Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

О некоторых новых моментах украинской политики в Приднестровье

Геннадий Коненко

В то время как отношения между Москвой и Кишиневом резко обострились, особенно после предложений Госдумы о введении против Молдовы санкций, главным образом экономического характера, в ответ на антироссийские по сути акции молдавского руководства, в отношениях между Киевом и Кишиневом, наоборот, наблюдается потепление.

Пришедшая к власти на Украине оппозиция и лично В.Ющенко не могут не оценить тот факт, что официальный Кишинев не признал результаты второго тура украинских президентских выборов, когда победил В.Янукович, и одним из первых поздравил нынешнего украинского президента с победой. Глава молдавского государства принял участие в инаугурации В.Ющенко и договорился с ним провести подробный анализ ситуации, сложившейся в двусторонних отношениях, а также в приднестровском урегулировании. В прессе уже прошло сообщение о том, что в ближайшее время с этой целью встретятся премьер-министры обеих стран. В ходе телефонной беседы 7 февраля главы правительств отметили необходимость активизации экономического сотрудничества Кишинева и Киева с учетом стремления Украины стать членом Всемирной торговой организации и высказались за принятие мер по борьбе с незаконным экспортом товаров и активное взаимодействие для установления на приднестровском участке молдавско-украинской границы пунктов совместного таможенного контроля в соответствии с международными нормами в этой области.

Надо сказать, что молдаване с 2001 г. неоднократно ставили вопрос о необходимости установления международного контроля на приднестровском участке границы с Украиной, который стал, по уверениям молдавских властей, местом нелегальной экономической деятельности – контрабанды, незаконного трафика оружия, наркотиков и даже людей.

На самом деле Кишинев давно уже пытается перекрыть Тирасполю доступ на внешние рынки, прежде всего, в страны т.н. дальнего зарубежья, куда идет основная масса экспортной продукции Приднестровья. А значит, лишить Приднестровье основных валютных поступлений, которые дают ему возможность выживать в своей борьбе за независимое от Молдовы существование. Известно, что только один работающий на экспорт Молдавский металлургический завод дает от 30% до 50% доходной части бюджета ПМР. Установленная экономическая блокада ПМР имела целью заставить Тирасполь пойти на молдавский вариант урегулирования приднестровской проблемы на основе предоставления региону территориальной автономии в рамках унитарного государства. Найденный было с помощью посредников – России, Украины и ОБСЕ вариант построения федеративного государства был, в конце концов, Кишиневом под давлением США и других стран и организаций Запада отвергнут, поскольку вел, по их мнению, к усилению российского, в том числе военного, присутствия в регионе. Молдова возвращается к политике давления и угроз в отношении Приднестровья, одним из направлений которой вновь становится ужесточение экономических репрессивных мер.

Украинская сторона в лице бывшего премьер-министра Украины В.Януковича расценила прекращение таможенного оформления экспортно-импортных операций приднестровских предпринимателей с 1 августа 2004 г. как угрозу для выполнения подписанного между Киевом и Кишиневом протокола о взаимном признании соответствующих таможенных документов и таможенного обеспечения, а также соблюдения режима государственной границы. В своем письме по этому вопросу В.Янукович также писал, что Украину не может не беспокоить и судьба 200 тысяч украинцев, проживающих в Приднестровье, т.к. трудности с поставками в регион различных грузов могут привести к непредвиденным социально-экономическим последствиям.

Но с середины 2004 г. Кишинев все настойчивее ставит вопрос об установлении контроля на украинско-приднестровской границе перед ОБСЕ, ЕС и др. организациями и, как и ожидалось, он находит поддержку с их стороны. На Украину постоянно оказывается мощное давление, что побуждает Киев делать время от времени официальные заявления о готовности следовать призывам со стороны европейских организаций и отдельных стран и выполнять существующие международные нормы на этот счет. Нажим Запада и стремление Украины вступить в ВТО, членом которой Молдова уже является, заставило Киев пойти на уступки и подписать в мае 2003 г. с Кишиневом Протокол о взаимном признании официальных (молдавских) транспортных, торговых и таможенных документов и печатей.

В силу этих же обстоятельств Киев согласился в принципе на установление совместных погранично-таможенных постов на украинско-молдавской границе. Однако проблема контроля за транзитом грузов на ее приднестровском участке пока остается нерешенной.

Но вот 21 января с.г. таможенное ведомство Украины направило в адрес приднестровских властей письмо, в котором проинформировало о новых правилах перемещения товаров с территории Украины в Приднестровье. Отныне все транзитные грузы, предназначенные для Приднестровья, должны вывозиться в соответствии с контрактами, заверенными таможенными органами Республики Молдова. В конце января в Ильичевском морском порту уже были задержаны крупные партии товаров для приднестровских предприятий – текстильного концерна "Тиротекс", винно-коньячного комбината "Квинт" и крупнейшей в ПМР многопрофильной компании "Шериф". Приостановлена также отгрузка металлолома для Молдавского металлургического завода, расположенного в Приднестровье. Здесь, правда, присутствует и еще одна причина – новый владелец ММЗ австрийско-украинская компания Hares Group решает завозить сырье для завода с Кипра.

И вот уже более серьезный сигнал о возможности кардинального изменения в политике Киева по отношению к Приднестровью. Министр иностранных дел Украины Б.Тарасюк, выступая на состоявшейся недавно в Киеве конференции «Украина, ЕС, Россия: вызовы и возможности для новых отношений», заявил, что "для Украины Приднестровье - черная дыра Европы…». Как бы повторяя многочисленные заявления молдавских лидеров, он, в свою очередь, утверждает, что следствием «замороженных конфликтов», порожденных отсутствием демократических форм правления и латентным сепаратизмом, являются гибель людей, нарушение их фундаментальных прав, контрабанда, коррупция и незаконная торговля". По словам главы украинского МИД, для Евросоюза, Украины и России настал час честно признать, что в Европе затаился закрытый, авторитарный регион и решительно взяться за решение подобных проблем.

Б.Тарасюк заявил также, что…Киев «выступает за активное вовлечение ЕС в урегулирование приднестровского конфликта и уже сегодня необходимо подумать о демократизации, демилитаризации и безопасности Приднестровья».

Ранее Украина выступала однозначно за сохранение пятистороннего формата переговорного процесса по приднестровскому урегулированию, в котором она наряду с Россией является не только посредником, но и гарантом будущих договоренностей. Сегодня картина меняется. На последней встрече (24-25 января с.г.) участников переговоров в Одессе украинский представитель заявил, что Киев выступает за продолжение переговоров в пятистороннем формате, хотя не исключает возможности подключения к ним европейских структур и США. 28 января с.г. прибывший в Кишинев для участия в заседании Комитета национальных координаторов ГУУАМ первый замминистра иностранных дел Украины А.Моцык заявил, что и этот вариант может быть полезным. Высказывание Б.Тарасюка об активном подключении ЕС к урегулированию приднестровской проблемы говорит о том, что Киев сделал еще шаг навстречу западникам, уже заявившим о готовности назначить своего представителя на упомянутых переговорах. А его слова о «демократизации, демилитаризации и безопасности Приднестровья» означают, что Киев готов также поддержать западный проект т.н. Декларации о стабильности и безопасности для Молдовы, подписантами которой, как предлагает Кишинев, должны стать Россия, Украина, США, ЕС, Румыния, и против которой возражает Москва, т.к. этот документ перечеркивает ранее достигнутые договоренности о принципах урегулирования, в т.ч. о решении проблемы Приднестровья на основе федерализации РМ.

Стала более осторожной позиция Киева по вопросу направления в Приднестровье своего военного контингента миротворцев. Сейчас, когда напряженность в отношениях между Кишиневом и Тирасполем резко возросла, обстановка в зоне безопасности накалилась до предела, в чем «постарались» обе конфликтующие стороны, когда достаточно одного непродуманного шага или случайного происшествия, чтобы случилось непоправимое, украинские военные, в случае ввода в ЗБ, будут вместе с другими миротворцами нести свою долю ответственности. Поэтому Киев решил пока подождать с этим вопросом. Еще в августе 2004 г. в ответ на предложение мининдел ПМР В.Лицкая активизировать украинское участие в миротворческой операции в соответствии с Одесскими соглашениями 1998 г. замглавы администрации президента Украины пояснил, что Киев не может это сделать без решения на этот счет Объединенной контрольной комиссии. Но это по большому счету лишь отговорка. Кроме того, Западом уже давно усиленно проталкивается идея проведения новой ОПМ в регионе под эгидой ОБСЕ и с участием международных «голубых касок», и «лезть поперек батьки» (дяди Сэма) Киев, видимо, не намерен.

Представляется, что Киев поддержит действия США и Запада по постепенному вытеснению России из Молдавии, ликвидации ее военного присутствия в Приднестровье.

Однако, хотя нынешние власти Украины и сделали определенный жест в сторону Молдовы в том, что касается таможенного режима на молдавско-украинской границе, они, на наш взгляд, будут продолжать линию прежнего руководства в плане усиления экономических и политических позиций Киева в Приднестровье. И, скорее всего, Киев будет не склонен мириться с возможными помехами, которые могут препятствовать его деятельности в этих областях. 21 января с.г. МИД Украины выразил озабоченность украинской стороны в связи с введением Кишиневом разрешительного порядка поездок в Приднестровье для работников дипломатических представительств, аккредитованных в Молдове. По мнению МИД Украины, «такой порядок значительно снижает эффективность выполнения посреднических функций в урегулировании приднестровской проблемы…». Главная же причина этого демарша заключается, очевидно, в том, что новый порядок посещений Приднестровья может существенно мешать Киеву в реализации его приднестровской политики.

В экономической области Украина ведет себя весьма активно, особенно в том, что касается развития торговых связей с Приднестровьем и становления в регионе среднего и малого бизнеса. Двусторонний товарооборот в 2003 г. превысил сумму в 160 млн. долл. США, из них украинский экспорт в ПМР составил около 142 млн. долл., в 2004 г. товарооборот достиг 308 млн. долларов, причем, что доля экспорта Украины составила уже 289 млн. долл., а импорт лишь около 19 млн.

В 2004 г. полновластным хозяином завода становится, как отмечалось выше, австро-украинская компания «Hares group», купившая у российской «Итеры» 90% акций ММЗ примерно за 50 млн. долл. США (многие экономисты полагают, что «Итера» «продешевила», т.к. завод ежегодно продавал за рубеж около 80% своей продукции на 180-250 млн. долл.). Кроме того, украинские предприниматели приобрели в Приднестровье большое количество мелких и средних предприятий легкой и пищевой промышленности. Украина также поставляет в Молдову ежегодно около 900 млн. кВт/ч. электроэнергии.

В настоящее время внутренний рынок в ПМР фактически заполнен украинскими продовольственными и промышленными товарами повседневного спроса, что привело к банкротству многих предприятий региона, выпускавших аналогичную продукцию.

Киев весьма заинтересован в увеличении как приднестровского экспорта (в основном через ее территорию и порты Ильичевск и Одессу осуществляется транзит приднестровских товаров на экспорт в дальнее зарубежье), так и импорт, в том числе из Украины.

Все большее место в политике Украины в Приднестровье занимает вопрос укрепления связей с украинской диаспорой, которая насчитывает примерно 170-180 тыс. человек, что составляет почти треть населения региона. Некоторые украинские политики называют цифру в 300 тысяч. Это не соответствует действительности, и делается, видимо, с целью показать, насколько оправдано повышенное внимание Киева к событиям, связанным с Приднестровьем и урегулированием приднестровского конфликта.

Через посольство Украины, в том числе в рамках Союза украинцев Приднестровья, ведется настойчивая пропагандистская работа, местной украинской диаспоре оказывается весьма существенная финансовая и материальная помощь. Киев ввел для жителей региона облегченный порядок приобретения украинского гражданства, способствовал открытию здесь новых украинских школ и т.д. Во время выборов в ПМР через диаспору проводятся кампании по выдвижению в органы власти кандидатов-украинцев, которые «смогли бы лучше отстаивать интересы украинского населения Приднестровья».

Побывавшая в ПМР в феврале 2004 г. делегация Верховной Рады заявила о готовности Украины расширять сотрудничество в области образования, обещав оказать дополнительную помощь в приобретении и издании учебников на украинском языке для приднестровских школ. В беседе с депутатами Верховного Совета Приднестровья они выразили беспокойство по поводу того, что преподавание в системе просвещения в регионе осуществляется преимущественно на русском языке.

В сентябре 2004 г. большая группа граждан Украины, проживающих в ПМР, совершила Марш мира «по земле матери-родины». Делегация была принята в ряде министерств и ведомств, где она рассказала о сложившейся тяжелой ситуации в экономике из-за блокады, установленной Кишиневом, и просила о защите против «негуманных» акций со стороны Молдовы. Как заявил глава делегации В.Боднар, бывший председатель Союза украинцев Приднестровья, в Киеве с пониманием отнеслись к проблемам украинских граждан региона. Были даны обещания рассмотреть вопросы о признании на Украине приднестровских документов, например, об образовании и др., об открытии в Тирасполе украинского консульства и т.д.

В феврале с.г. на Украине побывала еще одна делегация Союза украинцев Приднестровья во главе с новым председателем В.Проценко. В ходе этой поездки была достигнута договоренность о визите уже в марте большой группы представителей творческой интеллигенции и деловых кругов Украины. Предполагается, что во время их визита в Приднестровье будет обсуждаться широкий спектр вопросов двустороннего сотрудничества в области экономики, образования, культуры и др.

На политику Киева в отношении Приднестровья и, в частности, в приднестровском урегулировании, несомненно, оказывает и тот немаловажный факт, что в 1924-1940 г.г. регион был украинской автономией. Некоторые «самостийные» политики и дипломаты лелеют мысль о возможном возвращении Приднестровья в лоно «матери-родины». Бывший мининдел Украины, а ныне известный руховец Г.Удовенко, находясь в сентябре 2002 г. в Тирасполе на праздновании Дня независимости ПМР, в интервью подтвердил слова журналиста о том, что Приднестровье является исторической украинской землей. Хотя он тут же заметил, что у Украины нет территориальных претензий к Молдове, перспектива заполучить Приднестровье не такая уж утопия, как может показаться, особенно, если проблема урегулирования не будет решена в обозримом будущем. В ходе недавней предвыборной кампании по выборам президента Украины аналогичную позицию занимал ряд кандидатов на пост главы украинского государства.

Уже очевидно, что время играет на руку Киеву. Его позиции в приднестровском регионе усиливаются, присутствие России в целом здесь продолжает сокращаться, прорумынски настроенные националисты по-прежнему ведут упорную борьбу за присоединение Молдавии к Румынии, даже если при этом придется пожертвовать Приднестровьем.

Такой расклад, в конце концов, мог бы устроить и США с НАТО, ибо в этом случае усиленная за счет Приднестровья в геополитическом и экономическом плане прозападная Украина получала бы дополнительные возможности в ее соперничестве с Россией.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ