Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Интеграция в чужое пространство

Газета.Ру, 15 февраля 2005 г.

Екатерина Кац

Украина подтвердила курс на начало интеграционных процессов с Евросоюзом. Уже через три года – то есть еще в первый срок своего президентства Виктор Ющенко намерен начать переговоры о вступлении страны в ЕС. Это – конец интеграции в Единое экономическое пространство в том виде, о котором мечтала Москва.

Реализация «Плана действий Украина – ЕС», который планируется подписать 21 февраля в Брюсселе в рамках 8-го специального заседания Совета сотрудничества между республикой и Евросоюзом, будет способствовать постепенной интеграции страны во внутренний рынок ЕС, заявил во вторник в Киеве глава пресс-службы МИД Украины Маркиян Лубкивский.

А Виктор Ющенко конкретизировал первоочередные задачи Украины на пути евроинтеграции: предоставление экономике статуса рыночной, смягчение визового режима для граждан из стран ЕС и вступление во Всемирную торговую организацию.

Все это не может не сказаться на отношениях Киева и Москвы, у которой были совсем иные планы, а именно: скорейшая интеграция в рамках ЕЭП – Единого экономического пространства постсоветских государств – не членов ЕС, с унификацией таможенных законодательств и правил налогообложения при экспорте, созданием общего таможенного и отчасти экономического пространства. Но Украина, как, впрочем, и прочие страны-участники, к идее глобальной интеграции относилась насторожено и объединяться в ЕЭП, альтернативный ЕС, не торопилась.

Именно Украину официальная Москва рассматривала в качестве важнейшего партнера по единому пространству, не в последнюю очередь потому, что интеграционные процессы помогли бы частично решить инфраструктурные и финансовые проблемы, неизбежно возникающие при транспортировке российских нефти и газа в Европу.

Поэтому теперь же, когда шансы на вовлечение в процесс Украины упали едва ли не до нуля, идея интеграции в ЕЭП во многом теряет для России свою привлекательность.

Впрочем, новая украинская администрация пока не делала публичных заявлений о том, что вовсе не будет участвовать в ЕЭП, и вряд ли сделает. Как считают российские политологи, это не в интересах Киева.

Помимо «глобальной» интеграционной проблемы, новая политика кабинета Ющенко имеет и другие важные для России аспекты...

«Новая власть объявила курс на европейскую интеграцию. Но в ее интересах, чтобы мы в России не слишком были этим озабочены и продолжали их снабжать всем необходимым, например сырьем по льготной и доступной цене. По-прежнему приветствовали трудовую миграцию, которая снимает часть их проблем, в том числе с безработицей. Занимались погашением их долгов в рамках задолженностей СССР. Платили за Черноморский флот и многое другое, – пояснил «Газете.Ru» Константин Затулин, директор института СНГ. – Зона свободной торговли – да, вероятно, это в интересах Киева, но не более того».

«Интеграция с ЕС – приоритет, все, что связано с ЕЭП и СНГ, будет реализовываться постольку, поскольку они не противоречат приоритетам», – убежден заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Как считает Константин Затулин, в этом смысле курс, провозглашенный новым президентом и его окружением, мало чем отличается от того, что делали предшественники Виктора Ющенко.

«Если суммировать все, что сказано Ющенко, то Украина теперь проявляет прагматизм, прежде ей несвойственный, в отношениях с Россией. Но это слова. Такая же линия существовала и при Кучме, и при Кравчуке. Подход к нам всегда был сугубо прагматичным, это подход России как государства был комплиментарным (кроме случаев, когда дело не касалось интересов крупных российских корпораций, которые выбивали себе условия при инвестировании средств в украинские проекты)», – уверен Затулин.

Но похоже, что новый лидер гораздо сильнее тянет одеяло на себя, чем его предшественник в последние годы: как в экономике, так и в политике. Ющенко четко обозначил место государства в новой схеме: Украина – центр Европы, в будущем член ЕС, а пока – посредник между ЕС и Россией.

Таким образом, в положении «претендента» на вступление в ЕС и ВТО для страны есть свои преимущества: при грамотной и гибкой политике оно может параллельно раскручивать на спонсорство и всяческие преференции и ЕС, и Россию. При условии, что Киев не испортит отношения с Москвой, в том числе попытками реанимировать ГУУАМ – военный блок, в который входят Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова. «Это неприятно для России – попытки альтерного доминирования в СНГ», – считает Макаркин.

По мнению политолога, единственное, на что реально рассчитывают сейчас в России: план Украины по вступлению в ЕС приведет к серьезным разочарованиям для местной политической и экономической элиты. «Логика российских чиновников понятна. В ближайшее время в Евросоюз страну не примут. Достаточно вспомнить историю Балтийских госдуарств, которые вступали 10 лет. А раз не будет быстрого прогресса в отношениях с ЕС, все само собой рассосется. Таможенное же соглашение – вот оно, близко. Может, украинцы и откажутся от журавля в обмен на синицу в руках», – пояснил Макаркин логику российских внешнеполитических стратегов. Впрочем, сам политолог в это не верит. «Игра европейцев с новой украинской властью должна быть аккуратной. Им будут постоянно делать знаки, что они – привилегированный партнер ЕС. Ускорится интеграция страны в Североатлантический союз, – считает Макаркин. – Главное сейчас для ЕС – показать Украине реалистический маршрут».

Противопоставить же в политической игре европецев России особо нечего. А создавать Украине проблемы экономические, связанные, например, с поставками сырья, попросту неблагоразумно.

«Таможенные и экономические войны с транзитным государством – штука обоюдоострая. В ситуации с Латвией мы нашли решение: Балтийская трубопроводная система. Провели трубу по российской территории. От Украины деться некуда, – cчитает Макаркин.– Переориентировать все поставки на Белоруссию тоже вопрос: когда в прошлом году случился конфликт, мы перекрывали трубу Минску, и тут же нам оборвали телефоны Польша и Германия. Они – наши клиенты, и при аналогичной политике в отношении с Украиной мы получим проблемы с потребителями и рекламации от них».

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ