В то же время, представителям власти КР нужна не просто победа на парламентских выборах, а победа легитимная, признанная Западом. Без этого власти не видать финансовой помощи Запада от которой страна зависит самым существенным образом.

Эта двойственность существенно связывает руки официальному Бишкеку и не позволяет применить тактику жесткого давления на оппозиционных лидеров, их организации и НПО, связанные с Западом.

4. В Киргизии вполне возможно повторение грузинского или украинского сценариев. В Киргизии реализация подобных сценариев может привести к тому, что политическая и социально-экономическая ситуация полностью выйдет из-под контроля центральной власти.

В условиях, когда ни одна политическая сила, ни власть, ни оппозиция не обладают достаточным влиянием, ситуация в КР (особенно, на Юге страны) может пойти по самым радикальным сценариям. В марте 2002 г. в с. Аксы в Джалал-Абадской области произошло столкновение между милицией и митингующими людьми, требовавшими освобождения депутата А.Бекназарова. Погибло 6 человек и возмущенные люди перекрыли трассу «Бишкек—Ош», единственную, которая связывает север и юг страны, а затем направились пешим маршем в столицу. Одновременно в Бишкеке начались акции протеста. Власть в республике несколько дней практически «валялась на мостовой». Кризис длился 6 месяцев и Акаев был вынужден пойти на уступки: в отставку было отправлено правительство Курманбека Бакиева (сейчас является одним из лидеров оппозиции), а в Конституцию были внесены изменения. Впервые в Центральной Азии под давлением общественного мнения власть была вынуждена пойти на радикальные изменения.

В КР активно работают различные экстремистские организации. В центре Бишкека расстреливают высокопоставленных чиновников, иностранных дипломатов, взрывают городские рынки: теракты в Бишкеке происходят чаще, чем в Москве.

По данным казахстанских экспертов, «Хизб-ут-Тахрир» в Киргизии от простой листовочной кампании и пропаганды перешла уже к раздаче микрокредитов на приобретение домов. Пока власть и оппозиция увлеченно критикуют друг друга, исламисты разоблачают обеих, агитируя не подчиняться ни тем, ни другим. Понятно, что нищее и ни на что уже не надеющееся население в такой ситуации могут сделать выбор в пользу «третьей силы».

В КР, особенно в сельской местности, достаточно «дешево» вести предвыборную борьбу. Кандидату для завоевания расположения избирателей приходится тратить не слишком серьезные деньги – от 20 до 50 тыс. долл. (в зависимости от региона). Правда ближе к выборам сумма наверняка увеличится – уже сейчас подкуп избирателей во многих округах приобрел массовый и почти открытый характер.

На этом фоне акции протеста легко могут быть организованы не только в Бишкеке, но и в регионах – стоит особо подчеркнуть, что в условиях обнищания подавляющего большинства населения КР и наличия вокруг столицы и крупных городов целых кварталов «самостроя», «бидонвилей», населенных десятками тысяч молодых безработных, приехавших из аулов, организовать «народный протест» несложно. Бюджет же такого проекта будет во много раз ниже, чем на Украине или в Грузии. По оценкам ряда независимых наблюдателей, сумма, необходимая на «первый толчок» в столице КР вряд ли может превышать 300 — 400 тыс. у.е. В таких условиях попытаться использовать в своих целях многочисленных озлобленных, нищих и склонных к криминалу маргиналов может кто угодно – от каких-либо оппозиционных групп или исламистов, до властных структур или лидеров ОПГ.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ