Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Почему бастуют белорусские предприниматели?

ПРАЙМ-ТАСС, 2 марта 2005

Белорусские индивидуальные предприниматели, основным бизнесом которых на протяжении многих лет является челночный ввоз товаров из России для продажи на вещевых рынках страны, как и элита белорусского бизнеса – промышленники и средний бизнес – оказались не готовы к тому, что их страна перешла с начала 2005 г в торговле с Россией новый принцип уплаты НДС – в стране назначения. Когда пришло время уплачивать первые в этом году налоги, оказалось, что кроме единого налога /около 150 долл в месяц/ предприниматели должны заплатить 18 проц НДС от суммы реализации российских товаров. Раньше, когда страны применяли во взаимной торговле принцип страны происхождения товара, этот налог уплачивался в российский бюджет, а теперь он должен быть уплачен в бюджет Белоруссии. Получается, что, покупая товары в России фактически по той же цене, предприниматели в своей стране должны заплатить с его реализации новый налог.

Белоруссия и Россия начали применять принцип уплаты косвенных налогов в стране происхождения в 2000 г, поскольку создавали единое таможенное и экономическое пространство. Однако затем Белоруссия неоднократно заявляла о своем желании вернуться к принципу уплаты НДС и акцизов в стране назначения, ссылаясь на огромные потери бюджета. За 5 лет эти потери, по оценкам белорусской стороны, составили около 1 млрд долл. Сейчас белорусский бюджет снова стал получать НДС от торговли с Россией, но положение импортеров российских товаров ухудшилось.

Все в Белоруссии, кто торгует с Россией, столкнулись с массой проблем. Те же предприниматели – получается, что им нужно повышать цены, чтобы возместить свои потери, но будет ли их товар конкурентоспособным? С другой стороны, как отмечают эксперты в Минске, есть, что называется, и мирное решение их проблем. Так, сегодня предприниматели, которые ввозят и продают товары из России, уплачивают единый налог с коэффициентом 1,5. Предпринимательские структуры предлагают вести диалог с правительством с тем, чтобы убрать этот коэффициент и уплачивать НДС в соответствии с новыми правилами налогообложения, однако сами предприниматели намерены добиваться именно отмены НДС.

Вице-премьер белорусского правительства, который вышел во вторник к бастующим предпринимателям, предложил им прекратить акцию протеста и принять предложение правительства создать согласительную комиссию, которая выработала бы предложения по совершенствованию механизма уплаты НДС. А.Кобяков предложил также организовать оптовые рынки потребительских товаров на территории страны с тем, чтобы у предпринимателей не было необходимости ездить за ними в Россию и уплачивать НДС.

Примечательно, кстати, что речь не идет о российских товарах как таковых. Предприниматели ввозят в Белоруссию в основном китайский и турецкий ширпотреб, бытовую технику и аппаратуру крупнейших мировых производителей. И белорусское правительство давно уже хотело ограничить этот импорт. И Россия, и Белоруссия уже применяют таможенное оформление товаров третьих стран, ввезенных с территории друг друга. Но пока это требование распространяется только на юридические лица. Однако ГКТ Белоруссии недавно озвучил намерение распространить эту меру и на импорт индивидуальных предпринимателей.

То есть фактически белорусскому правительству на руку такая ситуация. Проводя политику стабильного курса нацвалюты, Белоруссия в последние пару лет создала очень выгодные условия для потребительского импорта, поэтому проблема предпринимателей с уплатой НДС может помочь ограничить его поток.

Косвенно эту идею подтвердил журналистам вице-премьер Андрей Кобяков. Говоря о создании оптовых рынков, он сказал, что правительство готово оказывать содействие тем предпринимателям, которые продают дефицитные для страны товары. «Государство здесь готово подставить свое плечо - предложить оптовые базы, чтобы обеспечить нормальный ввоз товаров, таможенную очистку и реализацию индивидуальным предпринимателям, которые продают продукцию, производимую в Белоруссии в недостаточном объеме и ассортименте», - заверил А.Кобяков.

По его словам, такие меры позволят перейти на цивилизованные принципы торговли и уплаты налогов. «Налоги на все ввозимые товары должны оставаться в нашей стране», - подчеркнул вице-премьер. Он категорически заявил, что правительство Белоруссии не отменит НДС для предпринимателей, но подтвердил, что власти готовы решать возникшие у них проблемы путем переговоров. Однако, по его словам, 1 марта бастующие предприниматели никак не отреагировали на предложения правительства и не пришли на переговоры в Минский облисполком, куда их приглашали представители правительства.

По информации А.Кобякова, несколько тысяч предпринимателей из числа тех, которые платят единый налог, уже заплатили НДС от реализации российских товаров. «Этому способствовала разъяснительная работа налоговиков. 28 февраля налоговые инспекции работали до ночи и на утро мне доложили, что поступления суммы единого налога возросли по сравнению с январем на 5,6 проц. Я думаю, люди поняли свой гражданский долг, подтвердили свое решение работать», - сказал вице-премьер, подчеркнув, что правительство готово оказывать содействие предпринимателям, которые будут платить налоги и прозрачно работать.

Предприниматели, в свою очередь, намерены продолжить акцию протеста. Они предъявили ультиматум правительству с требованием отменить уплату налога до 25 марта и намерены продолжать акции протеста каждый день вплоть до этой даты.

В первый день забастовки, 1 марта, акция протеста собрала в Минске по различным оценкам от 2 до 5 тыс человек, а по официальным данным – 3 тыс человек. По данным предпринимательского профсоюза, в Белоруссии насчитывается 186,6 тыс индивидуальных предпринимателей.

Что касается представителей крупного бизнеса в стране, то они после перехода в торговле с Россией на уплату НДС в стране назначения столкнулись с другими серьезными проблемами. Главной из них стал предложенный правительствами стран механизм подтверждения экспорта для получения нулевой ставки НДС у себя в стране. Белоруссия и Россия не осуществляют таможенное оформление во взаимной торговле, так что таможня не может подтвердить экспорт. Поэтому эти функции возложены на налоговые органы.

Получение этого подтверждения занимает много времени, внешнеэкономические партнеры не всегда хотят этим заниматься, и это приводит к вымыванию значительных оборотных средств у предприятий, поскольку они не могут вовремя провести зачет уплаченного НДС.

Об ухудшении деловой среды для производственной деятельности с переходом в торговле с Россией на уплату НДС в стране назначения заявили и представители малого и среднего бизнеса в Белоруссии. «Российские предприятия не хотят заниматься оформлением мелких контрактов (до 10 тыс. долл.) и предлагают приобретать комплектующие в своих оптовых магазинах за наличные деньги. А белорусское законодательство позволяет осуществлять закупки за наличный расчет только индивидуальным предпринимателям», - сказал журналистам вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей Александр Калинин. Кроме того, у ряда предприятий малого и среднего бизнеса возникли проблемы с приобретением в России комплектующих и реализацией готовой продукции вследствие ее удорожания.

Рост внутренних цен на российский импорт затронул все категории потребителей в Белоруссии. Он произошел в результате того, что россияне не снизили цены своих поставок на сумму НДС, хотя и перестали уплачивать его в России, а в Белоруссии к этой цене добавились 18 проц. Наиболее показательна в этом плане ситуация с контрактом на поставку газа стране в 2005 г. «Газпром» не снизил цену газа на величину НДС, как того ожидала белорусская сторона. Поставки осуществляются по цене 2004 года - 46,68 долл за тыс куб м. Это вызвало рост цен как непосредственно на газ для внутренних потребителей, так и – по цепочке – на вырабатываемую электроэнергию, продукцию промышленности и другие товары, произведенные с использованием российского сырья и комплектующих.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ