Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Справка: «Российские соотечественники за рубежом»

«ДИАСПОРА» – (греческое diashjra – рассеяние) – совокупность евреев, расселившихся (со времен Вавилонского плена, 6 в.до н.э.) вне Палестины. В современной литературе ДИАСПОРОЙ  называют этнические группы, живующие вне страны своего происхождения. = Большой энциклопедический словарь – М., 2000г.

·                     История российской диаспоры

Российская диаспора имеет давнюю историю. Еще в ХVII  веке Россию покидали: староверы, липоване, пятидесятники – (по религиозным мотивам), а также группы донских и запорожских казаков.  Несколько сотен тысяч их потомков живут большими и сплоченными общинами в Румынии, Канаде, США и ряде стран Ближнего Востока.

Значительная эмиграция началась с наступлением ХХ века. В первое десятилетие из страны выехали (в основном в Америку) около 1.6 миллиона человек (в основной массе это были поляки, немцы, евреи). Русских (великороссов, малороссов и белорусов) в этом потоке было не более 6%.  В эти же годы  наблюдалась интенсивная миграция русского населения, но она носила внутренний характер.  3.8 миллиона русских из европейской части России переместились в Сибирь и на Дальний Восток.

Прирост российской диаспоры в советское время принято характеризовать тремя волнами эмиграции.

К первой волне эмиграции относят беженцев в результате Октябрьской Революции и Гражданской войны. По данным Лиги наций в эмиграции тогда осталось  1 миллион 160 тысяч человек. Их потомки живут сейчас, в основном, во Франции, США, Канаде.   В то же время в результате крушения Российской Империи российскую диаспору пополнили еще более 8 миллионов человек, оказавшихся за границами России - в Польше, Финляндии, Бесарабии, на Западной Украине, в Западной Белоруссии, в Прибалтике. Им в полной мере довелось испытать все трудности угнетаемого национального меньшинства.

Вторая волна эмиграции – это около 705 тысяч человек «перемещенных» лиц, не вернувшиеся в Россию после Великой Отечественной Войны. Их потомки проживают по большей части в США, Аргентине, Канаде. (Всего за годы войны за пределами СССР оказалось около 8.7 миллиона человек: 5.45 миллиона – гражданских лиц, 3.25 миллиона - военнопленные. 8.1% из них  отказались от репатриации.)

Третья волна - это так называемая "еврейская" эмиграция (хотя в ней есть и неевреи, уехавшие из СССР по политическим мотивам в 70-90-е годы  ХХ века.) Подавляющая часть эмигрантов третьей  волны осела в странах, где есть большие и влиятельные еврейские общины. В первую очередь это Израиль и США, затем Канада, Германия, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, и даже Южно-Африканская республика. 

До средины 80-х годов из России (тогда советской) на постоянное место жительства  за пределы СССР ежегодно выезжали в среднем 3 тысячи человек. В 1987, когда расширились возможности выезда страну покинули уже 9.8 тысяч человек, в дальнейшем число эмигрантов каждый год удваивалось, в 1990 г – 103.6 тысяч. 

В течение 90-х годов выезд из России в дальние страны составлял 900 – 110 тысяч человек, в 2000 – около 70 тысяч (при этом сальдо миграции составило несколько меньше 50 тысяч человек). Прогнозы Госкомстата -  постепенное уменьшение эмиграции в страны традиционного зарубежья, к 2005 году – до 60 тысяч. Основными странами приема являются Германия, Израиль и США.  Все больше русских покидает Россию, в 1993 году они  в этом потоке составляли четвертую часть, в 1998 году – уже свыше 36%. Так пополняется российская диаспора в странах дальнего, традиционного зарубежья уже четвертой волной эмиграции – постсоветской.

В 1991 году произошли и количественные, и качественные изменения. Тридцать миллионов человек были  отрезаны от России границами, в одночасье превратившихся  из административных в государственные. Особенности этой части новой постсоветской диаспоры в том, что в общепризнанном смысле большую ее часть нельзя назвать диаспорой. Те, кто оказался за новыми границами России, в большинстве своем и не хотят себя относить к диаспоре. Миллионы русских в Казахстане, на Украине,  в Прибалтике живут не «вне страны своего происхождения», а на своей родине, на родине  своих предков.  Они являются коренными жителями не только большой России – исторического государства, но и тех новых государств, что возникли на развалинах СССР. Чтобы определить качественно новое явление, возникло новое понятие – зарубежный соотечественник, которое нашло свое юридическое закрепление в Федеральном законе «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», введенном в действие с 1 июня 1999 года.

Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», статья 1.

«1.Соотечественниками являются  лица, родившиеся в одном  государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций, обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

2. Под понятием «соотечественники за рубежом» (далее соотечественники) подразумеваются:

граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;

лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства;

потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств.»

Российская диаспора, образовавшаяся в результате распада  СССР, представляет из себя сложное, динамичное образование, претерпевшее и претерпевающее трагические последствия разрушения единого государства.  Население СССР накануне распада составляло 293 миллиона человек,  из них в Российской Федерации проживало  147 миллионов, в республиках Прибалтики – 9 миллионов, в остальных союзных республиках 137 миллионов. Около 50 миллионов советских людей в результате упразднения Советского Союза оказались за пределами своих «этнических родин». Около 30 миллионов русских проживали в то время вне России, что составляло четвертую часть от 120 миллионов русских россиян. Таким образом,  в одночасье русские стали крупнейшим разделенным народом в мире.

Слом СССР обернулся колоссальными социальными проблемами, не миновавшими не одно из постсоветских государств. Резко возросла смертность, уменьшилась рождаемость. Например, на Украине смертность рожениц выросла в два раза. Эти проблемы коснулись всех без исключения народов. Численность населения на постсоветском пространстве за 10 постсоветских лет сократилась на 5.5 миллионов человек, уменьшилось население в России, на Украине, в Казахстане, в Грузии, в Прибалтийских странах, в Молдавии. Но именно русские понесли самый большой урон – более 10.5 миллионов человек (при этом миграция русских в Европу, США и другие страны за этот период из всех постсоветских стран составляет не более 500 тысяч человек.) Эти колоссальные потери - результат депрессии, которую испытывают русские люди. Так, например, в Восточно-Казахстанской области в 1996 году на 1000 человек русских родилось в 2.3 раза меньше,  чем казахов,  а умерло в 1.6 раза больше. При том, что демографические показатели казахского населения также значительно ухудшились по сравнению с советским периодом, все-таки на каждую тысячу  казахского  населения прибавилось 8.5 человек (раньше было  +13 человек),  а у русских из каждой тысячи - убыло 7.4 человек только из-за "естественных" причин, без учета миграции.

Сегодня более 25 миллионов человек, чьи исторические корни лежат в России, проживают за ее рубежами в новых государствах. Не менее 20 миллионов из них – русские. Они составляют основную массу того массива, который составляет новую российскую диаспору.

Соотечественники в странах СНГ и Прибалтики

Динамику русского населения в странах СНГ и Прибалтики показывает следующая таблица.

НАСЕЛЕНИЕ СТРАН СНГ И ПРИБАЛТИКИ с 1989 по 2000годы

 

Всего населения

(миллионов человек)

Русских

(миллионов человек)

Русских в % ко всему населению

1989г.*

2000г.

2000-1999г.

1989г.*

2000г.

2000-1999г.

1989г.*

2000г.

СССР, постсоветское пространство

293

287.5

-5.5

149.43

138.85

-10.58

51

48

Россия

147

146

- 1

119.9

118

- 1.9

82

81

В союзных республиках без РСФС, в новом российском зарубежье

 146

141.5

-4.5

 29.53

 20.85

-8.68

20

14.7

В СНГ

137

133.9

-3.1

 27.62

 19.3

-8.32

20

14.4

Азербайджан

  7

  8

+ 1

  0.56

  0.19

- 0.37

 8

 2.3

Армения

  3

  3.8»

+ 0.8

  0.09

  0.01

- 0.07

 3

 0.3

Беларусь

  10

 10**

 -

  1.3

  1.1**

- 0.2

13

11**

Грузия

  5

  4

- 1

  0.35

  0.1

- 0.25

 7

 2.5

Казахстан

 16.2

 14.9**

- 1.6

  6.1

  4.5**

- 1.6

37.4

30**

Киргизия

  4.3

  4.8**

+ 0.5

  0.92

  0.6**

- 0.32

22

12.5**

Молдавия.

  4

  3.6

- 0.4

  0.56

  0.5

- 0.06

14

14

В т. ч. Приднестровье

 

  0.7

   

  0.21

   

29

Таджикистан

  5

  6

+ 1

  0.5

  0.1

- 0.4

10

 1.7

Туркмения

  4

  4.5

+ 0.5

  0.52

  0.2

- 0.32

13

 4.4

Узбекистан

 20

 24.6

+ 4.6

  2.2

  1

- 1.2

11

 4

Украина

 52

 49.7

- 2.3

 10.9

 11

+ 0.1

21

22

В Прибалтике

  9

  7.6

-1.4

  1.91

  1.55

-0.36

21

20

Латвия

  3

  2.4

- 0.6

  0.99

  0.72

- 0.27

33

30

Литва

  4

  3.7

- 0.3

  0.32

  0.33

+ 0.01

 9

9

Эстония

  2

  1.5

- 0.5

  0.6

  0.5

- 0.1

30

30

* - данные переписи населения 1989 г.

** - данные переписи населения 1999 г.

Данные  на 2000 год, не помеченные **,  имеют оценочный характер.

« по некоторым оценкам наличного  постоянного населения в Армении не более 1.5 млн. человек

С учетом представителей других (не русского) народов России в постсоветских республиках по экспертным оценкам (Н.Арт - НГ, 22.05.02) на 2002 год проживает российских соотечественников:

Азербайджан сегодня - 150 тыс. этнических россиян.

Армения - 15 тыс. русских.

Белоруссия - 1 млн. 142 тыс. русских.

Грузия - около 200 тыс. соотечественников (?).

Казахстан - из 14,98 млн. человек,

Киргизия - 650 тыс. "русскоязычных", то есть около 15% всего населения страны (не исключено, что и эти цифры завышены после массовой миграции из республики русских, немцев и др.).

Молдавия - по данным переписи 1989 года, было зафиксировано 562 тыс. русских, то есть примерно 13% всего населения республики.

Таджикистан - около 60 тыс. россиян (возможно, и эта цифра завышена после массовой миграции русских в 1992-1993 годах).

Туркмения - из 5,2 млн. человек 3,5% составляют этнические россияне.

Узбекистан - из 23,2 млн. человек 1,8 млн. составляют "русскоговорящие".

Латвия - из 2,4 млн. человек примерно 30% населения составляют "россияне".

Литва - примерно 300 тыс. "россиян".

Эстония - из 1,45 млн. человек примерно одну треть составляют русскоязычные (420 тыс. человек).

Соотечественники в странах традиционного зарубежья

В странах дальнего, традиционного зарубежья русскоязычная диаспора (к ней мы относим тех, кто выехал из СССР\России и их потомков – русские, украинцы, евреи, российские немцы) составляет около 10 миллионов человек.

В Европе проживает более 3 миллионов русскоязычных граждан,  из них:

Германия -2.3 миллиона,

Великобритания - 40 тысяч,

Испания - 40 тысяч,

Финляндия - 25 тысяч,

Венгрия - 20 тысяч,

Австрия - 10 тысяч,

Словения - 10 тысяч,

Польша - 9 тысяч Дания - 5 тысяч "русских", из них 1600 - граждане РФ,

Франция – 4.5 тысяч,

Норвегия - 3,5 тысячи выходцев из бывшего СССР ,

Кипр - 3,5 тысячи выходцев из России и СНГ.

Большая русскоговорящая диаспора – в Голландии.

США - от 2 до 3 млн. русскоязычных

Канада – 1.4 миллиона.

Израиль – 1.3 миллиона.

Страны Латинской Америки - более 1 миллиона.

Аргентина - 300 тысяч русских и русскоязычных

Большая русская колония – в Австралии.

Новая Зеландия - 7-8 тысяч (выходцы из России и СНГ)

Япония - 3 тысячи русскоговорящих.

Граждане России за рубежом

Всего за рубежами России проживает - около 1 миллиона граждан РФ,  из них 40% - в странах СНГ и Прибалтики.

В 2001 году в СНГ и Прибалтике было выдано 508 тысяч загранпаспортов гражданам России. Очередь за паспортами – на несколько месяцев вперед.

В Казахстане 30 тыс. граждан РФ стоят на консульском учете.

В Приднестровье – 100 тыс. граждан РФ, 65 тыс. стоят на консульском учете, 44 тыс. из них не имеют  загранпаспортов.

В Туркменистане проживает 150-180 тысяч этнических россиян, около 70 тысяч из них имеют двойное гражданство. (Всего населения –5.2 миллиона человек, 77% - туркмены).

В Эстонии –  постоянно проживают более 150 тысяч граждан РФ.

В Германии проживет 300 тыс. российских граждан, больше, чем во всех странах СНГ.

В США - около 50 тыс.

Политика России по отношению к зарубежным соотечественникам

После снятия «железного занавеса» в СССР оживился интерес к зарубежным соотечественникам. В августе 1991 года в Москве их собрали на Съезд. Но работа была сорвана событиями 19 августа. О соотечественниках вновь забыли, пока их мощный поток не хлынул в Россию уже из-за новых границ.

В Государственной Думе РФ первого созыва в 1994 году создается Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками. В том же году указом Президента утверждается Концепция государственной политики в отношении соотечественников за рубежом и создается Правительственная комиссия по делам соотечественников.

В бюджете на 1995 год впервые появляется строка о выделении средств «на поддержку соотечественников за рубежом». Из-за сбоев в работе Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, которая является распорядителем расходов по данной бюджетной статье, средства для соотечественников не всегда использовались полностью, не использованные в конце года – возвращались в казну. (В 2002 году на помощь соотечественникам предусмотрено   135 миллионов рублей. До 14 июня 2002 года, первого в году заседания Правительственной комиссии – эти средства оставались без движения.)

В июле 1995 года в Госдуме собирается Съезд представителей русских общин, из нового (ближнего) зарубежья. На съезде избирается Совет соотечественников при Государственной Думе.

На уровне федеральной исполнительной власти делами соотечественников занимались сначала Министерство по делам федеративной и национальной политике (Миннац), затем Минсотрудничество, а после его ликвидации в 2000 году все снова вернулось в Миннац, преобразованный в Минфедерации.

В 1999 году Государственная Дума приняла Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», введенный в действие 1 июня 1999 года. Закон установил принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, основы деятельности органов власти РФ по реализации указанной политики.

11 октября 2001 года в Москве прошел Конгресс соотечественников, собравший около 600 представителей российской диаспоры более чем из 47 стран мира. Конгресс открыл своим выступлением Президент В.В.Путин. Он сказал, что Конгресс обещает быть "этапным событием", которое позволит сделать первые практические шаги в деле налаживания тесных контактов между россиянами и их соотечественниками за рубежом. В современном мире не важна точка проживания, - сказал президент, - важно душевное состояние человека и результат совместной деятельности. Он предложил теснее развивать контакты в бизнесе, призвал русскоязычные диаспоры быть связующим звеном между Россией и миром.

Особо Президент остановился на проблемах дискриминации соотечественников за рубежом и отметил, что у них безусловно "должны быть равные права с гражданами тех стран, в которых они проживают". Владимир Путин заверил собравшихся, что "мы должны бороться за это грамотно, настойчиво, твердо". Говоря о разнородности российской диаспоры и в национальном и в конфессиональном смысле, Президент отметил, что, тем не менее, задача у всех одна - "сохранить национальную культуру, защитить людей от дискриминации, соблюсти права человека".

Президент отметил, что за последние 10 лет государство, к сожалению, очень мало сделало для своих соотечественников и призвал объединить усилия для того, чтобы исправить эту ситуацию. Президент назвал проблему соотечественников приоритетной во внешней политике.

Среди проблем, с которыми сталкиваются соотечественники за рубежом, в особенности те из них, кто неожиданно для себя оказался за границей после развала СССР, Владимир Путин отметил повсеместное сокращение русскоязычных школ, давления на русскоязычные издания, сокращение выпуска литературы на русском языке. Президент призвал выделить в государственной программе "Электронная Россия" отдельное направление, касающейся обеспечение электронными средствами и доступам к информации из России соотечественникам за рубежом.

Кроме того, Владимир Путин, отметил недопустимость существующей сегодня ситуации, когда при больших масштабах нелегальной эмиграции в Россию, законопослушные граждане годами вынуждены дожидаться российского гражданства. Признав, что "претензии российской диаспоры к государству в большой степени оправданы", Владимир Путин обещал, что совместными усилиями положение будет исправлено, а граждане России и их соотечественники за рубежом "станут по настоящему единым народом".

Вступающий  в силу с 1 июля 2002 года новый Закон о гражданстве Российской Федерации перечеркивает обещания о льготном порядке обретения гражданства России, данные соотечественникам в 1999 году 11 статьей Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»,  которая отменяется.

Просить о российском гражданстве в упрощенном порядке, то есть без предварительного получения вида на жительство в России, могут только те, кто по сей день не имеет гражданства.  Граждане бывшего СССР,  даже родившиеся на территории РСФСР, при возвращении в Россию, на свою Родину, должны будут как любые иностранцы, сначала получить вид на жительство.

После получения вида на жительство, чтобы подать  заявление о приеме в гражданство РФ, надо ждать  не менее одного года (это в лучшем случае!, если соискатель родился в РСФСР, признан беженцем, или имеет особые достижения в науке, культуре, уникальной профессии), а  то – и все пять! Соотечественнику-соискателю российского гражданства нужно будет доказывать, что он имеет законный источник существования. (Что будет признаваться таковым, пока - неизвестно.)  При соблюдении всех этих условий, сдав экзамен на знание русского языка, обязавшись соблюдать Конституцию и законы РФ российский соотечественник, оказавшийся иностранцем в результате развала Советского Союза, получит право ходатайствовать о приобретении   российского гражданства.

На Конгрессе соотечественников Президент также предложил создать "единую госструктуру", которая бы решала проблемы соотечественников. Он отметил, что сейчас этим занимается много ведомств, что неэффективно, при этом Президент вспомнил русскую пословицу, что у "семи нянек дитя без глаза".

16 октября 2001 года вышел Указ Президента, который ликвидировал Минфедерации, а специальный орган по работе с соотечественниками не создал. Началась очередная передача дел из одного ведомства в другое.

Указом Президента от 27 апреля 2002 года на Министерство иностранных дел страны возложены ряд дополнительных функций. МИД должен будет участвовать в разработке основных направлений государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом и осуществлять меры по их реализации. 

МИД также наделяется правом законодательной инициативы в области совершенствования законодательства РФ в области отношений с зарубежными соотечественниками. На это министерство возлагается обязанности по внешнеполитическому и международно-правовому обеспечению деятельности России в целях защиты прав, законных интересов и поддержки соотечественников, проживающих за рубежом. МИД будет координировать международную деятельность по этому направлению федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации, обеспечивать деятельность Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.

Директор Департамента по делам соотечественников, международному гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД – Цепов Борис Анатольевич.

Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом 14 июня 2002 года возобновила свою работу после последнего полугодового перерыва.

На предыдущем заседании 17 декабря 2001 года, председательствовал возглавлявший тогда Правительственную комиссию Заместитель Председателя Правительства РФ В.Б.Христенко. Были рассмотрены четыре вопроса: об итогах Конгресса соотечественников, состоявшегося 10-12 октября 2001 года в Москве, о ходе реализации Перечня направлений использования бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов в 2001 году, о проекте Перечня направлений использования бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов в 2002 году, об обращении директора Института стран СНГ К.Ф.Затулина в Правительство Российской Федерации (речь шла о выделении средств на покрытие расходов на издание книги “От Съезда до Конгресса”, которую Институт стран СНГ издал к началу Конгресса соотечественников и которая бесплатно распространена среди его участников).

14 июня 2002 года заседание вела  Председатель Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, Заместитель Председателя Правительства России В.И.Матвиенко. В повестке дня было четыре вопроса: о задачах Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и организация ее работы;  о вопросах, выносимых на рассмотрение Комиссии и плане работы на 2002 г.; о перечне направлений использования бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих  в государствах-участниках СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов в 2002 году; о ситуации вокруг государственно-общественного фонда поддержки соотечественников за рубежом «Россияне».

В отличие от спорадически работающей Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом региональные власти и, в первую голову, власти столицы – Москвы заботу о соотечественниках не только декларируют, но и непрерывно, целенаправленно ведут. Все эти годы Москва оказывала помощь в поддержке русского языка и русского (российского) образования в странах СНГ и Прибалтики. Стипендия Мэра Москвы дала возможность нескольким сотням молодых людей получить полноценное образование, закрытое для них в новых независимых государствах.  Москва  вылечила тысячи соотечественников и помогла  сотням ветеранов.  На повестке дня  стоит вопрос не только о помощи, но и о сотрудничестве с соотечественниками. На  текущий 2002 год по консолидированной статье выделено из городского бюджета 120 миллионов рублей на программы поддержки соотечественников, что сопоставимо с федеральным бюджетом на эти же цели.

Начала работу Межведомственная комиссия Правительства Москвы по работе с соотечественниками, координирующая деятельность всех московских структур в этом направлении. В департаменте Международных связей Правительства Москвы, отвечающем за работу с соотечественниками, подготовил проект Комплексной целевой, среднесрочной программы поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, на 2003-2005 годы, который в июле будет рассмотрен Правительством Москвы.  В этой программе утверждается принципиально новый подход к работе с соотечественниками. От разовой помощи отдельным людям и организациям Москва переходит к созданию целостной системы взаимодействия с зарубежной диаспорой. Будет создана инфрастуктура, которая даст жизнь и крышу многим проектам – от гуманитарного до экономического взаимодействия столицы России и ее соотечественников. В Москве планируется открыть Дом соотечественника.

Справка подготовлена А.Докучаевой,
заведующей диаспорой Института стран СНГ

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ