Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Следующая станция – белорусская. Москва предлагает Минску заключить контрреволюционный союз

Итоги, 8 февраля 2005 г.

Андрей Камакин

Председатель российской Госдумы и Парламентского собрания Союзного государства Борис Грызлов сделал на днях сенсационное заявление: России и Белоруссии уже в этом году предстоит принять Конституционный акт Союзного государства. Отмашку президенты двух стран якобы должны дать в ходе заседания Высшего госсовета cоюза, точная дата проведения которого пока не определена.

Конечно, нельзя не учитывать того, что разговоры о скором и окончательном объединении двух стран давно приобрели сезонную окраску, активизируясь в начале каждого года и затухая к концу. Благие пожелания Грызлова тоже можно было бы объяснить этой традицией, если бы не одно "но": чем бы ни был вызван оптимизм спикера, очевидно, что белорусско-российские отношения уже не могут оставаться прежними. Собственно, нынешнее их странное состояние - ни в браке, ни в разводе - уже само по себе неустойчиво. Но события на Украине резко приблизили момент истины. Особенно для Минска, недавно угодившего в список стран, в которых США официально собираются добиваться смены режима любыми способами.

БелоРусь

"Итогам" удалось ознакомиться с самым свежим проектом Конституционного акта, разработанным в Постоянном комитете Союзного государства. Это фактически конституция федеративного государства: в исключительное ведение наднациональных органов передаются оборонная политика и военное сотрудничество, а также пограничная, торговая, таможенно-тарифная, денежно-кредитная, валютная и налоговая политика, объединенные транспортные, топливно-энергетические системы и система связи.

Но, пожалуй, самое главное - и это кардинально отличает данный документ от предыдущих проектов - вводится пост президента, являющегося "главой Союзного государства" и, разумеется, "гарантом Конституционного акта". Будет у гаранта и свой зам - вице-президент, "осуществляющий функции президента... в случае его отставки, смерти либо стойкой неспособности осуществлять свои должностные обязанности". Сегодня, напомним, главой cоюза считается председатель Высшего госсовета: российский и белорусский лидеры с некоторой периодичностью сменяют друг друга на этом номинальном посту.

Дальше еще интереснее: по новому варианту Конституционного акта президент и вице-президент "избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 7 лет... На должность президента и вице-президента могут быть избраны высшие должностные лица субъектов Союзного государства... Президент и вице-президент не должны быть гражданами одного и того же субъекта Союзного государства". Под кого создаются эти должности, догадаться нетрудно. Собственно, не скрывают этого и авторы проекта. В интервью "Итогам" госсекретарь Союзного государства Павел Бородин сообщил, что считает оптимальным следующий тандем: президент cоюза - Владимир Путин, вице-президент - Александр Лукашенко. По-другому в общем-то и не получится. В условиях "всеобщего равного и прямого" белорусский лидер может претендовать только на вторые роли. При всех издержках монетизации рейтинг у Путина в России выше, чем у Лукашенко и у любого отечественного политика, а белорусских избирателей  в 15 раз меньше, чем российских.

Нельзя не заметить, что положение о семилетнем сроке удивительным образом корреспондируется с давними чаяниями некоторых российских политиков. Для тех, кто ратует за сильную президентскую власть перед лицом внутренних и внешних врагов, это вообще не конституция, а мечта. Мало того что семь лет, так еще и никаких ограничений по срокам, никакой возможности импичмента. Президент cоюза не обязан даже представлять кандидатуру премьера на утверждение парламента: сказано лишь, что он назначает его "по согласованию с депутатами", так сказать, в режиме консультаций.

При этом декреты президента, принятые по предметам исключительного ведения Союзного государства, имеют прямое действие на всей территории Союзного государства. То есть, если буквально следовать логике документа, функции Верховного главнокомандующего российскими ВС должны перейти от президента России к президенту cоюза. Впрочем, им может быть одно и то же лицо: президент "субъекта", избранный на пост президента Союзного государства, не обязан покидать прежнее место работы.

Словом, проект крайне своевременный и полезный, позволяющий убить одновременно кучу зайцев: и сохранить последний российский форпост в Восточной Европе, и решить "проблему 2008 года", оного года не дожидаясь. И вдобавок без лишней канители перенести столицу - проект наделяет президента союза единоличным правом определять местоположение органов Союзного государства. Чем плох, например, Санкт-Петербург? Госсекретарь Союзного государства уже давно порывается возвести там дворец, в котором с комфортом разместятся структуры союза.

БелОранж

Главная проблема на пути реализации идеи: пойдет ли на этот мезальянс белорусская сторона? Руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев настроен скептически: "Любой союз предполагает взаимность взглядов, а такой взаимности нет и никогда не было. Белоруссия чувствует себя неуютно в Союзном государстве: поскольку две страны несовместимы по своему потенциалу, она не может отстаивать свою позицию, не может на равных вести диалог с Россией". Единственное, что может подкосить белорусский режим, - это экономический крах. Но пока и здесь Лукашенко везет: как только экономика оказывается на грани кризиса, ее спасает внешнеэкономическая конъюнктура. Наконец, последнее, чисто личное: с президентской моделью Союзного государства, убежден эксперт, Лукашенко согласился бы лишь в одном случае - если бы был уверен, что этот пост займет он сам. А поскольку шансов на это нет, доводы contra, мягко говоря, перевешивают pro.

Тем не менее есть один аргумент, который в состоянии вообще опрокинуть все расчеты. 20 октября 2004 года президент США Джордж Буш подписал "Акт о демократии в Белоруссии", в котором, в частности, утверждается: "США жизненно заинтересованы в независимости и суверенитете Республики Беларусь и ее интеграции в европейское сообщество демократий". Лукашенко, в сущности, предъявлен ультиматум. Требования: освобождение лиц, помещенных в тюрьму из-за политических или религиозных убеждений; снятие политически мотивированных обвинений против оппозиционных деятелей и независимых журналистов; полное расследование исчезновений оппозиционных лидеров; прекращение всех форм преследования против независимых СМИ, профсоюзов, религиозных организаций и политической оппозиции; проведение свободных и честных президентских и парламентских выборов в соответствии с принципами ОБСЕ.

Установлен и срок выполнения: не позднее чем через год президент США должен будет представить соответствующим комитетам Конгресса отчет о выполнении акта. Что примечательно, информация, которую затребовал Конгресс, не имеет никакого отношения к положению с правами человека в Белоруссии. Нет, Джордж Буш должен рассказать совсем о другом, куда более интересном предмете - о "продаже или поставке оружия или военных технологий Республикой Беларусь в любую страну, правительство которой, по определению госсекретаря США, неоднократно оказывало поддержку актам международного терроризма". Кроме того, должна быть предоставлена информация о личной собственности и счетах Лукашенко и других высших чиновников правительства Беларуси за пределами республики.

Как бы ни был крут и популярен Александр Григорьевич, но против такого "лома" мировой сверхдержавы вряд ли у него найдется прием. Как показывает опыт взаимоотношений США со своими врагами, за год вполне реально не только отыскать связь между Лукашенко и международным терроризмом, но и "обнаружить" доказательства присутствия оружия массового поражения на территории самой Белоруссии. И уж совсем несложно взрастить "демократическую альтернативу диктатору".

Буревестники революции уже в пути: небезызвестная украинская организация "Пора" объявила о планах создания своих филиалов в республиках СНГ, прежде всего в Белоруссии. Так что, возможно, реальное объединение с Россией - последний шанс для Лукашенко избежать подобной печальной участи. Примечательно, что свежий вариант Конституционного акта союза почти дословно повторяет политическую модель, существующую в Белоруссии, а в российскую Конституцию вообще не вписывается.

Заявление Бориса Грызлова вроде бы свидетельствует, что Москва процесс братания с Минском перед лицом угрозы "экспорта революции" готова активизировать. Правда, президент Путин после известного предложения "отделить мух от котлет" и принять решение о вхождении Белоруссии в состав России о перспективах Союзного государства предпочитает хранить молчание. И есть серьезные сомнения в том, что российского президента заинтересует пост президента союза, составной частью которого окажется государство, которому наши западные партнеры не просто объявили блокаду, но и наметили в качестве цели очередной бархатной революции. Так ведь можно добиться и того, что в числе официальных целей "революционеров" окажется и сама Россия.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ